Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 апреля 2019 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Руденко В.И. ОТРАЖЕНИЕ ЖЕНСКОЙ СУДЬБЫ В ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(66). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(66).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОТРАЖЕНИЕ ЖЕНСКОЙ СУДЬБЫ В ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ

Руденко Виктория Игоревна

студент, кафедра литературы и методики её преподавания,  ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь

Погребная Яна Всеволодовна

научный руководитель,

д-р филол. наук, проф. кафедры литературы и методики её преподавания, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь

Поэтесса максимальной правды чувства, М. Цветаева, при всей её сложной судьбе, со всей яростью и уникальностью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины прошлого века. 

Лирика М. Цветаевой располагается в русле тенденций развития современного литературного процесса и представляет отдельный «женский» взгляд на реальность. Актуальность исследования определяется возросшим интересом к гендерной проблематике, обусловленной динамикой развития общества, а также расширением области литературоведческих исследовательских работ творчества Марины Цветаевой, в том числе в аспекте поисков автором идентичности в различных её аспектах, как женщины, как матери, как русской женщины.

Ключевой категорией, которая даёт возможность наиболее полно описать художественный мир М. Цветаевой, является категория женской судьбы.

Так, ещё в ранних произведениях М. Цветаева задаётся вопросом: что значит быть женщиной? И сама отвечает:

Бог меня одну поставил

Посреди большого света.

− Ты не женщина, а птица,

Посему − летай и пой.

(«Поступь легкая моя», 1918)

Итог этих же размышлений нашли отражение в работах зрелого периода, где особое внимание уделяется описанию героических женщин и женщин, пытающихся разорвать сеть традиционных представлений о гендерных ролях. Доказательством этому служат строки:

Не возьмешь моего румянца −

Сильного − как разливы рек!

Ты охотник, но я не дамся,

Ты погоня, но я есмь бег.

(«Не возьмешь моего румянца», 1924)

М. Цветаева нередко заимствует женские образы из исторического контекста, а также из литературы, мифов и фольклора, но даёт собственное прочтение известных текстов, в том числе «Слово о полку Игореве»:

Вопль стародавний,

Плач Ярославны −

Слышите?

С башенной вышечки

Неперерывный

Вопль − неизбывный:

 

− Игорь мой! Князь

Игорь мой! Князь

Игорь!

(«Плач Ярославны», 1921)

Не менее важно рассмотреть отражение женской доли в лирике М. Цветаевой в контексте поисков и утверждения национальной идентичности. Так, основным и доминирующим началом в лирике М. Цветаевой является русский национальный фундамент, русская идентичность. Русское, национальное происхождение пронизывает все произведения М. Цветаевой: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, − писала она. − Не быть в России, забыть Россию − может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри − тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».

Лирическое своеобразие поэтессы отчасти определяется с детских впечатлений, с дома, с семейного уклада. Так и М. Цветаева не отделяет себя от Москвы. Поэтесса влюблена в родной город, для неё Москва – это город, в котором она родилась, где создавала свои первые творения.

М. Цветаева представляет Москву как сердце России, средоточие её духовных ценностей. Отношение поэтессы к столице свидетельствует о её осознании значительного нравственного долга перед любимым городом.  Подобно тому, как венчаемые перед алтарем повторяют клятву за священником, произнося слова: «И в горе, и в радости…», так же и Цветаева признает за собой желание быть с Москвой не только в период её царствования, но и во времена скорби, разделяя с ней все трудности судьбы. «…Где и мертвой мне будет радостно», − говорит она, о неразлучности с древнерусской столицей.

Следующим аспектом для рассмотрения является изучение женской доли как доли матери в лирике поэтессы. Тема материнства − одна из главных тем в поэзии М. Цветаевой. До 1912 года она была представлена стихотворениями, посвященными матери − М.А. Цветаевой. Горечь ранней потери и объясняет трагичность большинства произведений, которые были посвящены матери. Например, стихотворение «Маме» (1907):

Все бледней лазурный остров − детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

(«Маме», 1907)

Марина Цветаева − единственная русская поэтесса, чья поэзия была связана с судьбой её детей. Если бы можно о Марине Цветаевой говорить «поэтесса» через союз «и», «и поэтесса», – то, думается, надо сказать, что, первую очередь, она была женщиной-матерью.  Еще в детских стихах «Вечернего альбома» она утверждала [2]:

Но знаю, что только в плену колыбели

Обычное – женское – счастье мое!

(«В люксембургском саду», 1910)

Рождение каждого из детей становилось для М. Цветаевой не только важным событием в жизни, но и новым этапом в творчестве: новый ребенок – новый мотив в лирике. Так, в художественном мире поэтессы старшая дочь Ариадна представлена как яркая личность, но в то же время как продолжение матери, так как М. Цветаева наделяет дочь и некоторыми чертами её характера. Не случайно мотивы пророчества, горького и трудного пути, избранничества, завещания, воли столь очевидны в стихах.

Таким образом, раскрытие темы женской судьбы проходит красной нитью через всё творчество М. Цветаевой. Поэтому оно пронизано трагизмом, ощущением некоего надлома, несовершенства, дисгармонии. Почему лирический мир этой поэтессы так трагичен? Причина кроется во многих факторах – во «внутреннем устройстве» самой М. Цветаевой, в характере эпохи, в какой ей пришлось жить, в личной и творческой судьбе поэтессы. Однако, может быть, именно трагизм и рожденная им непреклонность пред обстоятельствами судьбы, гордость духа являются отличительными чертами лирики М. Цветаевой, её «визитной карточкой», «опознавательным знаком».

 Поэтессе пришлось жить в довольно трудное время. Э.М. Ремарк так высказался об этом: «Если не смеяться над двадцатым веком, то надо застрелиться. Но долго смеяться над ним нельзя. Скорее взвоешь от горя» [1]. Поэтому, прежде всего, лирика М. Цветаевой – это отражение женщины, ищущей себя в XX веке. Вследствие этого в творчестве М. Цветаевой тема женской судьбы решается путем создания образа женщины в разных её ипостасях: женщина-жена, женщина-мать и женщина-гражданин своего Отечества. Лирика поэтессы очень исповедальна, это своеобразный дневник, в котором запечатлены душевные переживания. В этом была сила и самобытность её поэтического слова. В нашей работе была предпринята попытка рассмотреть отражение женской судьбы в лирике М. Цветаевой показать, как лирика поэтессы рождается из непреодолимой потребности душевного самораскрытия, из жадного стремления познать самого себя и мир в целом.

 

Список литературы:

  1. Ремарк Э.М. Три товарища. М.: Азбука-классика, 2008.
  2. Цветаева М.И. Вечерний альбом «В Люксембургском саду» / М.И. Цветаева. – М., 1910.
  3. http://www.tsvetayeva.com (Цветаева М.И. Сводные тетради. Наследие Марины Цветаевой)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.