Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Маликова Ю.В. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОПИСНЫХ ТЕХНИК ПРИ СОЗДАНИИ СТИЛИЗОВАННОГО ПЕЙЗАЖА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 07.08.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОПИСНЫХ ТЕХНИК ПРИ СОЗДАНИИ СТИЛИЗОВАННОГО ПЕЙЗАЖА


 


Маликова Юлия Владимировна


Студентка 3курса, специальность 032401 «Реклама», ГБОУ АО СПО «Астраханского техникума легкой промышленности», г. Астрахань


Е-mailvendland2008@mail.ru


Вендланд Наталья Алексеевна


Научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ АО СПО Астраханского техникума легкой промышленности, г. Астрахань


 

 

Введение


Сейчас появилось много различных живописных техник, все они обладают своими особенностями и свойствами. Тема моего исследования связанна с тематикой занятий в рамках урока. На третьем курсе мы изучаем декоративный пейзаж. Мне захотелось больше узнать о современных техниках, используемых в живописи, и я решила ее исследовать. Основа декоративного пейзажа это художественный образ.


Художественный образ – это способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве. Образ есть иносказательная мысль, метафора. Древнеегипетский сфинкс, античный кентавр, птица сирин у славян — все эти фантастические существа — образы, воплощенные древними художниками в искусстве. Творческая работа художника не будет иметь художественной ценности, если в ней отсутствует образное содержание. :Это относится как к изобразительному, так и неизобразительному (архитектоническому) искусству.


Создание художественного образа – один из важнейших критериев художественно-эстетического развития. По определению В. И. Волынкина: «одним из условий повышения эффективности процесса формирования художественных потребностей и художественно-эстетического развития должна стать теоретическая база – знание того, как создается художественный образ».


Художественный образ – это мир человека, многообразный, неповторимый, совершенно духовно, под воздействием которого человек формирует и реализует себя как человек гармоничный. Иначе говоря, в художественном образе отражены субъективные, личностные, индивидуальные формы жизни, поэтому он не может, так или иначе не воздействовать на человека. У каждого вида искусства есть свой язык, средствами которого и создается художественный образ.


Художественный образ в декоративном искусстве создается посредствам материала, цвета и условности.


В связи с этим цель моей работы анализ и выявление особенностей живописных техник.


Задачи исследования:

·        изучить и проанализировать литературу по живописи и графике;

·        сделать образцы работ в различных живописных техниках;

·        выбрать наиболее интересный вариант и выполнить декоративную композицию на формате А-2.

Гипотеза исследования: Если работу В. Д. Поленова «Золотая осень» выполнить с применением различных живописных техник, то это повлияет на зрительное восприятие композиции. Это можно проследить если:

·        проанализировать литературу по психологии;

·        проанализировать классический образец В. Д. Поленова «Золотая осень»;

·        изучить современные техники в живописи и применить их на практике;


Объект исследования: живописные техники применяемые при создании декоративной композиции.


Предмет исследования: декоративная композиция.

1.     Понятие «реализм» в работах В. Д. Поленова


В начале работы нам, студентам группы 31-РК, давалась работа классического образца, В. Д. Поленова «Золотая осень». Она выполнена в технике реализма.


Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.


Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов.


Товариществу передвижных выставок был свойственен критический реализм, в то время как Поленову был близок скорее реализм романтический.


Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. [3, с. 345—347]


Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира.  В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней внутреннего содержания, требуются порой резкое преувеличение, а порой и упрощение форм, а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы, и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды. [7]


Художник, начиная работу должен учитывать 2 стороны, связанные между собой: реальное отражение окружающей действительности и ее эстетическая подача. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве.  Художник-реалист, в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней "поэтическое правосудие", то есть выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа "тенденциозности" реализма. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают, не чужды реалистические тенденции и черты.


Картину В. Д. Поленова «Золотая осень» называют символом русской природы. Он сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве. Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Её высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются будто случайно срезаны рамками картины. Благодаря чему зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатлённых художником приокских лугов. Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображённой природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая «красою тихой». На полотнах Поленова жизнь мирная, тёплая, согретая солнцем. [7]

Осень на опушке
Краски разводила, 
По листве тихонько
Кистью проводила. 
Пожелтел орешник, 
И зардели клены, 
В пурпуре осинки, 
Только дуб зелёный. 
Утешает осень: 
«Не жалейте лета! 
Посмотрите, роща
В золото одета».  (Пушкин)


2. Психологические особенности зрительного восприятия


Рассмотрим теперь современные живописные техники, которые мы применяем при работе над декоративной композицией пейзажа и их влияние на зрителя с точки зрения психологии.


Способность человека отображать окружающую действительность на плоскости, связано с появлением у него абстрактного мышления. Необходимость этого отображения возникла, как часть интеллектуальной жизни. Первые наскальные рисунки являлись попыткой познания окружающего мира. Расширяясь и углубляясь в различных направлениях, художественное творчество, становилось: культовым искусством, служащим религиозным взглядам человека; письменностью, для передачи информации; различными изобразительными искусствами, необходимыми для удовлетворения эстетических требований, как общества, так и отдельного человека.


В основе всего этого лежит психология человека. Один и тоже зрительный образ воспринимается по-разному даже одним и тем же человеком, завися от условий не только освещения, но и от настроения, возраста зрителя, физического состояния (здоровья психического и физического) и других факторов.


Имеются, как общие принципы, присущие каждому человеку, так и чисто субъективные, применимые только к конкретному индивиду. Психология восприятия образов изобразительного искусства в большой степени зависит от культурных традиций, исторически сложившихся у народностей. На это откладывает большой отпечаток и религия, как часть культуры человека. [5]


Первоначально восприятие зрительных образов идёт на подсознательном уровне, чуть поздней, подключается сознание. Сочетание того и другого в комплексе и есть "психология восприятия зрительных образов".


Возрастные особенности. Восприятие зрительных образов в подростковом возрасте более непосредственно и ближе к заложенному природой. Мы, подростки, предпочитает чистые и открытые цвета, пресловутые кислотные, что естественно для данного возраста. На нас не в полной мере давят сложившиеся традиции восприятия зрительных образов. Подростковый максимализм, желание опровергнуть «правильные» представления взрослых и самоутвердиться, приводят нас в подростковую субкультуру, у которой свои идеалы и философия. Что естественно для одного возраста, нелепо для другого, и вызывает соответствующие вопросы.


Сейчас, на смену понятным и ясным произведениям пришли различные концептуальные направления. Они воздействуют неожиданностью образов, их непредсказуемым сочетанием или полным отсутствием этих самых образов. Сам по себе «Чёрный квадрат», есть только холст, закрашенный чёрной краской, и без соответствующего теоретического обоснования ничего бы собой не представлял. Таким образом, в психологию восприятия зрительных образов входит философия самого художника, его понимание действительности и её трактовка автором. [3, с. 584]


Однажды Лейбниц пришёл к художнику Рембрандту и застал его за творческим процессом. Рембрандт, накладывая краски на холст, сказал о том, что он с каждым мазком накладывает на полотно не только краски, но запечатлевает свои мысли, чувства, своё состояние, помня о том, что потом они будут воздействовать с полотна на зрителя.


Искусство, художник и зритель как основополагающие понятия в системе эстетических школ и учений всегда представляли интерес для исследователей. Со времён античности и до наших дней философы, искусствоведы, критики, не обходили своим вниманием проблему зрителя в искусстве, его роль и значение для художника, процесса восприятия художественного произведения, механизмов их интерпретации зрителем.


Художественное восприятие представляет собой взаимоотношение произведения искусства и зрителя, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных свойств художественного текста, от художественной традиции и семиотической ограниченности, равно присущей как автору, так и зрителю.


Формирование представлений о зрителе и искусстве как результате существования и разрешения индивидуальных, личностных отношений и конфликтов, как художника, так и зрителя, привели к пересмотру традиционных взглядов на соотношение зритель-художник. Формалисты ставили в центр своего понимания художественную форму, исходя при этом из того утверждения, что если разрушить форму художественного произведения, оно потеряет своё эстетическое действие. Это утверждение приводило формалистов в свою очередь к мысли о том, что вся сила произведения искусства связана, прежде всего, с формой, в которую оно заключено. Искусство стало восприниматься как прием, который сам себе служит целью.


Новые исследователи увидели игру художественных форм там, где до них восхищались сложностью мысли. В творчестве формалистов проблема зрителя и искусства напрямую была связана с главной проблемой: проблемой формы и способов восприятия художественного произведения зрителем.


Однако идеальному образу не свойственна определенная законченность художественного образа. Идеальный образ возникает и развивается взаимодействием созидательных и фиксирующих начал творческого процесса.


Талант должен быть способен к непрерывному созиданию, расширению и углублению содержания и к его оформлению в материале искусства. Выявляя содержание, форма фиксирует его. В опоре на форму продолжается дальнейшее творчество. Таким образом, речь всегда идет развивающих и дополняющих друг друга процессах одновременного воплощения идеи и создания формы, когда одно без другого теряет всякий смысл. [5]


Таким образом, ответственность художника представляет собой относительное понятие и формируется, прежде всего, исходя из личных ценностных представлений художника. Зритель же в процессе восприятия искусства приписывает художнику и его произведению собственное мировоззрение, что в каждом отдельном случае оставляет пространство для вольных интерпретаций. Однако можно отметить, что ответственность художника за качество и содержание своих творений очень высока, и последствия его влияния на последующие поколения зачастую непредсказуемы


С изменением общества, его развитием, и изменением мировоззрения самого человека, меняется психология восприятия изобразительного искусства. Иногда, то, что считалось абсолютно невозможным, становится идеалом и эталоном. Большое влияние и активное давление на психологию оказывают средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания и, конечно, Интернет), изменяя культуру общества и его сознание.


Изобразительное искусство широко и многогранно, также как сам их создатель, поэтому находится место для всего многообразия произведений и их почитателей.


Важно не то, какой цвет преобладает, а эмоции и настроение, которые вызывает применение того или иного цвета.


3. Своеобразие современных техник в живописи


В своей работе художник применяет определенные материалы: масляные краски, гуашь, темперные, восковые, акварельные и другие. В зависимости от этих материалов и различают виды живописи: масляная живопись, темпера, гуашь, энкаустика, акварель и т. д. Знание материалов и техники дает возможность художникам полнее и многообразнее выполнять живописные задания.


Манера письма старых мастеров значительно отличалась от современной, так же как материалы, применяемые ими, отличались от современных материалов.


В работе над декоративными техниками живописи мы использовали различные материалы, это: гуашь, акварель, коллаж, смешанные техники.


Работа с каждым материалом отличается друг от друга, так например, техника акварели значительно отличается от техники письма гуашью, главное отличие заключается в манере нанесения ее на поверхность листа. Акварель главным образом должна просвечивать бумагу, а не ложиться густым, не прозрачным слоем. Так же можно рассматривать работу акварельными красками с точки зрения сложности, акварель не терпит исправлений, в то время как гуашь можно перекрыть сверху другим цветовым слоем краски. Так на этой основе можно рассмотреть пример техники «Раздельный мазок», когда на черный фон отдельно накладываются мазки различных цветов в одном направлении, создавая иллюзию спокойствия, так как мазки накладываются в горизонтальном направлении. [1, с. 44—45]

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Варя\20110309\P1010987.JPG

Эскиз в технике «Раздельный мазок»


 Гуашью можно так же писать без использования кисти, в данном случае рассматривается письмо губкой, текстура губки придает мягкость касаний, воздушность. Работа, выполненная таким способом наиболее приближенна к реалистичному изображению.  Так же можно использовать другие материалы для письма, не только губку, но и допустим письмо ватными палочками, где мазки точно так же как и в техники «раздельный мазок» наносятся на расстоянии друг от друга, так, чтобы каждый из них смотрелся отдельно. [1, с. 34—35; 2, с. 49—50]

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Варя\20110309\P1010996.JPG

Эскиз в технике «Штамп»


Рельефную композицию можно выполнять как в технике гуаши, так и в технике акварели. Так если сначала сделать рисунок в реалистичной манере гуашью, то потом поверх можно нанести рельеф который мы можем добиться при помощи клея ПВА. Если нанести поверх красочного слоя клей и подождать пока он высохнет, то в конечном результате образуется рельеф, причем клей после высыхания становится прозрачным. [1, с. 60]

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Варя\20110309\P1010984.JPG

Эскиз в технике «Рельеф»


Если идти от обратного, сначала нанести клей, а потом красочный слой, то здесь целесообразно использовать акварель, так как она просвечивает бумагу и не ложиться на образовавшийся рельеф. В данном случае сначала наносится клей ПВА, после его высыхания на поверхности бумаги образовывается бесцветный рельеф и потом поверх наносится красочный слой. Время высыхания клея зависит от консистенции, от 3 до 5 часов, поэтому прежде чем сделать этот вариант работы, мне пришлось сначала сделать клеевой рельеф. [1, с. 60]

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Варя\20110309\P1010988.JPG

Эскиз в технике «Рельеф»


Так же ажур можно сделать при помощи графических средств, но их проще применить при работе с акварелью, так как на нее лучше ляжет тушь или гелевая ручка. Ажур придает композиции декоративность, рисунок становится плоскостным. То есть он не имеет пространства, вся композиции лежит на поверхности листа. [4, с. 82—83]

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Варя\20110309\P1010993.JPG 

Отмывка акварелью с введением ажура


Текстурированние можно добиться при помощи вспомогательных элементов, так при использовании обычной полиэтиленовой пищевой пленки можно добиться эффекта кристаллов. При нанесении пленки на цветовой акварельный слой и его последующем высыхании образуется своеобразный рисунок. При его уточнении более яркими красками образуется рисунок схожий по текстуре с текстурой кристалла. [1, с. 40—41]

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Варя\20110309\P1010999.JPG

Эскиз с введением текстуры.


Так же текстуру можно добиться при помощи рисования на мятой бумаге, здесь сочетается использования эффекта рельефа и ажура, причем ажур можно добиться при рисовании композиции не втирая краску в бумагу, т.е. цветовой слой будет ложиться только на выпуклые части рисунка, а сама помятость и будет создавать ажур, даже в некотором смысле мозаику. [2, с. 63—65]

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Варя\20110309\P1010995.JPG 

Эскиз на текстурированной бумаге


Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Коллаж это одна из техник при которой можно при помощи вырезок из журналов показать принципы декоративности. Композиция становится плоскостной. Цветовая гамма журнальных страниц позволяет наиболее ярко показать градации цветовых плоскостей и даже приблизить ее к реальности. [1, с. 83; 6]


Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Варя\20110309\P1010994.JPG 


Эскиз в технике «Коллаж»


Вывод: Подводя итог можно сказать, что восприятие композиции в зависимости от использования в ней живописных техник напрямую зависит от возрастных особенностей человека. Как уже говорилось, люди старшего поколения воспринимают лучше работы в технике близкой к реалистичной, в то время как молодому поколению ближе китчевое направление, в искусстве и в жизни.


Так из тех работ, которые мы рассмотрели, молодому поколению понятны все изложенные техники, а старшему поколению ближе техники письма губкой, и в некотором роде рельефное изображение на гуашевом фоне.

 

Список литературы:

1.Рисуем без кисточки/А. А. Фатеева. — Ярославль:Академия развития 2009, с. 96.

2.Самоучитель по рисованию акварелью/Ольга Шматова. – М.: Эксмо, 2010, с. 80.

3.Энциклопедия для детей [том 7]. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII—XX вв. – 3-е. изд., перераб./ред. Коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян,  Н. Масалин и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010., с. 605.

4.Энциклопедия живописных техник. Хазэл Харисон – М. АСТ Астрель, 2005, с. 160. 

Интернет-ресурс:

5.Русский художник В. Д. Поленов. Биография, картины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vasily-polenov.ru/ (дата обращения 15.04.12).

6.Коллаж – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 15.04.12).

7.Изобразительное искусство. Психология восприятия зрительных образов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artap.ru/stati.htm (дата обращения 15.04.12).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом