Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 10 января 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Безуглов О.Д. АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТКОЙ МАНЕРЫ АНДРЕЯ УРОДОВА (ЖУРНАЛ «РОССИЯ БЕЗ НАС») // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(60). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(60).pdf (дата обращения: 27.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТКОЙ МАНЕРЫ АНДРЕЯ УРОДОВА (ЖУРНАЛ «РОССИЯ БЕЗ НАС»)

Безуглов Олег Дмитриевич

студент, направление «Реклама и связи с общественностью», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления НИНХ»,

РФ, г. Новосибирск

Романова Наталья Геннадьевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., доц. кафедры маркетинга рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления НИНХ»

РФ, г. Новосибирск

Разнообразие выбора периодических изданий и жесткая конкуренция между ними в борьбе за читательскую аудиторию на сегодняшний день ставят актуальную проблему кадрового отбора – привлечения авторов, своеобразие журналистской манеры которых способно обеспечить устойчивый интерес широкой читающей публики. Для изучения своеобразия журналистской манеры были выбраны публикации Андрея Уродова – главного автора и основателя электронного издания «Россия без нас» [2].

Согласно справочной информации на официальном сайте, журнал адресован, в первую очередь, эмигрантам: «Мы пишем для тех, кому интересна российская действительность: простая и не приукрашенная. Мы верим в неангажированный патриотизм и призываем замечать удивительное, радоваться людям, которые живут вокруг нас. А если вы уже уехали, то здесь сможете найти ту Россию, в которую захочется вернуться» [2]. Нестандартность такого обращения к читателям согласуется с общей тональностью и тематическим диапазоном публикуемых текстов.

Данный журнал можно отнести к категории литературно-бытоописательных, что обусловливает дополнительные требования к публикуемым текстам (в т. ч. в части художественных достоинств прозы) как со стороны редакционного коллектива, так и со стороны читателей.

Основным персонажем большинства публикаций становятся панельные пятиэтажки, а основной темой – детство конца 90-х гг. На страницах журнала можно прочесть сообщения о различных благотворительных акциях, о помощи бездомным животным, безнадежно больным, увидеть фотографии, сделанные на пленочные фотоаппараты, прочитать интервью с обычными жителями общежития Литинститута, рассказы-воспоминания о детстве.

В журнале «Россия без нас» пишут о России, реалиях повседневной жизни обычного человека, о простых семьях. Здесь нет раздела светской хроники, последних сообщений из мировых столиц и т.п. материала, наполняющего большинство сетевых изданий. Журнал позиционируется как вненовостной.

Издание «Россия без нас» выдержало восемь выпусков и затем закрылось. Последние тематические статьи датируются 2016 годом, редкие публикации до сих пор появляются, но аудитория стремительно сокращается.

Для анализа авторского стиля, жанрово-композиционных и языковых особенностей были выбраны следующие статьи Андрея Уродова: «Детское» [3]; «Зачем живет художник» [4]; «Линейная перспектива» [5].

Самое главное - что изначально притягивает взгляд читателя - четкая и яркая манера описания окружающей реальности: одежды, выражений лица, жестов. А. Уродов акцентирует отдельные детали окружающей действительности, делая их повествовательным центром статьи. Это позволяет лучше представить человека, дающего интервью, или обстановку, в которой находится сам автор. Нередко в правильную атмосферу нас погружает не только текст, но и фотографии, которые сопровождают статью. Они позволяют создать эффект присутствия для читателя, включают его в пространство текста.

В приоритете у автора темы и ситуации, окрашенные тонами личного отношения, близкие читателям-ровесникам. Доступность и выразительность образов достигаются за счет скрупулезного отбора эмоционально-окрашенной лексики, парцелляций и широкого использования приема метафоры.

Ключевой принцип, используемый А. Уродовым для создания ассоциативных образов, - детальность. Ср.: «…Он значительно старше: высокого роста, с большими карими глазами и зачесанными назад чёрными волосами. Александр со знанием дела рассказывает о своих картинах, держа в руках чашку чая, как художник в своей домашней мастерской…» [4]. Прием портретирования делает героя публикации близким читателю. Визуальный мотив в текстах А. Уродова позволяет создать нужную тональность, настроение, используется как средство акцентирования идейного плана: «…Оранжевая штора загоралась каким-то таинственным светом, я смотрел на стойку сквозь открытую форточку и мне казалось, что всё возможно и всё разрешимо» [5]. Звуки также становятся предметом внимания автора, позволяют создать многомерную картину внутренних ощущений глубоко рефлексирующего лирического героя зарисовки: «Это закрытая территория, и внутрь просто так не пускают <…> Тут очень тихо. Настолько, что мы слышим собственные шаги» [4]. Погода, обстановка комнаты, звуки и запахи – все это позволяет читателю погрузиться в происходящее, почувствовать себя непосредственным участником событий, безмолвно следящим за происходящим.  Ср.: «На работе я целыми днями сижу один. У нас есть большое окно во всю стену, оно открывается летом в него можно курить» [3]; «…Я добираюсь до работы на двух трамваях, читаю книги. Иногда выхожу за одну остановку до работы. Там раньше был какой-то НИИ. Сейчас он заброшен. Я прохожу мимо. Иногда захожу за забор – посмотреть на собак. Очень много их там развелось...» [3]. Разговорный синтаксис – неполные предложения, эллипсисы, парцелляции и инверсии – определяет своеобразие авторского языка, располагающего читателя к дружескому, задушевному общению.

Не боится А. Уродов вставлять в свой текст и ненормативную лексику, используемую для лаконичной характеристики личности персонажа, употребляет экспрессивно-оценочные разговорно-просторечные выражения. Тексту это добавляет определённый колорит: «Нажрусь я, Миш, и примчу к вам в Москву бродить по улицам. Читать стихи буду б****, как Есенин» [3].

Цель автора - обрисовать все стороны жизни, показать ту реальность, в которой находится сам.  Все статьи отображают некое подобие дневников, где люди рассуждают на волнующие их темы или делятся чем-то сокровенным.  Всего несколько строк дают нам яркий образ.

А. Уродову удается простыми словами передать и обстановку, и настроение, царящее вокруг, при этом он не пытается напугать читателя, вызвать жалость или повергнуть в шок. Возможно, такой подход позволит куда большему числу читателей понять внутренний мир автора и возможно найти в строчках себя. Ср: «На кассе я минут десять смотрел в огромное выпуклое зеркало. Продавец в нём выглядел огромным. Я же был мелким и каким-то уж совсем никчемным. Запертым в этой очереди, стоящим среди белых стеллажей. Одинокий человек, нюхающий мыло в супермаркете в пятничный вечер. Что же такое случилось со мной?» [3]. Журналист через развернутую ассоциативную метафору подчеркивает, что поднятая им тема сложна и не нуждается в приукрашивании, у всех людей бывают тяжелые периоды в жизни.

Отдельные высказывания журналиста могут на первый взгляд показаться резким, но то, как честно он передает свою эмоцию, добавляет живости его повествованию. То, с каким трепетом автор относится ко всему, что является предметом его переживания, глубокой рефлексии, безусловно, позитивно воздействует на эмоциональную сферу читателя. Отметим также ироничность многих высказываний А. Уродова: «Я родился на окраине Москвы, там, где разрозненные высотки прижимались друг к другу, оставляя на проспектах проплешины для будущих парков и аллей. Зимой здесь пробирало до костей, как на Финском заливе, но до культурной столицы было также далеко, как до Марса» [5]. Или: «Этим ребятам еще можно позавидовать, они могут передвигаться по городу, у них есть целое арт-студия, не всем так везет, говорит Юля, пока мы идём по коридорам к выходу. На стенах диспансера висят работы из арт-студия, почти на всех свежий росчерк 2015 и скоро их заменят на новые» [4].

По сути, все статьи - это имитация личного дневника, что позволяет воспринимать Андрея Уродова в статусе не журналист, а скорее, хорошего знакомого, друга, с которым можно поговорить о чём угодно.

Можно сделать вывод, что выстраивание диалога на равных с читателем для журналиста Андрея Уродова становится главным правилом и установкой, определяющей основные черты авторской манеры письма - искренность, внимание к деталям, интерес к окружающим людям. Публикации А. Уродова дают образец журнальной прозы, не просто ориентированной на удовлетворение интеллектуально-эстетических запросов читательской аудитории издания, а обладающей самостоятельной литературно-художественной ценностью. Используемые языковые и стилистические приемы отличаются разнообразием, а степень их воздействия усиливается за счет визуального ряда – фотографий, сопровождающих тексты и акцентирующих внимание на отдельных идейно-содержательных компонентах публикуемых статей.

 

Список литературы:

  1. Репман А. Россия без нас / А. Репман, А. Уродов. –  М.: АСТ, 2015. – 224 с.
  2. Россия без нас [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiawithout.me/ (дата обращения: 19.12.2018)
  3. Уродов А. Детское // Россия без нас. – 2015. – №8. Режим доступа: http://russiawithout.me/detskoe (дата обращения: 19.12.2018).
  4. Уродов А. Зачем живет художник // Россия без нас. – 2015. –  №8. – С. 37-50.
  5. Уродов А. Линейная перспектива // Россия без нас. – М.: АСТ, Времена №2. 2015. – С. 8-29.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий