Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V

Библиографическое описание:
Волкова Д.И., Соловьева Е.М. СТРАТЕГИИ ВОСПРИТИЯ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ ЛЮДЬМИ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ МЫШЛЕНИЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_1.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_II.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_III.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_IV.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_5.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СТРАТЕГИИ ВОСПРИТИЯ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ ЛЮДЬМИ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ МЫШЛЕНИЯ

Волкова Дарья Игоревна

студент 4 курса, кафедра общей психологии УрГПУ, г. Екатеринбург

E-maildashavolkova@inbox.ru

Соловьева Елизавета Михайловна

Старший преподаватель кафедры общей психологии УрГПУ, г. Екатеринбург

 

 

Абстрактная живопись является одним из ярчайших проявлений прошлого века. Идея абстрактного искусства витала в воздухе в начале XX века, выявляя растущий интерес к бессознательному в человеческой психике.

Появлению термина «абстракция» по отношению к искусству мы обязаны немецкому искусствоведу Вильгельму Воррингеру, написавшему в 1906 году диссертацию «Абстракция и эмпатия». Еще один подход к данной проблеме можно найти у Юнга К. Г. Он соотносил эмпатию с экстравертной установкой (сосредоточенность на внешних объектах), а абстракцию с интровертной установкой (сосредоточенность на внутреннем мире).

В XX веке психология и живопись одновременно стали осваивать сферу бессознательного. В психологии появились визуальные тесты (Роршаха, Люшера), использующие цветовые и зрительные ассоциации, связанные с абстрактным пятном. В свою очередь художники абстракционисты с их "дегенеративным искусством" стали прочно ассоциироваться в сознании обывателей с психическими отклонениями.

Выявляется одна из важнейших особенностей абстрактного искусства: оно служит своего рода зеркалом внутреннего мира смотрящего. Абстрактная живопись создает ситуацию неопределенности, когда одной и той же поверхностной структуре можно привести в соответствие несколько смысловых прочтений.

Абстрактное творчество различных художников представляетнаибольший интерес для психологии искусства, потому что оно максимально беспредметно и позволяет зрителю думать и переживать исключительно в субъективном ключе. Это искусство ориентировано не на впечатления, которые мы получим от прочтения, узнавания объектов окружающей нас действительности, а на ощущения, на эмоцию – на психологические ощущения в чистом виде.

Можно отметить, что психология искусства «развивается непропорционально мало в сравнении с другими разделами психологии и особенно в сравнении с тем, какое реальное значение имеет искусство в истории человечества и какое влияние оно оказывает…на развитие отдельного человека» [4, с. 438]. Данная отрасль психологии находится на стыке различных наук – психологии творчества, эстетики, искусствоведения.

Основоположниками теории психологии искусства явилась харьковская психологическая школа. Ее представителями были исследованы процессы возникновения художественного образа, значение воображения и мышления в переработке впечатлений, а также роль языка как основы всей творческой деятельности человека [9]. Представители психоаналитической школы также пришли к выводу, что психология и искусство взаимосвязаны. Они утверждали, что искусство в своей художественной практике есть психологическая деятельность и должно быть подвергнуто психологическому рассмотрению [6]. Представители отечественной психологии во многом имели похожие взгляды с вышеизложенными концепциями, изучали результаты творческого процесса и его психологическое своеобразие [7].

В рамках современного искусствоведческого и эстетического развития данной сферы науки большой вклад имеют научные труды Кривцуна О. А. и Сергеевой О. Б.. Большой вклад в изучение восприятия живописи внесли исследования Белоноговой Е. В. и Леонтьева Д. А.

Цель данного исследования: изучить стратегии восприятия абстрактной живописи людьми с разным стилем мышления.

Объект исследования:восприятие абстрактной живописи.

Предмет исследования: стратегии восприятия абстрактной живописи людьми с разными стилями мышления.

Исходя из вышесказанного, была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в стратегиях восприятия абстрактной живописи людьми с разным стилем мышления.

Прежде всего, определим основные понятия.

Восприятие произведений искусстваэто особая внутренняя деятельность, которая носит конструктивный характер и представляет собой сложный целостный процесс, который может включать в себя когнитивные, эмоциональные, и другие составляющие, а также являться особым переживанием, трансформирующим систему личностных смыслов реципиента [3].

Функ Б. С. представляет простое основание, выделяя четыре основные психологические подхода к изучению восприятия визуального искусства: психофизический, психобиологический, когнитивный, психоаналитический, экзистенциональный [3]. Необходимость активной позиции самого реципиента при восприятии произведения – его выбора, духовной работы, внутреннего усилия, активного сотворчества – подчеркивается многими авторами.

Как утверждает Белоногова Е. В.: «…психотехнические эффекты от взаимодействия личности с произведением искусства могут быть различными в зависимости от типа восприятия и степени личностной вовлеченности, наличия или отсутствия эстетического раппорта или духовного созвучия» [2, с. 7]. Исходя из этого, можно говорить о том, что стратегия восприятия абстрактной живописи– это способ внутреннего взаимодействия зрителя с абстрактной работой [2].

В исследовании «Индивидуальные стратегии восприятия живописи» Белоноговой Е. В. были выделены следующие стратегии, представленные в таблице:

Таблица 1.

Стратегии восприятия живописи.

Стратегии

Критерии их выделения

1. «Жизненная»

(Ж)

Слова и суждения, представляющие изображение как кусочек жизненной реальности, как ситуацию, разворачивающуюся во времени, передающие переживания, мысли и чувства персонажей.

2.«Изобразительная» (Из)

Слова и суждения, представляющие картину как изображение в рамке, констатация и изложение изображенного с позиции зрителя.

3.«Авторская»

(Ав)

Слова и суждения, указывающие на замысел автора, на душевное состояние и жизнь автора.

4.«Культурная»

(Ку)

Слова и суждения, характеризующие картину в культурном контексте, упоминание других произведений того же или других авторов.

5.«Импрессивная»

(Им)

Слова и суждения, описывающие конкретное воздействие, которое оказывает картина или её отдельные детали.

6 «Ассоциативная»

(Ас)

Наличие ассоциаций на разные темы, вызванных картиной, рассуждения по более общим вопросам.

7.«Эмоциональная»

(Э)

Слова и суждения, передающие ощущения и чувства, вызванные картиной, содержащие прямую эмоциональную оценку изображенного.

8.«Стилистическая» (Ст)

Слова и суждения, отмечающие художественные средства и приемы, раскрывающие их назначение и указывающие особенности стиля.

9.«Резюмирующая»

(Р)

Обобщенная характеристика картины, трактовка общего содержания, сути, смысла, интерпретация общей идеи произведения.

10.«Метафорическая» (М)

Использование в описании метафор, символов и сравнений.

 

 

Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия, мышление дает непрямое, сложно опосредствованное отражение действительности [8]. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами [11].

Стиль мышления– типичная для данного человека система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, которую он преимущественно использует в процессах мыслительной деятельности. Эта система складывается в детстве и обусловлена как индивидуально-личностными особенностями человека, так и его социальным и профессиональным опытом [2]. Различают синтетический, аналитический, идеалистический, прагматический и реалистический стили мышления [1].

Подводя итог к вышесказанному, мы можем говорить о том, что индивидуальный стиль мышления каждого человека влияет на способы решения проблем, которые он выбирает, на способы поведения, на личностные особенности человека. Следовательно, мы можем предположить, что стратегии восприятия абстрактной живописи во многом будут зависеть именно от преобладающего стиля мышления.

Исследование проводилось в 2011–2012 учебном году. В исследовании приняли участие 40 человек: 20 юношей (10 гуманитарных и 10 технических специальностей) и 20 девушек (10 гуманитарных и 10 технических специальностей). Возраст испытуемых составлял от 18 до 30 лет.

Были подобраны картины, соответствующие цели исследования:

1. Кандинский В. В. «Небесно голубое»

2. Кандинский В. В. «Зеленая фигура»

3. Кандинский В. В. «Нежное восхождение»

4. Кандинский В. В. «Оранжевый фиолетовый»

5. Кандинский В. В. «Пестрый ансамбль»

6. Кандинский В. В. «Последняя акварель»

7. Кандинский В. В. «Сумерки»

8. Кандинский В. В. «Тридцать»

9. Ларионов М. Ф. «Весна»

10. Ларионов М. Ф. «Зима»

11. Ларионов М. Ф. «Лето»

12. Ларионов М. Ф. «Курица»

13. Малевич К. С. «Голова крестьянской девушки»

14. Малевич К. С. «Дама на остановке трамвая»

15. Малевич К. С. «Неприятель»

16. Малевич К. С. «Солдат первой дивизии»

17. Малевич К. С. «Суперматизм»

18. Малевич К. С. «Трибуна ораторов»

19. Пикассо П. «Палома и Клод, дети Пикассо»

20. Пикассо П. «Обнаженная, я люблю Еву»

21. Пикассо П. «Музыкальные инструменты»

22. Пикассо П. «Цветы и человек с зонтом»

23. Мондриан П. «Композиция с красным, синим»

Выбранные картины являются работами основоположников абстракционизма: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Пита Мондриана. Также были выбраны ранние работы Пабло Пикассо, относящиеся к кубизму, и Михаила Ларионова, основоположника русского авангарда, которые считаются родственными движениями абстракционизма. Выбор картин для исследования был согласован с двумя экспертами (в качестве экспертов выступали выпускники Российской Академии Художеств (г. Санкт-Петербург)).

Для изучения стиля мышления был выбран опросник «Стили мышления» Алексеева А., Громовой Л. [1]. Для исследования стратегий восприятия абстрактной живописи были выбраны «Методика свободного описания» Леонтьева Д. А., а так же контент-анализ [12].

Процедура исследования:

  1. Испытуемому предъявлялся опросник, предназначенный для определения предпочитаемого способа мышления, а также манеры задавать вопросы и принимать решения.
  2. Испытуемому предлагается просмотреть картины неограниченное время, при желании возвращаясь к ранее просмотренным произведениям, после этого выбрать три наиболее запомнившихся картины.
  3. Испытуемому дается следующая инструкция: «Теперь опишите каждую из них так, чтобы о ней сложилось какое-то представление у другого человека, например – Вашего друга».
  4. Для качественного и количественного анализа текстов была использована программа «Контент-анализ для Windowsверсия 1.6», разработанная российским обществом социологов, научно-исследовательским комитетом «Теория социальных систем» с применением методологии MAKSTechnologyв 1995–1996 годах под руководством кандидата социологических наук Чуракова А. Н. [12]. Анализ проходил по следующим показателям: число слов, число групп, число предложений, лексическое разнообразие, структурная сложность текста, грамматическая сложность текста, а так же соотнесение частей текста с выделенными стратегиями восприятия живописи.

Анализируя полученные денные, представленные в таблице, мы можем утверждать, что в выборке, состоящей из 40 человек, есть представители различных стилей мышления.

 

Таблица 2.

Результаты эмпирического исследования стилей мышления в выборке (опросник «Стили мышления» Алексеева А., Громовой Л.).

Стиль

Мышления

Гуманитарные специальности

Технические специальности

Сумма

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Синтетический

2

0

0

0

2

Идеалистический

1

1

0

2

4

Прагматический

1

2

2

1

6

Аналитический

3

1

5

2

11

Реалистический

3

6

3

5

17

 

 

Исходя из представленных данных, мы можем говорить о том, что в выборке, наиболее часто встречающиеся стили мышления – реалистический (42 % от общего числа), а также аналитический стиль (28 % от общего числа испытуемых). Прагматический стиль составил 15 %, а наиболее редко встречающиеся стили – это идеалистический (10 %) и синтетический (5 % от общего числа испытуемых).

Можно отметить, что существуют существенные по стилю мышления у мужчин, обучающихся на технических и гуманитарных специальностях. Для представителей технических специальностей свойственен аналитический стиль мышления (50 % испытуемых), а для представителей гуманитарных специальностей – реалистический (30 %) и аналитический (30 %) стили. У женщин различий по стилям мышления обнаружено не было.

В связи с тем, что представленность синтетического и идеалистического стиля мышления в выборке было мало, данные стили мышления не включались в математико-статистическую обработку данных.

Для математико-статистической обработки полученных результатов был использован H-критерий Краскала-Уоллеса [10]. Результаты расчетов представлены ниже в таблице 2, таблице 3.

Таблица 3.

Результаты исследования различий стратегий восприятия абстрактной живописи у людей с разным стилем мышления по критерию H-Краскала-Уоллеса.

Стратегии восприятия

Н

P

Жизненная

H ( 2, N= 34) =2,29

p =0,32

Изобразительная

H ( 2, N= 34) =2,61

p =0,27

Авторская

H ( 2, N= 34) =0,71

p =0,70

Культурная

H ( 2, N= 34) =2,37

p =0,30

Импрессивная

H ( 2, N= 34) =1,22

p =0,54

Ассоциативная

H ( 2, N= 34) =1,25

p =0,53

Эмоциональная

H ( 2, N= 34) =2,19

p =0,33

Стилистическая

H ( 2, N= 34) =1,51

p =0,47

Резюмирующая

H ( 2, N= 34) =0,72

p =0,70

Метафорическая

H ( 2, N= 34) =3,18

p =0,20

 

Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что у представителей трех стилей мышления (прагматический стиль, аналитический стиль и реалистический стиль мышления) не выявлено различий ни по одной из стратегий восприятия живописи.

Таблица 4.

Результаты исследования различий стратегий восприятия абстрактной живописи по параметрам контент-анализа у людей с разным стилем мышления по критерию H- Краскала-Уоллеса

Измеряемые параметры

Н

P

Количество слов

H ( 2, N= 34) =0,55

р=0,76

Число групп

H ( 2, N= 34) =0,80

р=0,67

Число предложений

H ( 2, N= 34) =0 ,81

p =0,66

Лексическое разнообразие, %

H ( 2, N= 34) =0,39

p =0,82

 

Структурная сложность

H ( 2, N= 34) =0,79

p =0,67

Грамматическая сложность

H ( 2, N= 34) =1,20

р=0,548

 

Анализируя полученные результаты, мы можем утверждать, что у представителей различных стилей мышления не выявлено различий по количеству слов, по числу групп, по числу предложений, по лексическому разнообразию, по структурной сложности, по грамматической сложности.

Кроме этого нами были проанализированы данные, полученные с помощью контент-анализа, с учетом пола испытуемого. Для исследования различий показателей у испытуемых и обработки соответствующих данных использован статистический критерий U-Манна–Уитни [10].

Таблица 5.

Результаты исследования различий стратегий восприятия абстрактной живописи у мужчин и женщин по критерию U-Манна-Уитни.

Измеряемые параметры

U

P

Количество слов

64

0,006

Число групп

62

0,004

Число предложений

62

0,004

Лексическое разнообразие, %

84

0,004

Структурная сложность

70

0,038

Грамматическая сложность

100

0,010

 

Анализируя полученные результаты, мы можем констатировать факт существенных различий в восприятии живописи у женщин и мужчин по следующим показателям: количество слов, число групп, число предложений, лексическое разнообразие и структурная сложность. Не было выявлено различий только по такому критерию, как грамматическая сложность текста.

Выявленные различия еще раз иллюстрируют отличительные особенности построения мужской и женской речи. Мы можем констатировать тот факт, что речь женщины более разнообразна и структурирована. Женщина использует большее число слов для описания абстрактной живописи, «письма другу» в большей степени состоят из эмоционально окрашенной лексики – употребление слов описывающих чувства, эмоции. Мужские же «письма» более кратки, категоричны в суждениях. Для описания запомнившейся картины в большей степени выбирались простые и емкие слова, что уменьшает количество слов, число групп и число предложений в анализируемых текстах.

В целом женские «письма» содержат в себе рассуждения, детальное описание картин, эмоции и чувства, испытываемые при просмотре абстрактной живописи. Мужские «письма» включают в себя констатацию изображенного произведения, очень часто встречается оценка произведения.

Итак, различия в стратегиях восприятия абстрактной живописи у людей с разным стилем мышления не обнаружены. Для осмысления результатов обратимся к идеям Рубинштейна С. Л., который утверждал, что познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими – оно переходит к мышлению [13].

Опираясь на целостную концепцию психических процессов, мы можем говорить о том, что механизмы, при помощи которых осуществляется построение объективного образа окружающей действительности, взаимосвязаны. Акцент этой концепции делается на необходимость разведения в составе психических процессов более элементарных и более сложных психических новообразований. Веккер Л. М. утверждал, что для построения целостной концепции психических процессов необходим путь «снизу-вверх»: изучение психической иерархии осуществляется по мере продвижения по её уровням – от элементарных ощущений к сложному процессу сознания и осознания окружающей действительности, а также личности и субъекту – в нашем случае, от «человека, воспринимающего» к «человеку мыслящему» [5]. Веккер Л. М. утверждал, что восприятие образов – это первичный уровень психики, который составляет материал и фундамент всех остальных психических процессов [5].

Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что восприятие, как более «низкий» психический процесс во многом будет влиять на формирование преобладающего стиля мышления.

Понимание особенностей и стилей восприятия живописи у людей с разным стилем мышления может помочь исследовать процессы художественного творчества под углом зрения реализации в них способностей и характера личности, ее внутренних переживаний и эмоций, мотивационных факторов, межличностных отношений, скрытых конфликтов. Когда человек обращается к чужому творчеству, происходит рождение новых чувств и переживаний, открываются возможности для понимания чего-то большего, расширяется взгляд в глубину бессознательного. Красочные произведения с активной цветопередачей вызывают положительные эмоции, смысловые картины заставляют задумываться о важных сущностях, исторические шедевры приводят к осознанию ключевых жизненных моментов.

 

Список литературы:

  1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. [Текст] – СПб., Экономическая школа, 1993 – 352 с.
  2. Белоногова Е. В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи [Текст]: Дис. ... канд. психол. наук / Белоногова Е. В.; Мос. гос. ун-т им. Ломоносова М. В. : Москва, 2003. – 172 c.
  3. Белоногова Е. В., Леоньтев Д. А.. Синтетическая модель восприятия искусства. Психологический журнал том 22 № 02, 2001. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gendocs.ru/v21354/?cc=1&page=17(дата обращения: 17.03.2012)
  4. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 стр. – (Большая университетская библиотека)
  5. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. Учеб. пособие [Текст] /. Веккер Л. М., Либин А. В., Магун В. С. – М.:Смысл, 1998 – 343 с.
  6. Додельцев Р. Ф. Азбука психоанализа [Текст] / Додельцев Р. Ф., Панфилова Т. В. — М.: Республика, 1995.
  7. Кривцун О. А. Эстетика. Становление психологии искусства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.deol.ru/users/krivtsun/aest27.htm(дата обращения: 20.10.2011)
  8. Леонтьев А. Н. Мышление [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1557.html (дата обращения: 24.02.2012)
  9. Мацейкив М. А. Психологические воззрения Потебни А .А. : автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / Мацейкив М. А. ; НИИ психологии УССР. – Киев, 1987.
  10. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие [Текст] / Наследов А. Д., М.: Речь, 2006. – 392 с.
  11. Психология человека. Основные свойства восприятия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.shsgroup.ru/vospriyatie/4_4.php (дата обращения: 7.03.2012)
  12. Российское общество социологов. Компьютерная система «Контент-анализ Про». Описание [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=22&id=53#14(дата обращения: 10.02.2012)
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azps.ru/hrest/28/9715921.html(дата обращения: 20.03.2012)

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.