Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2016 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Севодняева Т.И. ИНСТИТУТ БРАКА В ИСЛАМЕ ХАНАФИТСКОГО МАЗХАБА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf (дата обращения: 17.10.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИНСТИТУТ БРАКА В ИСЛАМЕ ХАНАФИТСКОГО МАЗХАБА

Севодняева Таисия Игоревна

студент, кафедра Центральной Азии и Кавказа СПбГУ, г. Санкт-Петербург

Согласно мусульманскому вероучению, выделение во всем сотворенном мужского и женского начал является одним из великих деяний Аллаха, указывающих на его всемогущество и величие. Такого рода разделение присуще всему живому и обеспечивает непрерывную смену поколений, преемственность, сохранение, распространение и закрепление ислама в умах его приверженцев. Средством достижения этих целей является брак. В этой статье будет предпринята попытка рассмотреть основные положения, касающиеся брака между правоверными мусульманами, последователями ханафитского мазхаба как наиболее распространенного среди мусульман-суннитов.

Для регулирования одной из важнейших сторон жизни на Земле, а именно всего, что связано с продолжением рода и отношениями между полами был узаконен брак, в исламе «завадж» – равноправный союз, порядок которого сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса и разработан в первые века становления ислама. [1, с.71-72]

Брак – сложный институт, его заключение состоит из нескольких обязательных частей, первая из которых – смотрины. Эта процедура служит способом для мужчины и женщины получить представление друг о друге как о своем будущем супруге: о муже - защитнике и опоре и о жене - будущей матери и хранительнице домашнего очага. Мужчина может посмотреть на женщину, к которой он сватается, даже не получив ее разрешения, однако существует ряд ограничений, которых он обязан придерживаться. Во-первых, смотреть разрешается только на лицо и кисти рук. По лицу можно судить о красоте потенциальной невесты, а по кистям – о её плодовитости и цвете кожи. Во-вторых, мужчине не разрешается уединяться с женщиной, к которой он сватается, это противоречит шариату, так как может навредить чести женщины. Стоит отметить, что смотрины являются средством лишь первоначальной оценки потенциальных супругов друг друга, а за время смотрин в целом невозможно получить реального представления о характере и нраве, так как обе стороны в этот период стараются проявить себя с лучшей стороны.

Следующей процедурой, предшествующей заключению брака, служит сватовство - хитба. Хитба обязательно должна предшествовать браку, и для нее не устанавливается определенный срок. Во время хитбы мужчина выбирает женщину, которой предстоит стать его женой. Будущее семейное счастье зависит от того, смогут ли потенциальные супруги сделать правильный выбор. Существует ряд условий, помогающих в выполнении этой   задачи.

  1. Религиозность - богобоязненность женщины будет побуждать её подчиняться мужу, как предписано исламом, заботиться о нём и беречь его, а богобоязненность мужчины будет удерживать его от проявления несправедливости в отношении жены и побуждать его к уважению её законных прав;
  2. Плодовитость - качество, важное в первую очередь для женщины, поскольку именно рождение и воспитание детей является одной из главных функций, возложенных на нее свыше;
  3. Уважаемая семья - следует выбирать супруга, происходящего из семьи, известной своим благонравием и достоинством, чтобы дети, рожденные в браке, могли сохранить и приумножить эти качества;
  4. Дальнее родство - в мусульманском мире считается, что брак с дальним родственником увеличивает вероятность рождения более здоровых и сильных детей.

Если за период сватовства обнаружилось, что потенциальные супруги по каким-либо причинам не подходят друг другу, помолвка может быть расторгнута как со стороны мужчины, так и со стороны женщины.

Теперь, когда процедуры смотрин и сватовства проведены, мужчина и женщина могут вступить в официальный брак. Необходимо отметить, что заключение брака следует заверить документально, сделав соответствующую запись у представителя власти, дабы обезопасить священные узы. [2, с.56-58]

Какие же условия должны быть соблюдены для того, чтобы брак считался действительным?

  1. Словесная договоренность, то есть подтверждение намерения от одной стороны и получение согласия от другой. Как подтверждение, так и согласие должны быть выражены в словесной форме с использованием глагольных форм прошедшего и настоящего времени, поскольку они указывают на констатацию факта вступления в брачные отношения.
  2. Согласие жениха и невесты: если они оба или хотя бы один из них не согласен вступить в брак, такой союз не может считаться заключенным;
  3. Наличие двух свидетелей: присутствие свидетелей служит гарантией того, что права супругов соблюдаются, а факт заключения брака может быть заверен. При этом брак не может считаться заключенным, если в качестве свидетелей выступают женщины. Компромиссом может послужить присутствие мужчины и двух женщин. Также брак, совершенный без свидетелей, может считаться заключенным, если об этом будет объявлено во всеуслышание;
  4. Отсутствие запретов для заключения брака: брак считается действительным, если его заключил мужчина с такой женщиной, которую по шариату ему разрешено взять в жёны. Существует две группы женщин, брак с которыми невозможен: женщины, запрет на брак с которыми носит временный и постоянный характер. К группе женщин, запрет на брак с которыми носит постоянный характер относятся близкие родственницы, а также родственницы по линии брака. Существуют ситуации, когда брак не может быть заключен в силу наличия каких-либо препятствий, в основном связанных с потенциальной супругой, таких как ее иная религия, содержащая в себе идеи идолопоклонничества, многобожества или же атеизм, ее текущее замужество или ожидание истечения установленного срока после развода или смерти мужа. Также существует препятствие, связанное с потенциальным супругом, а именно текущее наличие у него четырех жен. Согласно шариату, мужчине не разрешается иметь более четырех жен. [2, с.61-71]

В предыдущем абзаце была косвенно затронута тема многоженства в исламе. Считаю целесообразным рассмотреть этот вопрос более подробно. Можно назвать немало причин, в силу которых в исламе разрешено многоженство и немало проблем, решение которых лежит через него. К ним относятся бесплодие жены или болезнь, из-за которой женщина не может вступить в половой контакт со своим мужем, ранняя утрата женщиной сил и наступление старости или повышение потребности мужа, которому не хватает одной жены для удовлетворения своих потребностей, чтобы не совершить прелюбодеяние. Главным образом, многоженство позволяет мужчине иметь больше детей, которые будут воспитаны праведными богобоязненными мусульманами, что является невероятно важным фактором распространения ислама как религии. Вместе с тем возникает вопрос, почему в исламе узаконено многоженство, в то время как многомужество является недопустимым? Знатоки мусульманского права дают следующий ответ: «Если бы ислам разрешал женщинам иметь несколько мужей, то стали бы недействительны все установления, предназначенные для упорядочения семейных отношений, обеспечения семейного счастья и сохранения семьи» [2, с.66]. Объясняется это тем, что счастливой может быть лишь та семья, о благе которой заботится один мужчина, в противном случае согласие и счастье внутри семьи становятся невозможными. Согласно мусульманской традиции, «жена является пашней для мужа, который владеет этой пашней и становится отцом детей, рожденных его супругой» [2, с.73]. Но кого же считать владельцем этой «пашни», если мужей несколько? Также при гипотетическом дозволении многомужества становилось бы невозможным определение отцовства над детьми в семье. [2, с.72-73]

Итак, все условия для заключения брака соблюдены, теперь необходимо составление брачного договора - сига, и вручение брачного дара - махра. В сиге прописываются дополнительные условия, оговариваемые при бракосочетании, например, будущая супруга может выразить желание жить отдельно от родителей мужа. Махр – имущество, выделяемое мужем своей жене при заключении заваджа. Махром считается всё, что имеет какую-либо ценность, и может быть передано в собственность, размер его также оговаривается в брачном договоре. Минимальный размер составляет 10 дирхам (30 г серебра), максимальный не ограничен. Выдача махра является обязательным условием заключения такого брака и является своего рода платой за брачные отношения. Махр является собственностью жены и обеспечивает её в случае развода или вдовства. [1, с.144] Брачный дар является материальным символом признания мужем достоинства жены, а также одним из факторов укрепления связи между супругами, и помогает женщине в подготовке к свадебным торжествам и в переезде в дом мужа, поскольку ей требуется новая одежда, украшения, благовония и тому подобные вещи. [2, с.111]

Вслед за выполнением формальных процедур следует долгожданная свадьба. Во время свадебного торжества, так называемого «’урса» происходит встреча новобрачных, после чего невеста переходит из дома отца в дом мужа, что является свадебным обычаем. Женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих знаки уважения людей. Свадьба, в свою очередь, сопровождается всеобщим весельем и радостью и празднуется во всеуслышание, так как ознаменует рождение новой ячейки мусульманского общества. Для молодоженов начинается новый период – семейная жизнь.

В мусульманской семье муж и жена пользуются определенными правами и выполняют некоторые обязанности, главной целью которых является обеспечение счастливой семейной жизни, взаимопонимания и взаимоуважения между супругами. Так, в качестве главной обязанности на мужа возлагается попечительство и ответственность за свою семью, на что указывают следующие слова: «Мужчины – попечители женщин, поскольку Аллах дал одним преимущество над другими, а также потому, что они расходуют на них часть своих средств» [2, с.109]. Женщине, в свою очередь, разрешается нести расходы на содержание семьи вместе с мужем, осуществляется это на добровольных основаниях и может в любой момент быть прекращено. [2, с.110] Главной же обязанностью женщины в семье, как уже было упомянуто, является рождение детей, их воспитание, забота о муже и удовлетворение его потребностей.

Однако же брак не всегда бывает счастливым. Семейные разногласия могут привести к разводу. В исламе существует несколько разновидностей развода: фасх – развод по желанию жены, инициируемый при невыполнении мужем каких-либо условий брачного договора, но признаваемый недействительным при достижении примирительного соглашения; хул’ – развод по желанию жены, после которого брак не может быть возобновлен, при этом жена теряет имущество, полученное ею от мужа (махр) и обязана выплатить ему компенсацию (‘ивад), устанавливаемую по соглашению; ли’ан – взаимное проклятье, когда муж обвиняет жену в измене, но не может этого доказать, а жена, в свою очередь, обвиняет мужа к клевете, развод является окончательным. Самым распространенным видом расторжения брака является талак. Этот развод предписывает полное освобождение жены от всех супружеских обязанностей при произнесении мужем особой формулы развода даже без объяснения причины. При этом за женой сохраняется имущество, полученное от мужа, и муж обязан содержать её до истечения срока воздержания (‘идда), равняющегося трём менструальным циклам у женщины. Если в течение этого срока супруги возобновят отношения, развод признается недействительным, но если срок миновал, брак должен быть вновь заключен в обычном порядке. Если формула была произнесена трижды, брак может быть возобновлен только после ещё одного замужества бывшей жены, если формула была произнесена девять раз, брак не может быть возобновлен ни при каких обстоятельствах. Дети остаются с матерью: сыновья до достижения ими возраста 7-8 лет, пока они нуждаются в материнском уходе, девочки до 13-15 лет, то есть до возраста выдачи их замуж. [1, с.222-223]

Брак в исламе ханафитского толка - институт, обеспечивающий социальную стабильность, достижение человеком семейного счастья и благополучия, это брак, основанный на согласии, религиозности и единой высшей цели -  воспитании всё новых поколений праведных мусульман.

 

Список литературы

  1. Прозоров С.М. "Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь". - вып. 3. - М.: Вост.лит, 2001. - С.141-223
  2. Тахмаз 'Абд аль-Хамид Махмуд. "Ханафитский фикх в новом обличье". IV том. - Нижний Новгород.: Медина, 2007.-С.56-111    
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Наталья Александровна 11.11.2017 14:53
Прекрасно изложено.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом