Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2019 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КИНОИНДУСТРИИ
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Кино же занимает уникальное место в жизни современной молодежи. Кинематограф, будучи крупнейшей индустрией современности, имеет возможность воздействия на максимально широкую аудиторию, может проецировать в общество определенное отношение нормы и ценности, а также модели поведения. В зависимости от того, какую продукцию кино индустрии россияне смотрят и как ее понимают, во многом складываются их взгляды, принципы, цели и ожидания [2].
Теоретик кино З. Кракауэр сформулировал ряд положений, которые обосновывают востребовательность молодежи в просмотре фильмов [6]:
- кино показывает зрителю мир, прежде невиданный, ставит лицом к лицу с тем, чего человек обычно страшится;
- у кинозрителя ослабевает контроль самосознания как сила, определяющая ход мыслей и умозаключений, и он поддается притягательной силе зрительного образа.
Для оценки частоты посещений кинотеатра использовалась модификация типологии зрителей по интенсивности кинопросмотра, разработанная классиком отечественной киносоциологии Михаилом Жабским. В зависимости от того, какое количество фильмов респондент в среднем смотрит в кино в течение определенного периода времени :
Среди посетителей кинотеатров преобладают зрители, которые ходят в кино 1-2 раза в месяц, – их доля в конце прошлого года составила 41%, тогда как доля активных кинозрителей (посещающих кинотеатры почти каждую неделю) не превысила 29%. Еще 30% составляют пассивную и случайную киноаудиторию, предпочитающую смотреть фильмы на большом экране не чаще двух раз в квартал [4].
Аналитик Николай Ларионов утверждает: «Средняя цена билета на фильм для россиян по-прежнему остается высокой. Но даже в отрыве от цены зритель вправе рассчитывать, что просмотр фильма в кинотеатре предполагает качество кинопоказа в том объеме, в каком он создавался авторами картины (яркость изображения, звук) [7, с 157].
По мнению четверти (25,2%) зрителей, оптимальной ценой за билет в воскресный вечер на сеанс кинофильма из разряда блокбастер являются 300-350 рублей. 21,5% респондентов считают, что подобный сеанс должен стоить не более 250 рублей. 18,2% зрителей справедливой ценой в данном случае считают билет стоимостью 250-300 рублей. Общая доля респондентов, готовых платить за такой билет более 350 рублей и не испытывать при этом отрицательных эмоций по поводу затрат, составляет 20,6%, из них 6,2% считает цену выше 500 рублей вполне приемлемой для блокбастера [5].
Среди жанровых предпочтений первые 3 позиции занимают драма, комедия и приключения. Не удивительно, ведь основными мотивами просмотра художественных фильмов являются отдых и развлечение, эмоциональная разрядка и познание окружающей жизни. Соответственно, кино для абсолютного большинства воронежской молодежи выполняет три функции: развлекательную, психотерапевтическую и познавательную.
Для того чтобы понять, что делает фильм привлекательным молодежь попросили назвать черты хорошего кино. Судя по всему, главными факторами воздействия кинофильма являются талантливо разработанный необычный сюжет с опорой на идеи душевности и доброты, актерское мастерство и привлекательность картины с эстетической точки зрения. Так, спецэффекты были упомянуты в пяти случаях, музыка и операторская работа – в трех, декорации и костюмы – в двух. О психологической напряженности и накале страстей высказались три респондента. Интересно, что большинство выбранных кинолент отнюдь не характеризуются стандартностью и упрощенностью сюжета, примитивной чувственностью, а критерии выбора не характерны для массового кино [6].
В прошедшем году по итогам исследования кинотеатральной аудитории специалисты Movie Research выяснили, что для зрителей наиболее привлекательным героем (главным героем фильма) является авантюрист, обладающий смелостью, настойчивостью, хитростью и изобретательностью, данный типаж как привлекающий к просмотру картины персонаж называют 37,2% зрителей. Также зрителей привлекают истории, главными героями которых являются воин, рыцарь и энтузиаст. Воин, доблестный защитник и завоеватель, кажется интересным 29,5% зрителей. Рыцарь, воплощающий на экране ценности чести и долга, привлекает 27,1% опрошенных. Энтузиаст, энергичный и деятельный, интересен 27% зрителей. Менее всего в современном кинематографе массового зрителя привлекают аскетические и праведные герои: 7,3% и 5,7% соответственно [5].
Генеральный директор компании « Двадцатый век Фокс СНГ» Вадим Смирнов утверждает: «Зритель относится к российскому кино так же, как и ко всему остальному: если фильм качественный и интересный зрителю, отношение к нему очень хорошее» [7, с 161]
Предубеждение отечественных зрителей против российского кино, царившее в последнее десятилетие, заметно уменьшается. Лояльное отношение к отечественному кино в целом отметили 35,9 % респондентов. Из них более трети (26,7%) отдают предпочтение отечественным фильмам, но и не исключают из досуга фильмы других стран; 9,2% - зрители, интерес которых направлен преимущественно на фильмы отечественного производства. 19,1% кинозрителей отдают предпочтение иностранным фильмам и редко смотрят отечественное кино [5].
Респонденты указали ряд любимых отечественных фильма. Согласно социологическим исследованиям, которые проводились социологами НИИ киноискусства в Белгороде, посещаемость кинотеатров области во время показа отечественных фильмов варьировалась от 10,0 % до 40,0 % при прокате до 45 кинолент. Экспертами среди отечественных кинолент, предпочитаемых студентами, были названы фильмы, снятые в ХХI в., отличающиеся зрелищностью, динамизмом сюжета («экшн») и сопровождаемых широкими рекламными кампаниями. Среди них фильмы «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Особо опасен», «Ёлки» режиссера Т. Бекмамбетова. Социолог Л.М. Курбанова выявила следующие предпочтения молодежи в области кино, которые подтверждают полученные нами данные [1].
На рынке художественных кинофильмов потенциальные потребители – зрители демонстрируют определенное потребительское поведение, в основе которого лежит множество специфических характеристик. Эти характеристики зависят от субъективных факторов: интереса к сюжету, моральных или меркантильных ценностей, целей познания или развлечения.
Опираясь вышеизложенное, мы решили провести собственное исследование, которое покажет текущие отношение воронежской молодежи к современной кино индустрии. Опыт предыдущих опросов позволит увидеть, как менялась ситуация по имеющимся показателями на значительном временном промежутке.
Опрос проходил в виде анкетирования. Нами было опрошено 100 человек, возрастом от 18 до 30 лет. Из них 57 девушек и 43 юноши.
Кинотеатры 1-2 раза в месяц посещают 25% воронежской молодежи, в то же время 1-2 раза в квартал смотрят фильмы в кинотеатре 24% воронежцев. Следует отметить, что раз в полгода ходят в кино 26% респондентов.
Как мы видим, что подавляющее большинство воронежских студентов считают оптимальной ценной за билет 150-250 рублей, с этим согласилось 62% респондентов, следует отметить, что более половины из них в возрасте от 18 до 22 лет.
Теперь посмотрим на любимые жанры фильмов воронежской молодежи. Нами было получено следующее распределение: 25% опрошенных выбрали комедию, 20% воронежских студентов отдали предпочтение фантастике.
В ответе на вопрос: «На какой компонент фильма вы обращаете внимание, прежде всего» 68% респондентов отдали выделяют такой компонент как сюжет, из них 39% составляют девушки Воронежа.
В ходе опроса выяснилось, что 58% респондентов предпочитают смотреть в кинотеатрах зарубежные фильмы, 26% из них, в возрасте от 18 до 22 лет.
Респондентам было предложено назвать свой любимый, как среди отечественный картин, так и среди зарубежных. Из представленного перечня наиболее популярных фильмов среди воронежской молодежи в категории отечественных фильмов наибольшей популярностью обладают такие фильмы как: «Приключения Шурика», «Москва слезам не верит» и «Движение вверх». Среди зарубежных фильмов были выделены такие картины как: «Гарри Поттер», «Мстители» и «Интерстеллар». Однако, предпочтения юношей и девушек не совпали как в отечественном кино, так и в зарубежном. В Российском кино юноши отдали свое предпочтения фильму «Приключения Шурика», а девушки – «Москва слезам не верит». В иностранных картинах юноши отметили «Мстители», а девушки «Гарри Поттер» соответственно.
Если мы рассмотрим на примере воронежской молодежи, какой популярностью пользуются отечественные фильмы, то картина выглядит следующим образом: 51% респондентов смотрят отечественные фильмы 1-2 раза в месяц.
В оценке качества отечественного кинематографа по 5-ти бальной шкале 34% опрошенных выбрали оценку в 3 балла, а 32% поставили 4 балла.
Нашим респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале компоненты своего любимого отечественного и зарубежного фильмов. В отечественных фильмах многие оценили на 5 баллов сюжет, игру актеров и саундтрек, а в зарубежных фильмах оценку в 5 баллов получили ещё и операторская работа и спецэффекты. Следовательно подавляющее большинство воронежской молодежи оценило высшим баллом все компоненты зарубежного кинематографа.
Большинство респондентов респондентов предпочитают смотреть в кинотеатрах зарубежные фильмы, а отечественные фильмы около половины опрошенных Воронежа смотрят 1-2 раза в месяц. По результатам опроса половина воронежской молодежи считает авантюриста самым привлекательным типажом главного героя.
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы: Воронежской молодежи больше нравятся фильмы комедийного и фантастического жанров. Большинство предпочитает смотреть в кинотеатрах преимущественно зарубежные картины, и подавляющее большинство воронежской молодежи оценило высшим баллом все компоненты зарубежного кинематографа. Наиболее привлекательный типаж главного героя - это авантюрист.
Список литературы:
- Босов Д.В. Мейнстрим-кинематограф и современная молодежь: ценности и ценностные ориентации, нормы, образцы поведения // Научные труды КубГТУ. – 2017. – № 6. – С. 48-53.
- Василенко И.В., Ткаченко О.В. Потребительское поведение жителей Волгограда и Волгоградской области на рынке художественной кинопродукции // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2018. – № 2. – С. 18-22.
- Груздева М.А., Калачикова О.Н. Досуговое предпочтение молодежи: региональный разрез // Социально пространство. – 2016 – № 5. – С. 1-11.
- Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969–2005). – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 775 c.
- Галкина Н.А. Киностатистика 2014 – М.: ООО «Универс-Консалтинг», 2015. – 156 с.
- Красова Е.Ю., Пипия А.С. Воронежская молодежь и кино: коллизия обратной связи // Вестник ВГУ. – 2017. – № 4. – С. 51- 58.
- Галиулова Н.И. Российская киноиндустрия – 2016 мнения – М.: ООО «ИА «ИнтерМедиа», 2017. – 216 с.
- Титова А.А., Современные исследования в социологии кино // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: материалы VI студенческой международной заочной научно-практической конференции. (13 декабря 2012 г.). – Новосибирск, 2012. – С. 224-236.
Оставить комментарий