Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Павлович М.А. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «КРАСОТА» В ПОЭЗИИ XIX ВЕКА (В ЛИРИКЕ Е.А. БАРАТЫНСКОГО, А.А.ФЕТА И Ф.И. ТЮТЧЕВА) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «КРАСОТА» В ПОЭЗИИ XIX ВЕКА (В ЛИРИКЕ Е.А. БАРАТЫНСКОГО, А.А.ФЕТА И Ф.И. ТЮТЧЕВА)

Павлович Мария Андреевна

студентка 2 курса, кафедра филологического образования и журналистики СурГПУ, г. Сургут

E-mailvaishi92@mail.ru

Руднева Ольга Викторовна

научный руководитель, канд.филол.наук, преподаватель СурГПУ,

 г. Сургут

 

 

Представители когнитивной лингвистики конца XX – начала XXI века рассматривают образ человека как  носителя определенных концептуальных систем, репрезентирующихся в его речевой деятельности. Система концептов образует картину мира (мировидение, мировосприятие), в которой отражается понимание человеком реальности, ее особый концептуальный «рисунок», на основе которого человек мыслит мир [1, с. 227].

И хотя диапазон исследуемых лингвистами концептов широк, но концептуализация красоты в поэзии 19 века недостаточно представлена в научной литературе, что позволяет говорить об актуальности данного исследования.  

Объектомнастоящего исследования является концепт «красота» в поэзии XIX века (в лирике Е. А. Баратынского, А. А. Фета и Ф. И. Тютчева). Предметом исследования являются способы языковой репрезентации концепта «красота» в лирике поэтов XIX века.

Структура концепта «красота» включает в себя базовый слой, представляющий ядерный компонент (понятие), и периферию (образные реализации концепта в речевой деятельности).

Для характеристики ядерных компонентов концепта обратимся к лексическому значению слова «красота» в толковых словарях Ожегова, Ушакова и Даля:

КРАСОТА, 1.  Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. 2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля. 3. Красота, в знач. сказ. О чем-н. очень хорошем, впечатляющем, блеск [9, с. 346].

КРАСОТА  1. Отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы. 2.. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). 3. . Красивые места; то, что производит художественное впечатление. Красоты Крыма. Поэтические красоты. 4. Красивая, привлекательная наружность. Он не отличался красотой. 5. Красавица (устар.). Влюблен я, дева-красота. Языков [15].

КРАСОТА  - это свойство прекрасного, отвлечённое понятие красивого, изящество [3, с. 557].

Таким образом, понятийное ядро концепта характеризуется следующими базовыми признаками: 1) свойство чего-л., доставляющее эстетическое/нравственное наслаждение; 2) пространство; 3) событие; 4) наружность; 5) женщина (см.красавица).

Образ прекрасного в  русской культуре XIX века соотносится прежде всего с понятиями красоты женщины и красоты природы. Эстетический канон XIX века тяготел к искусственности: все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Здесь вспоминается образ Лизы из «Барышни-крестьянки» А. С. Пушкина, которая намеренно подражала этим идеалам. А. С. Пушкин намеренно столкнул два представления о красоте – искусственной и естественной (в образе Акулины). При этом образ женщины неизменно был целомудренным и стыдливым. Образ природы в русской поэзии складывался постепенно. Жуковский придал русскому пейзажу романтизм: поэт наделяет природу душой подобно человеку, одушевляет ее; как всякий романтик, он любит мечтать на лоне природы, видит в ней отпечаток Божества. Пушкин следовал традиции романтического представления:  природа ассоциируется с понятием свободы, красоты, величия. Пушкина вдохновляет небо, океан, море, горы - величественная, грандиозная и в то же время экзотическая красота природы («Погасло дневное светило»). Природа у Лермонтова тоже источник вдохновения, это та красота, что примиряет с жизнью, ее несовершенством, изменчивостью, непостоянством. Иное представление входит в середине XIX века: возникает реалистические образы русских женщин и русской природы (например, в творчестве Н. А. Некрасова).

Концепт «красота» занимает важное место в поэтической картине мира Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

В творчестве Баратынского актуальным признаком концепта «красота» становится прекрасная внешность (лицо, фигура). В словесных портретах описание уст, ланит  дает наибольшее количество информации о внутреннем мире человека. Эта портретная деталь становится источником и одновременно объектом любовного переживания, показывая чистоту и возвышенность чувства.Поэтом воспевается красота непорочная и живая, но притягательная:

Но как влекла к себе всесильно

Ее живая красота!

Чьи непорочные уста

Так улыбалися умильно! ( «Бал»)

В структуре концепта «красота» появляется признак «возраст»: красота может быть как юной, так и зрелой (« Юный красавец сидел, горделиво – задумчив…», «И часто вижу я, как нимфа молодая на ложе лиственном покоится нагая…»,  « И юных граций ты прелестней! И твой закат пышней, чем день!»).Прекрасное в лирике Баратынского связано и с понятием гармонии, соразмерности: «Но соразмерностей прекрасных в душе носил он идеал».

Концепт «красота» репрезентируется и в пейзажах. На фоне красоты природы возникают мифологические образы прекрасных богов:

Здравствуй, отрок сладкогласный!

Твой рассвет зарей прекрасной

Озаряет Аполлон! («Здравствуй, отрок сладкогласный…»)

Характеристики красоты в поэзии Е.А. Баратынского  отражают главным образом различные эмоциональные состояния лирического субъекта. 

Вотще! Не для меня долины и леса

Одушевилиськрасотою,

И светлой радостью сияют небеса!

Я вяну,- вянет всё со мною! ( «Весна»)

Во многих случаях красота предстает как ясный и гармоничный образ искусства и внутренние нравственные качества человека:

Где в древних камнях боги живы,

Где в новой, чистой красоте

Рафаэльдышит на холсте. ( «Кн. Волконской»)

Таким образом, в поэзии Е.А. Баратынского образ красоты связан с внутренними переживаниями лирического героя, актуальными признаками концепта являются: внешность, возраст, природа, искусство. Важным семантическим признаком концепта являются семы «жизни» и «чистоты»: живая красота, дышит в красоте, одушевилась красотой, чистая красота.

Суть поэзии А. А. Фета  ‑ погружение в мир красоты. Именно красота – главный мотив и идея творчества великого русского лирика, стержень бытия и мира. Красота представлена в лирике А. А. Фета как философское понятие источника – первоосновы мира:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало. («Целый мир от красоты…»)

Ещё одной образной парадигмой, репрезентирующей концепт красоты в поэзии А. А. Фета, является понятие красоты как создания, произведения искусства. Это «божественное тело», созданное гением великого скульптура:

И целомудренно и смело,

До чресл сияя наготой,

Цвететбожественное тело

Неувядающейкрасой. («Венера Милосская»)

Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи, у поэта рано сложилось особое поэтическое отношение к ночи, наступлению темноты. Краса, например, зимней ночи подчиняет себе всё вокруг:

Есть ночи зимней блеск и сила,

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь, и кровли, и леса. («Есть ночи зимней блеск и сила…»)

Образ красоты – это образ зари, встающей в полночной темноте:

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

В полночной темноте безвременно горя,

Вдали перед тобой прозрачно и красиво

Вставала вдруг заря. («Когда читала ты мучительные строки…»)

Концепт «красота» вербализируется через образы весны, весеннего расцвета природы:

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста,-

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

Концепт «красота» представлен также как образ будущего, в котором всё светло и прекрасно, как всеобъемлющее понятие, связанное с состоянием окружающего мира и эмоциональным состоянием лирического героя, чувством любви:

Я молил, повторял, что нельзя нам любить,

Что минувшие дни мы должны позабыть,

Что в грядущем цветут все права красоты,-

Мне и тут ничего не ответила ты. («Солнца луч промеж лип...»)

В поэзии Фета тесно слиты образы женщины, свидания и понятия ожидания. Концепт красоты вербализуется через признаки: внешность (прекрасное лицо, душистые волосы, плечи), пространственно-временной признак (миг свидания), тайна.

И нетерпение сосет больную грудь,

И ты идешь одна, украдкой, озираясь,

И я спешу в лицо прекрасное взглянуть,

И вижу ясное, ‑ и тихо, улыбаюсь,

 

Ты на слова любви мне говоришь «люблю!»,

А я бессвязные связать стараюсь речи,

Дыханьем пламенным дыхание ловлю,

Целую волоса душистые и плечи «...».

(«Когда мечтательно я предан тишине…»)

 

О, как волнуюся я мыслию больною,

Что в миг, когда закат так девственно хорош,

Здесь на балконе ты, лицом перед зарею,

Восторга моего, быть может, не поймешь. «...»

 

И верить хочется, что всё, что так прекрасно,

Так тихо властвует в прозрачный этот миг,

По небу и душе проходит не напрасно,

Как оправдание стремлений роковых.

(«О, как волнуюся я мыслию больною…»)

Для поэта внешние атрибуты красоты не важны без самого главного – «звездой красы», души влюбленной женщины:

Светил нам день, будя огонь в крови...

Прекрасная, восторгов ты искала

И о своей несбыточной любви

Младенчески мне тайны поверяла.

 

Как мог, слепец, я не видать тогда,

Что жизни ночь над нами лишь сгустится,

Твоя душа, красы твоей звезда,

Передо мной, умчавшись, загорится «...».

(«Светил нам день, будя огонь в крови…»)

 

Таким образом, в поэзии А. А. Фета актуальными признаками красоты являются образ женщины (ее душа и внешность), искусство и природа (в различных временных образах – весна, ночь, утро), а также философские понятия пространства и времени. Важными семантическими признаками  концепта являются семы «чистота», «вечность» и «расцвет, цветение»: цветет неувядающей красой, непорочная краса, цветет красота, цветут права красоты.

Поиск красоты как прекрасного образа, который является причиной и целью преображения хаоса в космос – характерная особенность лирики Ф.И. Тютчева. Различные модификации этого образа дают варианты персонифицированной красоты. Поэта в первую очередь привлекают образы искусства, гармоничные и прекрасные, а также образы изменчивой и вечной природы. Например, загадочный образ ночного мира:

В ночи лазурной почивает Рим.

Взошла луна и овладела им,

И спящий град, безлюдно-величавый.

Наполнила своей безмолвной славой...

 

Как сладко дремлет Рим в ее лучах!

Как с ней сроднился Рима вечный прах!..

Как будто лунный мир и град почивший —

Всё тот же мир, волшебный, но отживший!..

(«Рим ночью»)

Главная задача поэта – слышать голос природного мира. Для творчества Тютчева характерна парадигма природа – храм/мать:

О вы, чей взор так часто освящен

Благоговения слезами,

Природы храмотверст, певцы, пред вами!

Вам ключ к нему Поэзией вручен! —

В парении своем высоком

Не изменяйтесь никогда!..

И вечная природы красота

Не будет вам ни тайной, ни упреком!.. («Весна»)

В образном поле концепта «красоты» взаимодействуют несколько концептов – природа, юная девушка, весна:

Люблю, когда лицо прекрасной

Весенний воздухпламенит,

То кудрей шелк взвевает сладострастный,

То в ямочки впивается ланит! («Слезы»)

 

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу. («Зима недаром злится…»)

Главный объект концептуализации красоты в лирике Ф. И.  Тютчева – образы прекрасного в потустороннем мире:  

Душа моя — Элизиум теней,

Тенейбезмолвных, светлых и прекрасных,

Ни помыслам годины буйной сей,

Ни радостям, ни горю не причастных.

(«Душа моя, элизиум теней...»)

Для тютчевского творчества характерна тенденция к сакрализации образов любимых женщин. Собственно, такие образы являются у поэта персонифицированными образами красоты, абстрактными и конкретными одновременно. Образ любимой женщины для поэта – это образ вечный, нетленный, желанный и величественный, это женское обаяние с его «гениальными взорами»:

:                          Но если вдруг живое слово

С их уст, сорвавшись, упадет —

И сквозь величия земного

Вся прелесть женщины блеснет,

И человеческим сознаньем

Их всемогущей красоты

Вдруг озарятся, как сияньем,

Изящно-дивные черты «...».

                       («Живым сочувствием привета…»)

Неопытно-младые члены

Как сладко ум тревожат мой! —

Ногениальных взоров прелесть

Всесильнанад моей душой. («В которую из двух влюбиться...»)

 

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный.

Как ночью на небе звезда «...».

                           («Еще томлюсь тоской желаний...»)

Таким образом, в поэзии А. А. Фета актуальными признаками красоты являются искусство и природа, а также пространственно-временные образы нетленного и потустороннего мира. Образ любимой женщины является эталоном красоты. Важным семантическим признаком концепта являются семы «юность», «вечность», «власть»: вечная красота, всемогущая красота, прекрасное дитя.

Образ красоты в лирике Е. А. Баратынского, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева позволяет выявить представление о прекрасном, увидеть эстетический идеал авторов, выявить черты сходства и отличия в видении прекрасного. Анализ образных репрезентаций концепта «красота» позволил выделить общие и индивидуальные черты концептуального поля:

Признаки концепта

Е.А. Баратынский

А.А. Фет

Ф.И. Тютчев

Искусство

+

+

+

Женщина

+

+

+

Природа

+

+

+

Авторские признаки

Внешность/  Соразмерность

Будущее/ Миг

Внешность

Первооснова мира

Прошлое / Потусторонний мир

Семантические компоненты концепта «красота»

Жизнь

Чистота

 

Вечность

Чистота

Расцвет

Вечность

Юность

 Власть

Образное поле концепта «красота» в лирике XIX века объединяет концептуальные поля лирических систем отдельных авторов, выявляя общие семантические признаки (искусство, природа, женщина) и актуальные семы языковой репрезентации концепта (чистота, вечность).  При этом в каждой поэтической системе наличествуют индивидуально-авторские семантические признаки концепта и актуальные семы (см.табл.). Так, у Е. А. Баратынского она представлена такими структурными элементами как соразмерность, эмоциональное состояние, указание на возраст (юность, зрелость). Индивидуальная составляющая концепта «красота» в поэзии  А. А. Фета  раскрывается через философское понятие первоосновы мира, антонимические понятия (день-ночь), динамику движения, образ будущего. Неповторимость картины мира, связанной с понятием красоты в лирике Ф. И. Тютчева создаётся посредством образов-призраков, образов вечности и Божественного начала, поэтического вымысла.

 

Список литературы

  1. Аскольдов‑Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская словесность. М., 1999. – 468 с.
  2. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. / Под ред. проф. В. П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. ‑ С. 267 – 279
  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: "Терра", 1995. – 800 с.
  4. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И. А. Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001. ‑ С. 75 – 80.
  5. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. – Спб.: Норинт, 2001. – 960 с.
  6. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. – 2-е изд. – Минск.: ТетраСистемс, 2005. – 256 с.
  7. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  8. Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. – Кишинев: Штиинца, 1973. – 237 с.
  9. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
  10. Плотникова С. Н. Языковой знак и концепт// Материалы IV регионального научного семинара по проблемам систематики языка и речевой деятельности. – Иркутск, 2001. – С. 11‑113.
  11. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. – 298 с.
  12. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык как национальная картина мира. ‑ Воронеж, 2000. – 59 с.
  13. Н. Н. Иванова, О. Е. Иванова. Словарь языка поэзии: Образный арсенал русской лирики конца XVIII - начала XX века. М.: Издательство АСТ, 2004. – 672 с.
  14. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. ‑ М.: Академический проект, 2004. ‑ С. 42‑67.
  15. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [электронный ресурс]. Режим доступа. ‑ URL:  http://slovari.gramota.ru(дата обращения: 23.04.2012)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий