Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 08 ноября 2018 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Известно, что в настоящий момент, термин «виртуальная реальность» является объектом изучения во множестве различных дисциплин, как в гуманитарных, так и в естественных науках. Однако стоит отметить, что понятие «виртуальность», распространившиеся во времена технического развития, потерпело значительные смысловые изменения, в отличие от изначально принятого понятия. В Античности и Средневековье категория виртуальности была одной из значимых. В Новое время изучение виртуальности потеряло свой лидирующие позиции и отошло на второй план. Так, в различных исторических и социокультурных изменениях, понятие «виртуальность» приобретало разные смыслы, эволюционировало и трансформировалось.
Сегодня феномен виртуальности не имеет единой трактовки в разных предметах. Поэтому чтобы дать общее определение данного понятия и объяснить такой феномен как виртуальная реальность, изучим и проанализируем его историко-философские корни.
Понятие «виртуальный» исходит от латинского слова «virtus», что у римских философов Цицерона и Сенеки означало «храбрость», «стойкость», как одно из характерных человеческой природе качеств. Древнегреческий термин «virtus» употреблялся в качестве категории этики и обозначал «добродетель». Для Древней Греции имели значение следующие 4 добродетели:
- мудрость,
- мужество,
- справедливость,
- умеренность.
В Античной философии virtus означало качество добродетель, которая могла быть присуща только мудрейшим. Римляне называли данным термином подъем боевого духа война, его героизм и бесстрашие, проявленные в бою.
Развитие категории добродетели привело к переосмыслению термина «виртуальное» из энергии, связанной с добродетелью, на понимание энергии как потенции, являющаяся в сущности, а не в форме. Другими словами виртуальное в Античности приобрело понимание как потенциальное.[7,с.56].
В эпоху Возрождения под «виртуальный» понимался разумный путь к Богопознанию. Осознание и понимание изученных нами вещей присутствуют в нашем сознании в нереальной форме, однако при этом существуют потенциально, т.е. виртуально. В интеллекте понятийно и разделительно заключается значимость Бога и всех вещей. Сознание есть познаватель ценностей в их иерархичности и субординации.[2,с.258]. Таким образом, интеллект человека дает возможность понимать виртуальные вещи как реально существующие.[1,с.179]
С течением времени актуальным языком познания философии и науки стал французский язык. Именно это нововведение внесло свои коррективы в науку. В связи, с чем видим целесообразность рассмотрения смыслового оттенка виртуальности в призме французского язык.
Двадцатый век ознаменовал себя веком развития и становления понятия «виртуальность» не только в науке, но и в обществе в целом. Это связано с появлением информационно-коммуникационных технологий и их эволюцией. Злободневными становятся новые термины и понятия в сочетании со словом виртуальный: применительно к вычислительной технике – виртуальная система, виртуальный аппарат; в эргономике – виртуальный субъект; в электронике – виртуальный электрон и катод. Все эти направления использования термина «виртуальный» наполняет его понятийный аппарат новыми значениями и функциями. Понятие «виртуальность» нашло своё применение у разных исследователей. Каждый из них рассматривал «виртуальность» в призме своей профессиональной направленности. Так американский психолог в области зрительного восприятия Дж. Гибсон виртуальными считает объекты, изображенные на картинах и фотографиях, в противоположность объектам в реальной действительности [3,с.34]; французский писатель, новатор театрального языка Антонен Арто выдвигает идею виртуального театра [1,с.13]; советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев пишет о возможностях к формированию способностей, которые содержатся в мозге виртуально.[5,с.82]
В России впервые понятие «виртуальная реальность» было упомянуто в 1984 г. Николаем Александровичем Носовым, родоначальник виртуальной психологии и один из создателей российской школы виртуалистики. Н. А. Носов выделяют четыре свойства виртуальной реальности:
- порожденность, каждая искусственная реальность является результатом активности другой, внешней по отношению к первой. В связи с этим она является сотворенной, то есть не имеет реального представления;
- актуальность, в условиях виртуальной реальности не существует прошлого или будущего. Она существует только в режиме реального времени «здесь» и «сейчас» и актуальна только в момент наблюдения;
- автономность, в виртуальной реальности реализовано собственное время, законы взаимодействия и пространства. В виртуальной реальности есть возможность обратить свои действия либо предугадать будущие. Как принято, она не копирует и не продолжает реальное окружающее пространство;
- интерактивность, основное свойство виртуальной реальности, которое делает её востребованной. Она может взаимодействовать с иными реальностями при этом оставаясь независимой. Например, человек находясь в виртуальной реальности, воспринимает собятия от первого лица, то есть он является полноценным участником событий с полным погружением в процесс. [6]
Данные свойства в полной форме характеризуют такой феномен как «виртуальная реальность». Современная наука, изучающая виртуальную реальность, определяет следующие особенности:
- правдоподобность - поддерживает у пользователя ощущение реальности происходящего;
- интерактивность - обеспечивает взаимодействие со средой;
- машинно-генерируемость - базируется на мощном аппаратном обеспечении;
- доступность для изучения - предоставляет возможность исследовать большой детализированный мир;
- создание эффекта присутствия - вовлекает в процесс как мозг, так и тело пользователя, воздействуя на максимально возможное число органов чувств.
Перечисленные особенности выделяют виртуальную реальность из иных существующих пространств. И хотя сама идея виртуальности была сквозной для античной, современной философии, до конца она не была проработана ни в одной из них. Начиная осмысляться и концептуализироваться только в последней четверти ХХ в., термин «виртуальный» по-прежнему остается не проработанным теоретически и методологически, является как бы интуитивно понятым и активно используемым в самых широких сферах.
Список литературы:
- Арто А. Театр и его двойник / пер. с фр., комм. С. А. Исаева. М., 1993.С.12.
- Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.,1996. С.258
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / пер. с англ. общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М., 1988.
- Дубовицкая Д.А. Семантика понятий виртуальности в рамках историко-философского аспекта//Социально экономические явления и процессы. № 3 (037), 2012. С.179.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.С.82.
- Носов Н. А. Манифест виртуалистики. URL: http://www.virtualistica.ru/vip_15.html.
- Розин В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных миров и научное познание / отв. ред. И. А. Акчурин, С. Н. Коняев. СПб., 2000. С. 56–74.
дипломов
Оставить комментарий