Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 апреля 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Давыдова Я.С. СМЫСЛОВАЯ ФУНКЦИЯ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ В. НАБОКОВА «ВЕСНА В ФИАЛЬТЕ» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(66). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(66).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СМЫСЛОВАЯ ФУНКЦИЯ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ В. НАБОКОВА «ВЕСНА В ФИАЛЬТЕ»

Давыдова Яна Сергеевна

студент, кафедра литературы и методики её преподавания, ГБОУ ВО «Ставропольский Государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь

Погребная Яна Всеволодовна

научный руководитель,

д-р филол. наук, проф. кафедры литературы и методики её преподавания, ГБОУ ВО «Ставропольский Государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь

Символика цвета занимает значительное место в поэтике В. Набокова. Его мастерское обращение с цветовыми образами формирует стилистическую особенность его текстов. Художественная манера этого автора заключается в пристальном внимании к внешней стороне действительности, к формам, в которых эта действительность существует и через которые транслирует свою содержательную сторону. В текстах В. Набокова цветовые обозначения зачастую способствуют усилению выразительности, но также имеют свойство оказываться одними из «проводников» смысла. Цветовые образы – неотъемлемая составляющая произведений Набокова: без цветовых употреблений тексты потеряют свою эстетическую глубину и свойственную им смысловую оригинальность.

На примере рассказов из сборника «Весна в Фиальте» мы рассмотрим значения, заложенные автором в используемый им в текстах жёлтый цвет. Чтобы определить, какая семантика скрывается за ним, первоначально необходимо проследить его употребление в одноимённом тексте, открывающем данный сборник.

В рассказе «Весна в Фиальте» желтый цвет встречается нам шесть раз:

1. Приехав в Фиальту, рассказчик видит «желтую апельсинную корку на <…> панели» [4, с. 172]. 

2. Описание внешности Нины сопровождается довольно выделяющейся деталью – «лимонно-желтым шарфом» [4, с. 173].

3. Жёлтая «метка» накладывается и на дальнюю родственницу рассказчика: «Старая дева, безобразная, с желтым, как церковный воск, лицом» [4, с. 178].

4. При описании старика с «седой бородой, в середке вместе с усами образующей уютное желтоватое гнездо для жадно жующего рта» [4, с. 181].

Также данный цвет встречается дважды при описании автомобиля, в котором погибает Нина:

5. «Желтая, похожая на жука, машина» [4, с. 185];

6. «Желтый автомобиль, виденный мной под платанами, потерпел за Фиальтой крушение» [4, с. 189].

Сравнивая эти примеры, можно прийти к следующим предварительным заключениям: желтый цвет появляется тогда, когда речь идет в большинстве своём о старости, увядании. Ужасное лицо старой девы было уже будто помечено грядущей смертью (это впечатление усиливается после слов о церковном воске, что вызывает ассоциации с панихидой). Похожее восприятие у читателя формирует и «желтоватое гнездо для жадно жующего рта». Эти примеры, как мы видим, соответствуют одной из традиционных концепций желтого цвета, которая «ассоциируется с желтизной кожи и увядающим осенним листом, что делает его мрачным символом болезни и смерти» [2, с. 34].

О значении желтого цвета в «Весне в Фиальте» нам рассказывает и машина, в которой погибла Нина. В этом случае на первый план выходит уже семантика самой смерти, а не ее близость (болезнь, увядание или старость), поскольку образ этого автомобиля, будучи в художественном мире рассказа реализованной возможностью смерти, привносит это значение и в свой цвет.

В. Набоковым довольно часто вводились в тексты произведений некоторые скрытые детали, имеющие свойство предсказывать судьбу персонажей. Он помещал в прошлое или настоящее героев образы тех событий, которые должны были произойти в будущем [1, с. 57]. Исходя из сказанного, мы можем заметить, что гибель Нины в большинстве своём была уже «предрешена» с самого первого упоминания ее в тексте [4, с. 173]. При прочтении данного описания лимонного атрибута в одежде героини, у читателя невольно могут возникнуть ассоциации с Айседорой Дункан, погибшей из-за шарфа, который задушил её, застряв в автомобильном колесе. Значимо, что шарф, принимающий непосредственное участие в так называемой «репетиции смерти», желтый. Вполне возможно, что Набоков, используя при создании образа персонажа такой цвет, заранее рассказывает нам об обреченности Нины, неминуемости её смерти [3, с 166].

Важно отметить, что образ смерти, закрепленный за желтым цветом, может нести в себе разнообразные оттенки значений, которые писатель создает с помощью подбора дополнительных эпитетов для основных цветовых обозначений. Лимонно-желтый шарф, как мы заметили, значительно выделяется из списка употреблений желтого цвета, данного выше. Объяснить употребление такой яркой детали можно несколькими способами. Во-первых, броскость выбранного цветового оформления может быть оправдана тем, что шарф повязан на шею одного из главных героев произведения, т. е. выбранный цвет дает понять читателю, что персонаж играет в тексте особую роль, выделяется среди других героев. Во-вторых, это может быть связано с тем, что желтый шарф, как нами уже отмечалось, предсказывает самое драматическое событие «Весны в Фиальте» – смерть героини. В-третьих, будучи частью образа Нины, желтый цвет определённо не может нести в себе семантику старости и увядания, потому что героиня молода. Читатель, знакомясь с ней, наоборот должен почувствовать необычайную энергию, жизненную силу Нины, для передачи которой В. Набокову, возможно, как раз таки и следовало «уточнить» нейтральный желтый цвет таким сочным лимонным оттенком.

Основываясь на результатах анализа текста рассказа «Весна в Фиальте», по такой же аналогии можно рассмотреть особенности употребления желтого цвета в других произведениях сборника. В рассказе «Круг» желтый встречается только один раз и используется в описании старого человека: «Годунов-Чердынцев (весьма пожилой, с желтовато-пепельной бородкой и морщинами у глаз), поставив ногу на скамью, играл с фокстерьером» [4, с. 644]. Нельзя не отметить, что этот портрет схож с описанием старика из «Весны в Фиальте». В «Круге» желтый цвет приобретает семантику старости и смерти, так как ближе к концу произведения упоминается гибель Годунова-Чердынцева [4, с. 647]. Стоит обратить внимание на то, что в двух разных текстах сборника желтый цвет употребляется с одной и той же целью – предсказать смерть персонажа. Рассказ «Набор» начинается следующим образом: «Он был стар, болен, никому на свете не нужен» [4, с. 557]. Эта характеристика дана главному герою, Василию Ивановичу. В исчерпывающих описаниях его внешности желтый цвет не встречается, но мы находим его далее в пейзаже, который окружает Василия: «Пчелы обслуживали цветущую липу над ним; оттуда … ярко желтела цветочная осыпь» [4, с. 560]. Здесь мы находим упоминание об увядшем растении, которое наделено четкой семантикой старости/смерти. Василий только что вернулся с кладбища и думает о своей покойной сестре. Его мир пронизан незримым присутствием смерти. Мы видим указание на то, что Василий Иванович находится под её чутким наблюдением: «…на нем уже метка смерти» [4, с. 559]. Герой вдруг подвергается необъяснимому «наплыву счастья» [4, с. 559], а о факте его гибели так и не приводится никакой информации. В общей атмосфере горя от воспоминаний об умерших родственниках и предчувствия собственной гибели, герой, тем не менее, находит в себе силы если не бороться со смертью, то, по крайней мере, наслаждаться «увядающей» жизнью. Желтый цвет используется здесь не для создания портрета Василия Ивановича, а вплетается в описание мира, окружающего героя.

Финалом рассказа «Лик» является самоубийство Колдунова. Главный герой, много лет с Колдуновым не встречавшийся, думает о нем как о давно умершем человеке [4, с. 384]. При описании внешности Колдунова лишь дважды используется желтый цвет:

1. «Крупные черты его желтовато-темного лица с шершавой тенью на щеках и над губой» [4, с. 387].

2. «Его глинисто-желтая голова – он был почти совершенно лыс – мешки под глазами» [4, с. 392].

Желтый цвет настойчиво вводится автором в описание внешнего вида персонажа. Принимая во внимание сделанные наблюдения, мы можем интерпретировать данные элементы описания героя как знак его неминуемой смерти (которая в конечном итоге и наступила). Следует обратить внимание и на то, что улицу, ведущую к злополучному дому, где Колдунов сводит счёты с жизнью, В. Набоков также представляет читателю в жёлтом цвете: «Колдунов повел Лика влево и вверх по маленькой кривой улице, испещренной там и сям желтым и тоже каким-то кривым солнцем» [4, с. 390].

На основе анализа нескольких рассказов можно прийти к заключению, что желтый цвет в сборнике «Весна в Фиальте» используется Набоковым, главным образом, как символ старости, увядания и/или предвестника смерти героя. Можно отметить, что подобное использование желтого не всегда однозначно, семантика этого цвета может изменяться в зависимости от особенностей конкретного текста (рассказ «Набор», где семантика смерти является частной), а также – дополнительных оттеночных характеристик («лимонно-желтый шарф» в «Весне в Фиальте»), но всегда остается в обозначенном семантическом ряду («старость» – «увядание» – «смерть»).

Желтый цвет служит не только носителем конкретной семантики, но и одним из активных циклообразующих факторов, своего рода сквозным мотивом. При этом образ некоторых героев из сборника «Весна в Фиальте» строится так, что цвет выступает в качестве их обязательной структурной составляющей. Это позволяет говорить о том, что желтый цвет в сборнике, возникающий в разных текстах, объединяет их друг с другом как на уровне формы, так и на уровне художественного смысла.

 

Список литературы:

  1. Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999. 320 с.
  2. Вовк О. Энциклопедия знаков и символов. М., 2006. 528 с.
  3. Курицын В. Набоков без Лолиты: Путеводитель с картами, картинками и заданиями. М., 2013. 452 с.
  4. Набоков В.В. Собр.соч.: В 5 т. СПб.: Симпозиум., 1997. Т.1.  692 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.