Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 10 января 2019 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Голев М.А. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ГУЗИЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(60). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(60).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ГУЗИЯ

Голев Максим Анатольевич

студент, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

О литературе Приамурья до середины XXвека была сложено весьма неверное представление. Из-за недостаточной изученности жизни Амурского края было сформировано ложное мнение об её несостоятельности. Но в результате напряжённой работы А.В. Лосева (основателя литературного краеведения Приамурья), которую продолжила кафедра русского языка и литературы под руководством А.В. Урманова, было открыто и изучено множеств «дореволюционных», советских и современных авторов. Итогом исследовательской деятельности стала – «Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXIвека», изданная в 2013 году. Вся Россия узнала о талантливейших, но забытых литераторахкак Ф.И. Чудаков, Л.П. Волков и многих других.

Одним из ярчайших представителей литературной жизни Амурского края является – Гузий Владимир Спиридонович (1956-2009) Это бамовский поэт, прозаик, член литстудии «Звено», участник трёх Общетрассовых семинаров молодых литераторов БАМа, VIIВсесоюзного совещания молодых писателей в Москве, выпускник литературного института им. М. Горького, член Союза писателей России.

Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии занимает одно из главных мест в творчестве В.С. Гузия, которую он поднимает в своём поэтическом сборнике «Образ действия» (2008)

Этой теме посвящены множество стихотворений данного сборника. Например, стихотворение «На перевале»:

<…> Но все на свете угодишь едва ли,

И без сомненья задаёт вопрос:

– На сколько долларов всего насочиняли?

На крик души не падает ли спрос?

<…> И кулаком по ближней луже брызну!

Взлетят стекляшки синею слюдой.

Да ну их на фиг с их капитализмом,

Доходом, имиджем и прочей лабудой.

Покатим вниз. Куда ещё деваться?

Но только надо трезво понимать,

Что у поэта есть одно богатство:

Не продаваться. И не продавать [1, с. 6-7].

Лирический герой Гузия противостоит мещанскому, капиталистическому миру. Он сталкивается с современной действительностью, в которой «крик души» и труд поэта не имеет никакой ценности. Герой осознаёт трудность выбранного им поприща, но не сходит с этого пути, считая, «что у поэта есть одно богатство: не продаваться и не продавать».

«Слова имеют свойства воплощаться…» ещё одно стихотворение, посвящённое теме значения поэзии и искусства:

Слова имеет свойство воплощаться,

Не надо никогда писать о смерти,

Писать о гибели подталкивают черти.

Господь диктует о любви писать, о счастье <…>

Пусть я тоскую, злюсь, болею, плачу,

Но спешу от тяжести загнуться.

Писать о жизни – главная задача.

Стихи потом судьбою обернутся [1, с. 8-9].

В данном стихотворении лирический герой Гузия размышляет о действии творчества на судьбу творца. По его мнению, те творения, которые появляются из-под пера поэта, оборачиваются человеческой судьбой. Лирический герой вспоминает биографии великих русских поэтов (Пушкина, Лермонтова, Есенина и др.), которые в собственных стихах предсказывали свою гибель: «Как из стихов сплетается верёвка…

/ Как не спокоен револьвер в кармане<…> И предсказали все свои дуэли / Российские пророки и поэты» [1, с. 7]. Именно поэтому поэт формулирует иное поэтическое кредо, в котором запрещает себе писать о ненастьях и невзгодах.

Стихотворение «Байкал» на первых взгляд – поэтическая пейзажная зарисовка. Но поэт сравнивает создание природой Байкала с творческим процессом:

По льдинам-строчкам мчалась и черкала.

Штормящая и лёгкая рука.

Наутро озеро блистающе лежало,

Как будто не было совсем черновика.

Отбросив бред, тоску и горе жалоб

Стихотворенье – озеро лежало.

Так глубоко, так чисто и похоже:

«Я вас любил: любовь ещё, быть может» [1, с. 356].

Создание поэтом стихотворения уподобляется природному катаклизму, метафорой шторма. После сложного и мучительного процесса словотворчества получается прекрасное произведение А.С. Пушкина: «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».

Лирический герой Гузия размышляет не только о поэзии и литературе, но и об искусстве в целом. Например, в стихотворении «На репетиции» им описывается театр:

<…> Она читает монолог,

Она жалела белых чаек.

Остановить её не смог

Тот мрак, свалившейся случайно <…>

И пусть темно в душе, в стране,

И время с треском раскололось,

Но в кутерьме и в тишине

Звучит театра чистый голос [1, с. 184].

Лирический герой пребывает на репетиции в театре и наслаждается игрой замечательной актрисы. Очищающая сила искусства, по мнению Гузия, даже в самые тёмные времена помогает людям справляться с невзгодами.

В стихотворении «БВЛ» Гузий размышляет о современной литературе. Лирический герой прибывает в тайге. Его товарищ охотник Клавдий приносит в их жилище огромную кипу книг «БВЛ». Два человека безумно рады находке, доставшейся им от геологов, которые пожелали отправиться в дальнейший путь налегке. Лирический герой и его товарищ рассуждают о литературе. Второй утверждает, что «старая» литература (классика) намного лучше и качественней по форме и содержанию, чем современная. Лирический герой ничего не говорит ему в ответ, но внутри соглашается с ним, так как стихотворение заканчивается следующими строчками:

Проплывает спутник по созвездиям,

Тянет за собой орбиты нить.

Хорошо в избушке, но поэзию

Современную не смог я защитить [1, с.121].

Таким образом, тема поэта и поэзии раскрывается в творчестве Гузия очень подробно. Амурский автор вслед за Пушкиным, который утверждал: «Не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать», размышляет в стихотворении «На перевале» о главной ценности для поэта – его неподкупности. Гузий формулирует своё поэтическое кредо, которое глубоко созвучно эстетическим взглядам Н. Гумилёва: «Не надо никогда писать о смерти, / Писать о гибели подталкивают черти. / Господь диктует о любви писать, о счастье. / Писать о детях, о друзьях, о доме, / О снеге, о дожде, озёрах, травах. / Писать о смерти – тёмная забава <…> Пусть я тоскую, злюсь, болею, плачу, / Но не спешу от тяжести загнуться. / Писать о жизни – главная задача. / Стихи потом судьбою обернутся» («Слова имеют свойства воплощаться»). Так же поэт размышляет в своих стихотворениях о чуде поэтического творчества («Байкал»), литературе, театре и о значении искусства в целом, которое, по мнению Гузия, даже в самые тёмные времена помогает человеку выстоять и очиститься.

 

Список литературы:

  1. Гузий, В.С. Образ действия. Стихи / В.С. Гузий. – Новосибирск, 2004. – 157 с.
  2. Назарова И.С. Гузий Владимир Спиридонович. // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XX веков. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. С.120-123.
  3. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. – М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004. – 536 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.