Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Филинский А.О. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Филинский Алексей Олегович

студент 3 курса, кафедра народного художественного

творчества ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

преподаватель народного вокала ДМШ №3 г. Черногорска

E-mail: 

Александрина Вероника Александровна

научный руководитель, старший преподаватель кафедра

народного художественного творчества

ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

 

 

Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий и представлена множеством вариантов, вместе с тем каждый педагог может интегрировать методы и приемы, создавая собственные эффективные методики, что соответствует педагогике искусства. Цель проведенного исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необходимыми и эффективными в своей работе. Методическая направленность данной игровой методики базируется на идеях Карла Орфа, Золтона Кодая, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, на использовании авторских методик В. Емельянова, опыта работы музыкальных педагогов-новаторов В. Жилина, Т. Тютюнниковой. Автором была адаптирована игровая методика обучения пению, предложенная О. В. Кацер [2]. В методический комплекс были включены упражнения для формирования речевого пения, разработанные американским педагогом С. Риггзом, а так же игровые приемы для развития вокальной импровизации.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога [1].

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого,речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Например:

а) «Взял пальто в прихожей

    Раз-два-три, и я – прохожий

    Я по улице иду у прохожих на виду

    Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу».

(Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).

б) «Град, а Град? Ты чему так рад?                   Ударяют пальцами по голове

     Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься?»    

     Отвечает град: «Я совсем не рад                           по щекам

     Просто солнца луч просверлил бока у туч.

     И я вывалился, лечу, с досадой всех колочу!»     по бровям

    (Цокают 4-5 раз, руками имитируя работу с  лошадиными поводьями)

в) «Катя, Катя, ха-ха-ха                                                  «щёлкают» языком

    Оседлала петуха

    Петух заржал

    На базар побежал»

(«Тпрррр» - 2-3 раза)

г) «Федя-медя, требуха                                         кусают кончик языка

    Съел корову и быка

    Съел пятнадцать поросят

    Только хвостики торчат»

(Резко размыкают губы на вдохе – 2-3 раза)

д) «сказка про язык»:

«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».

2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный;

Например:

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко;

б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;

в) вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта, выдох – 5. Тренировать дыхание по таблице:

3 – 2 – 5               3 – 2 – 10

4 – 3 – 5               3 – 2 – 15

5 – 4 – 5               3 – 2 – 20

5 – 5 – 5                (выдыхая, произносить звуки: С, Ш, Ф, У).

3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

Например:

Педагог                                                                                Дети

«Лес ночной – он полон звуков                                         х-х-х……

Кто-то «укал»                                                                      у-у-у……

Кто-то хрюкал                                                                     хрю-хрю…..

Кто мяукал                                                                           мяу…….

Кто-то топал                                                                        топают

Кто-то крыльями захлопал                                                 руками по телу

И кричал «Ау»                                                                     «А-ууууу…..»

И глазищами вращал                                                          штробас

Лес не спал                                                                          наперебой говорят

                                                                    всё, что хотят из вышесказанного.

Ну а кто-то тихо-тихо                                              говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал»

4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.

Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.

«Ехал странный пассажир

Вёз в кошёлке рыбий жир              выделяют слово «жир» (с отвращением)

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперёд спешит                 наклон вперёд

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползёт                     наклон назад

Все, кто ехал с пассажиром

Вышли смазанные жиром»        выделяют слово «жиром» (с отвращением)

5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Например:

а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

   «Ванна – море                                         руки в сторону

   Я – пароход                                             руки перед собой в «замок»

   Полный назад                                         шаг назад

   Полный вперёд                                       шаг вперёд

   Права руля                                              руки вправо

   Лево руля                                                руки влево

   Мчусь я по морю                                   вращают руками перед собой

    Руками бурля 

   Я бы доплыть да Австралии смог              плавательные движения перед собой

  Жаль, что на кухне протёк потолок»          меняют высоту голоса от 

                                                                                  «писка» до баса                                                                   

б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики. Рассказывают вместе с педагогом.

«Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.

Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

(шёпотом) Второй-то карман ведь остался

(громко) Я завтра его оторву!!!

Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

1) формирование и развитие певческой интонации;

2) песенное творчество;

3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной [3].

 

Список литературы

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.

2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005.

3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.