Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2018 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Левина С.В. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(58). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(58).pdf (дата обращения: 12.02.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Левина Светлана Владимировна

студент педагогического факультета, ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «ТюмГУ»,

РФ, г. Ишим

Попова Елена Исааковна

научный руководитель,

заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования, К.П.Н., доцент, ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «ТюмГУ»,

РФ, г. Ишим

Идеи регуляции и саморегуляции в России внедряли и внедряются в разных теоретических и проблемных контекстах: саморегуляция поведения (К.В. Судаков, Г.А. Голицын и др.), саморегуляция целенаправленной активности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова), концепция регуляторного опыта А.К. Осницкого, конструкт «контроль поведения» как субъектная регуляция (Г.А. Виленская, Ю.В. Ковалева, Е.А. Сергиенко) и др.

В качестве теоретических предпосылок становления и развития проблемы педагогического регулирования эмоциональных состояний школьника выступают педагогические идеи Ш.А. Амонашвили, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Особо это касается развития у учащегося способности сдерживать, тормозить свои порывы, ориентироваться на другого человека.

Большинство авторов называют важнейшей функцией состояния функцию регулирования (В.К. Вилюнас, Г.Ш. Габдреева, Л.Г. Дикая, В.И. Медведев, В.П. Зинченко, А.Б. Леонова и др.).

На важность педагогического регулирования психического состояния школьника указывали Н.Д. Левитов и А.Г. Ковалев. «Опытный педагог не будет озадачен нежелательным состоянием класса, а, заметив первые симптомы этого состояния, примет меры к его устранению. Закрепляя положительные и угашая отрицательные психические состояния учащихся на уроке, педагог тем самым создает благоприятную почву для работоспособности учащихся» [7].

В.Е. Клочко считает, что назначение процесса педагогического регулирования состоит в том, чтобы помочь школьнику актуализировать состояния «напряженной возможности» через выстраивание педагогом поддержки и преобразования эмоциональных состояний [5].

Проблема регулирования состояний человека рассматривается в следующих аспектах: уровневая концепция регуляции состояний (Г.Ш. Габдреева); концепция смысловой регуляции психических состояний (А.О. Прохоров); концепция ценностно-смысловой регуляции жизнедеятельности человека (И.Р. Салихова). Остановимся подробнее на анализе представленных теорий.

В одних подходах акцент ставится на пассивное начало, а эмоциональное состояние рассматривается как отражение – изменение фона психофизиологического состояния на требования деятельности. В соответствии со вторым подходом состояние является активным отражением, когда внутренние изменения в состоянии под влиянием произвольной и целенаправленной саморегуляции способствуют подготовке школьника к деятельности, позволяют ему производить преобразование неоптимальных эмоциональных состояний и актуализировать собственные резервные возможности [3].

К проблеме педагогического регулирования наиболее близка позиция Н.Б. Крыловой, которая вводит понятие педагогической поддержки и рассматривает поддержку в широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия. По ее мнению, поддержка является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействовать его начинаниям и самореализации [6].

Как считает Т.В. Анохина, содержанием деятельности педагогов и психологов, работающих в системе педагогической поддержки, выступает оказание помощи школьнику в сложной ситуации c тем, чтобы способствовать развитию у него умений самостоятельно решать собственные проблемы, что предполагает помощь в познании себя как личности и адекватном восприятии окружающей действительности [1].

Семантический смысл термина «поддержка», заключается в том, что поддерживать можно то и помогать тому, что уже имеется у человека в данный момент. В этом значении процесс педагогического регулирования ориентирован на поддержку благоприятных и преобразование неблагоприятных эмоциональных состояний школьника [9].

Реализация цели педагогического регулирования направлена на преобразование эмоциональных состояний школьника в процессе совместной деятельности.

Деятельность школьника, организуемая педагогом, должна стать моментом реального «со-бытия» его жизни. Это «со-бытие» возможно лишь в том случае, когда эмоциональные состояния школьника определяются следующими характеристиками: соответствие функциональным возможностям учащегося и моменту деятельности, осознанность проживаемых им состояний. Эмоциональные состояния определены как оптимальные. Например, школьник стремится самостоятельно решить трудную задачу, победить на конкурсе чтецов, выиграть в соревнованиях и т.д. Педагог помогает ему соотнести данные стремления (эмоциональную спонтанность) и имеющиеся возможности, поддерживает интерес учащегося действовать с тем, чтобы инициировать процесс развития саморегуляции [4].

Педагог в процессе организации деятельности, зная, что состояние динамично, благодаря его проявлениям (склоненная поза, улыбка, размашистые движения ученика и т.д.) должен распознавать и отслеживать динамику эмоциональных состояний школьника. Конкретное содержание деятельности (вид упражнений, нагрузки) вызывают специфические и целостные функциональные реакции организма, которые отражаются в уровне готовности обучающегося к включению в активную деятельность. Они сигнализирует о готовности организма к достижению результата.

Педагогу важно учитывать, что важна любая мера результативности деятельности, и заранее готовит к этому школьника: «Даже если не получилось сразу решить задачу (выиграть соревнование, выполнить упражнение и т.д.), ты (мы) теперь знаешь (знаем), на что следует обратить внимание». Отсутствие запланированного результата есть результат, рассматриваемый как промежуточный, как возможность двигаться дальше и выстраивать процесс успешной деятельности.

В связи с этим учитель может апеллировать к эмоциям (мера благоприятности моменту деятельности), разуму (процессуальная готовность) и действиям (физические возможности организма) учащихся, содействуя тем самым развитию их способности к саморегуляции. В этом случае учитель, сфокусировав внимание на эмоциональных состояниях и учитывая спонтанность их проявлений, помогает школьнику оставаться в поле значимой деятельности, инициирует развитие способности обучающегося произвольно регулировать свои эмоциональные переживания, соотносить внешние результаты деятельности (внешний успех) и внутреннюю удовлетворенность (внутренний успех) с учетом интересов другого человека [12].

С.И. Попова обращает внимание на то, что учителю важно вовремя распознать эмоциональные состояния школьника и интерпретировать их согласно ситуационному контексту с позиции «не навреди» [11].

Так важным для актуализации благоприятных эмоциональных состояний школьника является проживание им преобладающего положительного эмоционального состояния. Возникновению эмоциональных состояний у учащихся во многом способствуют внешние факторы (взрослый человек уже способен к саморегуляции). С позиции М. Аргайла, положительное настроение повышает эффективность решения человеком возникающих проблем и сложных ситуаций. Проживаемые школьником эмоциональные состояния во многом определяются настроением взрослых. Следовательно, большое значение имеет личность взрослого, находящегося рядом с учащимся в данный момент его жизни [2].

Важно помнить, что школьник может испытывать разные чувства: веселость, сосредоточенность, счастье, спокойствие, удивление, страх, неудовольствие, уныние, рассеянность, страдание, возбуждение, апатия, уверенность, удовольствие и др., что создает учителю возможность проанализировать их с точки зрения соответствия функциональным возможностям школьника, моменту деятельности и осознанности проживаемых учащимся состояний, а это в свою очередь позволит учителю предупредить возможные сдвиги работоспособности, ошибки и срывы в деятельности, отказ от деятельности и т.п. [12].

Границы поля эмоционального благополучия предполагают возможность проживания школьником различных состояний – как благоприятных (воодушевление, радость), переходных (скука, грусть), так и неблагоприятных (уныние, недовольство)

В ситуации проживания школьником неблагоприятных состояний, которые не позволяют ему включиться в продуктивную деятельность, фокус внимания смещается с процессуальной стороны деятельности на состояния в контексте конкретной ситуации. Наиболее типичными и требующими немедленного регулирования выступают состояния страха, апатии, злости, обиды, агрессии, гнева [13].

Специальное обращение внимания педагогом даже на незначительные признаки положительных изменений способствует созданию положительной атмосферы в классе, помогает обращению школьника к собственным ресурсам, а следовательно, способствует его личностному развитию.

Педагог, организуя целенаправленную совместную работу с учащимися и учитывая их индивидуальные особенности, должен быть готовым спрогнозировать проявление спектра разнообразных эмоциональных состояний школьников в течение всего учебного дня. «Известно, что для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, когда реакции организма оказываются наиболее совершенными» [16]. Например, на уроке литературного чтения могут доминировать состояния вдохновения, сосредоточенности, задумчивости и т.д.; на уроке физкультуры – собранность, возбужденность, спортивный азарт и т.д.; на перемене – заторможенность или, наоборот, активность, подвижность и т.д.

Важен учет динамики эмоциональных состояний учащихся, например, благоприятные состояния, адекватные деятельности, помогают школьнику выдержать напряжение и включиться в продуктивную деятельность.

Как считает С.И. Попова, педагог должен учитывать, что становление самостоятельной и инициативной личности происходит через обращение к «высокому» состоянию (увлечение, сосредоточенность, вдохновение и т.д.).  Перед тем как дать обратную реакцию –  внимательно вглядываться, распознавать эмоциональные состояния школьника и интерпретировать их согласно ситуационному контексту [13].

Педагог, организуя совместную работу с обучающимися в современных динамичных условиях, должен уметь менять вектор профессионального внимания с действий школьника на эмоциональные состояния как отправную точку организации воспитательного процесса. К педагогическому регулированию он обращается с тем, чтобы содействовать развитию способности обучающегося к саморегуляции эмоциональных состояний, а следовательно, становлению его как субъекта собственной жизнедеятельности. Это является определяющим моментом выстраивания процесса педагогического регулирования [10, с. 27].

Как видно, цель педагогического регулирования – развитие способности школьника произвольно и осознанно регулировать собственные эмоциональные переживания с помощью преобразования проживаемых неблагоприятных или благоприятных эмоциональных состояний.

Способы педагогического регулирования, считает С.И. Попова, предполагают стимулирование школьника к развитию произвольной и осознанной саморегуляции, сознательному и ответственному поведению. К ним относятся: концентрация на положительном, санкционирование, игнорирование, переключение, императив. Перечисленные выше способы педагог может использовать, исходя из интенсивности и длительности проживаемых школьником эмоциональных состояний.

Сложившаяся в классе благоприятная атмосфера, а затем и сформированный социально-психологический климат опосредованно влияют на эмоциональные состояния школьника, способствуют поддержке его работоспособности. В данном формате педагогу важно осуществлять фиксацию и анализ динамики меняющихся ценностных отношений обучающегося к себе, другому человеку и окружающей действительности («Как важно вовремя увидеть затруднение другого человека и помочь ему!») и инициирует формирование адекватной самооценки школьника («Уверенно сдала зачет по физкультуре») [14, с. 55].

Развитие саморегуляции предполагает включение школьника в разнообразные виды деятельности на основе учета его возрастных особенностей: младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития способности к саморегуляции, овладения ребенком собственным поведением. Проявление произвольности поведения и действий у детей зависит от условий их предъявления взрослыми и осознания ребенком норм и правил, принятых в обществе. В этом возрасте школьник проявляет интерес и стремление к самостоятельным действиям. Если реакция взрослого открывает новое значение его действия, ребенок овладевает действием и ощущает собственную активность [17].

Следует заметить, что педагог должен уметь не только целенаправленно выстраивать динамику проживаемых обучающимся состояний в процессе занятия, но и учитывать, какие эмоциональные состояния проживает школьник в конце урока, перемены, классного часа и т.д., а также выходя за порог школы. Во многих жизненных условиях появляются ситуации, когда школьник может и должен помочь себе только сам. Актуальные состояния в этих случаях становятся объектом его активности, а саморегуляция состояний выступает как основная деятельность.

А.С. Макаренко принадлежит понятие «авторитет помощи», под которым подразумевается осторожное и внимательное руководство и умение взрослых предугадывать и предупреждать детские неприятности и конфликты. Большое значение ученый отводил развитию способности у каждого члена коллектива к ориентировке и торможению. Под торможением понималось умение уступать товарищу [8].

Таким образом, можно говорить о переакцентировании внимания педагога в процессе воспитания от поведения и действий школьника к его внутреннему миру, эмоциональным состояниям, проживаемым обучающимся в данный момент.

Мы полагаем, что процесс педагогического регулирования эмоциональных состояний можно рассматривать как важнейший компонент системы обучения и воспитания, предусматривающий формирование регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника в аспекте регулирования его эмоциональных состояний, рассматриваемых в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [15].

Анализ психолого-педагогической литературы и реинтерпретация собственного опыта дают основания утверждать, что основными особенностями процесса педагогического регулирования эмоциональных состояний младших школьников выступают:

– учет динамики проживаемых учащимся эмоциональных состояний;

– поддержка или изменение характера протекания эмоциональных состояний школьника в процессе деятельности;

– актуализация благоприятных состояний учащегося за счет оптимизации саморегуляции;

– предупреждение стрессовых ситуаций, повышение устойчивости личности к воздействию стрессогенных факторов в процессе организации совместной деятельности в границах поля эмоционального благополучия школьника.

 

Список литературы:

  1. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т.В. Анохина // Классный руководитель. – 2007. – № 3. – С. 63-81.
  2. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 271 с.
  3. Богданов, Е.Н. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости [Текст] / Е.Н. Богданов, Н.П. Александрова // Прикладная юриди-ческая психология. – 2014. – № 1. – С. 22-30.
  4. Жуковская, Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф [Текст] / Л.В. Жуковская, Е.Г. Трошихина // Психологический журнал. – 2014. – Т. 32. № –3. – С. 82-94.
  5. Клочко, В.Е. От саморегуляции личности к самоорганизации человека: системные основания парадигмального сдвига в научной психологии [Текст] / В.Е. Клочко // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. науч. тру-дов / под ред. В.И. Моросановой. – М.; Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКав-ГТУ, 2016. – С.103-119.
  6. Крылова, Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого [Текст] / Н.Б. Крылова // Классный руководитель. – 2013. – № 3. – С. 92-103.
  7. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. – М.: Просв., 1964. – 344 с.
  8. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко; сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 415с.
  9. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2015. – 208 с.
  10. Филиппов, М.М. Психофизиология функциональных состояний: учеб. Пособие [Текст]  / М.М. Филиппов. – К.: МАУП, 2006. – 240 с.
  11. Попова, С.И. Технология педагогического регулирования состояния субъекта в процессе воспитания [Текст] / С.И. Попова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. – № 1. – С. 14-19.
  12. Попова, С.И. Успешность деятельности и эмоциональное состояние ученика [Текст] / С.И. Попова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 227-233.
  13. Попова, С.И. Педагогическое регулирование эмоционального состояния ученика [Текст] / С.И. Попова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 4. – С. 141-151
  14. Туторская, Н.В. Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования эмоциональной регуляции личности школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Туторская. – М., 1988. – 20 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  16. Филиппов, М.М. Психофизиология функциональных состояний: учеб. Пособие [Текст]  / М.М. Филиппов. – К.: МАУП, 2006. – 240 с.
  17. Фролкова Н.Г., Сергеева Г.И. Психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование саморегуляции обучающихся [Текст] / Н.Г. Фролкова, Г.И. Сергеева // Известия Пензенского госуд. университета им. В.Г. Белинского.  –  2013.  –  № 24.  –  С. 24-35.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий