Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 сентября 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хамраева Е.А. О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ЕДИНСТВЕ ОБРАЗА МЕДЕИ В РОМАНЕ Л. УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЁ ДЕТИ» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(52). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/17(52).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ЕДИНСТВЕ ОБРАЗА МЕДЕИ В РОМАНЕ Л. УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЁ ДЕТИ»

Хамраева Елена Александровна

студент 2 курса отделения магистратуры, кафедра русской и зарубежной литературы СамГУ, Узбекистан, г. Самарканд

В основу романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» как сказал бы Л.Н. Толстой положена «мысль семейная». Главная идея произведения – семья как высшая гуманистическая ценность, без которой невозможно духовное совершенствование человека. Действительно, в романе описывается целый род, охватывающий шесть поколений. Медея – одна из главных героинь романа, если не самая главная, выступает хранительницей семейного очага. Как бы парадоксально не звучало, но у Медеи своих родных детей никогда не было. Под словом «дети» подразумевается то, что Медея является матерью для своей родни, к которой она проявляет заботу: младшие сестра и братья, которых она воспитывала после смерти родителей и многочисленные племянники. По этой причине с приходом весны и тепла в ее крымский дом, который она редко покидала, съезжалась вся родня сестер и братьев, которых у нее было двенадцать. Медею все глубоко уважали и почитали, казалось, что будто все приезжали к ней, чтобы обрести душевный покой. У самой Медеи личная жизнь сложилась не очень удачно, овдовела она давно, но больше замуж не выходила, храня верность образу вдовы в черных одеждах, который ей очень пришелся.

Л. Улицкая - представитель женской прозы, на это указывают несколько особенностей, часто присутствующие в ее произведениях. Так и в романе «Медея и ее дети» главной героиней Л. Улицкая выбирает женский образ Медеи и упоминает ее имя в названии, указывая на связь с Медеей античной. Как писала сама Л. Улицкая, «это вывернутый наизнанку миф о неистовой колхидской царевне Медее, это роман не о страсти, а о тихой любви, не об огне мести, а о великодушии и милосердии, которые совершаются в тех же самых декорациях на крымском берегу...». На первый взгляд это две совсем разные героини: античная Медея была волшебницей, жестокой и коварной, убившая своих детей ради мести; современная же Медея обладает даром «всеведенья», благородная женщина, любящая «своих» детей. Но есть у них и общие черты. Во-первых, обе героини являются чужими в своем окружении. Имя Медея означает «мидийка» то есть жительница других мест. Современная Медея - последняя чистопородная гречанка в семье, если не считать младшую сестру Александру, которая перебралась в Москву. Мифологическая царевна Медея также непохожа на других, которую воспринимают как чужую.

Творчество Л. Улицкой автобиографично, она всегда наделяет своих героев элементами биографии своей жизни. Так, например, в романе один героев Алик Большой, муж Маши, по профессии биолог, который днями и ночами сидел в лаборатории над проблемой биологического старения. Известно, что Л. Улицкая закончила биологический факультет и в какой-то степени увлекалась биологией. Л. Улицкая помимо прозы увлекается также и поэзией. В повести, вышеупомянутая Маша, внучка Медеи, является представителем ее поэзии, к примеру, приведем небольшой отрывок:

Вот место между деревом и тенью,

Вот место между жаждой и глотком,

Над пропастью висит стихотворенье, -

По мостику висячему пройдем.

И от признаний никуда не деться:

Не убиваем, ложек не крадем,

Не валенками шлепаем по лужам,

Не песенки запретные поем,

Но, ощущая суеверный ужас,

Мы делаем ужасное вдвоем… [1:169]

Эти строчки написала Маша после того как узнала, что Бутонов также встречается и с ее сестрой Никой. Впоследствии этот любовный треугольник стал причиной самоубийства Маши, на любовной почве. Здесь идет перекличка с притчей об Иакове -  библейском персонаже, который вынужден был жениться на обеих двоюродных сестрах. В целом можно сказать, что в основу сюжета положены два любовных треугольника. Первый связан с Медеей, ее мужем Самуилом и Александрой или как ее еще называли Сандрочка – младшая сестра Медеи, которая его соблазняет и рожает дочку Нику. Медея узнает об этом случае после смерти Самуила, рвет все отношения со своей сестрой, не видясь с ней более 20 лет и только похороны Маши вынуждают ее поехать к Сандре в Москву, где она ее прощает. Две истории отделяет несколько десятилетий.

В своем романе Л. Улицкая поднимает много актуальных проблем: судьба, любовь, измена, самоубийство, рок, собственная воля. Имеется даже сквозная тема «маленького человека» в образе как бы парадоксально не звучало Большого Алика, следует уяснить почему он так зовется: «Алик – муж, в отличие от Алика – сына, назывался Алик Большой. Большим он не был. Рост Алика никак не относился к числу его достоинств. Одежду он покупал себе в «Детском мире»». [1:147] Однако при всей его миниатюрности он был хорошо сложен и красив лицом.» Большой Алик знает про измены жены, но зла на нее не держит, а наоборот всячески помогает в психологическом плане. Как подмечает автор: «Брак Маши и Алика совершался в беседах.» После Машиной смерти Алик эмигрировал в Соединенные штаты Америки вместе со своим сыном, где продолжил заниматься наукой и впоследствии стал академиком.

Следует отдельно отметить хронотоп романа, который поражает своей обширностью. Сюжет обхватывает девяностолетнюю история одного рода, по этой причине некоторые исследователи относят это произведение к жанру семейной саги. Отметим, что в романе дом Медеи является одним из главных пространств, в который как уже было сказано выше съезжается на каникулы вся родня, чтобы понять свое настоящее и подумать о своем прошлом. Символичен тот факт, что дом находится в Верхнем поселке, а не в Нижнем, который также упоминается в романе. Дом Медеи соответствует хронотопу встречи, где многообразные люди встречаются и их жизненные пути пересекаются. Так как дом находится в Крыму, он и будет являться главным местом в произведении. Крым с его спокойным Черным морем противопоставляется Москве, которая ассоциируется с негативными вещами: самоубийством Маши, торопливость, отдаленность. Здесь стоит также отметить дом Бутонова, который связан с любовными изменами. Полуостров знаком Л. Улицкой не понаслышке часть ее семьи жила в Крыму, а сама она полюбила полуостров с детства и хорошо его знает.

В Медее присутствуют две важные особенности характера: бесстрашие и щедрость. Об этом свидетельствует тот факт, что в начале романе она приютила в своем доме Равиля малознакомого ей человека, преследуемого советскими властями, а в конце повествования завещала ему дом в Крыму, по нашему мнению, завещание Медеи — это дань уважения всему крымскому народу, так как по нации он был крымским татарином. Однако, одним Крымом и Москвой география романа не ограничивается, герои романа рассыпаны по разным городам и странам: Греции, Румынии, Италии, США, Ташкенте, Тбилиси, Вильнюсе, Сибири.

Датой написания романа является 1996 год. Сам по себе роман охватывает довольно таки большой период времени с 1903 по 1995 года. Упоминаются такие значимые исторические события как Великая отечественная война, эпоха Сталина и его смерть, период оттепели, перестройка и период распада СССР. Медею же вопросы политики не интересуют, она далека от этого. В пример можно привести реакцию Медеи на смерть Сталина «...но оставалась вполне равнодушной к этому событию». Тем самым автор подчеркивает, что героиня не следует тенденциям, а живет по собственному порядку, не зависящему от каких-либо ситуаций: «С ранней юности она привыкла к политическим переменам как к погоде – с готовностью все перетерпеть: зимой мерзнуть, летом потеть…».

Природа – вот, что скорее ближе главной героине, с ней она находится в гармонии: «День подымался теплый, даже жаркий. В этом потаенном месте – Медея давно это знала – природа жила какой – то усиленной жизнью…».

Исследователь творчества Л. Улицкой Колядич Т.М. отмечает, что в романе имеются «аллюзии на Библию («Был Самуил сыном вдовы» или притча Иакова, который женился на двух сестрах) и европейскую античность».[3:383]

Подводя итоги нашего анализа следует отметить, что автор использует «архетип Медеи» «на ассоциативно-символическом уровне вне прямой связи с традиционной сюжетной схемой» [2:48]. Л. Улицкая создала свой неповторимый образ Медеи, проводя при этом некоторые параллели с мифологической героиней. В настоящее время, когда все чаще происходят семейные разлады, бытовые ссоры, деградация общества, произведение Л. Улицкой является наставлением, которое помогает человеку в решении общественных проблем.

 

Список литературы:

  1. Улицкая Л.Е. Медея и ее дети. - М.: Издательство Елены Шубиной, 2015.
  2. Нямцу А.Е. Миф и легенда в мировой литературе: Теоретические и историко-литературные аспекты традиционализации. Ч. I. - Черновцы, 1992.
  3. Колядич Т.М., Улицкая Л.Е. В кн.: Русская проза конца 20 века. - М., 2005.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.