Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 апреля 2019 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вергун Е.С. ФЕНОМЕН ФЕРАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ИЛИ НЕСОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(66). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(66).pdf (дата обращения: 18.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФЕНОМЕН ФЕРАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ИЛИ НЕСОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ

Вергун Екатерина Сергеевна

студент, факультет филологии ОГУ,

РФ, г. Оренбург

Федоринов Алексей Васильевич

научный руководитель,

доц. кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка ОГУ,

РФ, г. Оренбург

Общепризнанный факт, что человеческий младенец зарождается всего лишь как биологический организм. И лишь, с течением времени он становится человеческим существом со своей системой установок и ценностей. Человек достигает этого состояния в ходе процесса, который ученые называют социализацией. Именно в результате этого процесса отдельный индивид превращается в человеческую личность.

Способность человека объединять образ своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий служит необходимым условием для реализации социальных связей и соответственно общественной жизни. По пути сознание фиксирует социальную связь в самом индивиде. Эта связь обнаруживается в нем как «сознание», т. е. как разделенное с другими людьми знание о необходимом содействии в воспроизводстве социального процесса. Она же выявляет социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития его сил. Сознание человека как особого рода связь с миром носит нелинейный характер. В нем сопрягается различное отношение человека к людям, вещам, природе, подкрепленное раздельным характером деятельности, в которой он и обособлен от людей, и зависит от них.

В самом начале своего жизненного пути человек не имеет собственного «Я». Он просто продолжает жизнь «эмбриона» как частица материнского тела. Даже различение границ собственного тела от всего остального мира становится результатом последовательного изучения ребенком окружающей среды. Так, он открывает для себя, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы и руки. Обособление личности сначала от физического мира, а затем и от социального довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь.

Открытие «Я» происходит в возрасте трех лет, причем без всяких усилий самосознательного «Я», ибо его еще нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как, каким образом ему пришла в голову мысль говорить о себе «Я». Ведь до момента осознания себя в качестве «Я» человек не был «Я», а потому не было и того, кто взял бы под контроль процедуру «просыпания» «Я» и запомнил бы ее. Сказав, «Я», человек выделил себя уже не только из природы, но и из сообщества других людей. Формирование «Я» - центральный и один из самых сложных вопросов в проблеме сознания, который по сей день обсуждается в философии, психологии, антропологии и других науках. На этот вопрос даются разные ответы:

«Я» — продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом;

«Я» — результат социализации человека, которая предполагает общение и коммуникацию;

«Я» — непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно, и т. д.;

«Я» - явленность Духа Святого, а потому «Я» трансцендентально, т. е. то, что выходит за пределы сознания.

В каждом из этих толкований природы «Я» есть своя частица правды, но тем не менее вопрос о природе «Я» остается пока нерешенным.

Личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и рос в среде животных.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Но данная теория поставлена под сомнение при открытии феномена так называемых «феральных» людей.

Кто же они «феральные» люди? Это индивиды, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Вышеуказанный термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл Линней. По-другому этих нецивилизованных людей называют еще «маугли». Самые известные – Амала и Камала, найденные в 1920 г. на севере Индии близ Миднапура. Местные жители рассказали преподобному Джозефу Сингху, в чьем ведении находился сиротский приют, о странных созданиях, которые встречались им в лесу вместе с волками; они их боялись и считали оборотнями. Священник не верил в привидения и черную магию и, устроив засидку, своими глазами увидел одичавших детей. После этого охот-ники раскопали логово, которое отличалось исключительной чистотой, старую волчицу убили, а девочек отловили и устроили в приют. Преподобный Сингх, человек весьма образованный, много занимался с этими детьми и вел дневник, из которого мы много узнали об их жизни. Когда девочек вернули в мир людей, младшей, названной Амалой, было около полутора лет, а старшей, Камале, примерно восемь, и она так одичала, что совершенно забыла все людские обычаи, в том числе и человеческую речь. Примерно через год после поимки девочки одновременно заболели, младшая умерла, а старшая после ее смерти погрузилась в жесточайшую депрессию, но выжила, и доктор Сингх вместе с женой продолжили свои труды по возвращению девочке человеческого облика и ее социализации, надо сказать, не слишком успешные. Если Амала за год пребывания в человеческом обществе стала осваивать человеческую речь, хоть и гораздо медленнее, чем обычные дети ее возраста, то Камала за восемь лет (она умерла в 1929 г.) освоила всего лишь сорок слов. Она привязалась к жене священника, научилась ходить на двух ногах, хотя бегала по-прежнему на четвереньках, приобрела кое-какие гигиенические навыки и даже полюбила одеваться, кое-как общалась с детьми из приюта, хотя предпочитала им детеныша гиены, но полноценным человеком так и не стала. У нее, как и у всех одичавших детей, развился синдром, который позже назвали синдромом Маугли: они погружены в себя, не умеют и не желают общаться с людьми; у них сохраняются звериные привычки, ведут они себя, с человеческой точки зрения, неадекватно. Научить их языку практически невозможно: ведь критический возраст, когда человек может овладеть речью, приходится на период от 2 до 5 лет, а они в этом возрасте изолированы от носителей языка. Это состояние очень напоминает синдром аутизма.

Рассматривая случаи обнаружения «маугли» нельзя не отметить, что это случаи далеко не единичные в нашем, как мы говорим, современном и цивилизованном мире.

Таким образом, изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Сам же процесс социализации начинается с самого рождения человека и заканчивается лишь с его смертью.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Процесс социализации обладает ещё одной уникальной особенностью: он может оборваться на ранних стадиях, по разным причинам, но он не может быть восстановлен ни на каком из последующих этапах «развития» индивида. С утратой способности социализироваться индивид теряет возможность стать личностью и обрести своё место в обществе.

 

Список литературы:

  1. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с. 2000
  2. Никандров В.В., Психология, М., "ТК Велби"; "Проспект", 2007 г., с. 396-397
  3. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992, с. 45
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.