Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V

Библиографическое описание:
Мухаметова Э.М. ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» И «КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_1.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_II.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_III.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_IV.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_5.pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» И «КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ

Мухаметова Эльмира Мансуровна

магистрант 2 курса, кафедра социальных наук и технологий МарГТУ,

г. Йошкар-Ола

Е-mail: darling006@mail.ru

Васина Светлана Михайловна

научный руководитель, канд. истор. наук, доцент МарГТУ, г. Йошкар-Ола

 

 

Культурная составляющая является основной частью такого феномена как туризм. Люди путешествовали по тем, что мы называем сейчас культурным причинам, со времен Римской империи. Однако раньше они не воспринимались как отдельная группа туристов. Посещение исторических мест, познание культурных вех, участие в специальных событиях, тематических фестивалях или посещение музеев — все это является частью всеобщей туристической деятельности. Действительно каждое путешествие включает в себя культурный элемент. По своей природе искусство путешествия временно переносит туристов от их собственной культуры и места жительства в различные культурные окружения, либо в соседний город или деревню на другом конце света. Но культурный туризм предлагает большее для туриста и общества. Сегодня вероятно термин «культурный туризм» сместил термин «экотуризм» благодаря своей расширенности и многозначности.

В современной литературе культурологический смысл туризма рассматривается как форма развития личности. Туризм расширяет границы человеческого познания, способствует этнокультурной самоидентификации человека, раскрытию собственных, в том числе латентных потребностей, развивает и трансформирует социокультурную сферу деятельности человека. [16, с. 21] Знание о традициях и обычаях народов, ныне существующих и исчезнувших с лица земли, говорит о высоком интеллектуальном развитии человека и может вызывать только восхищение и уважение. Возможность передавать эти знания из поколения в поколения позволит сохранить ту уникальность и неповторимость культурного наследия народов, которые всегда будут представлять духовную ценность для всего общества в целом.

Культурный туризм связан с духовной стороной существования человека. Посещая различные места, постигая новое, человек пропускает все через себя, и эти воспоминания уже становятся его личным достоянием, что позволяет расширить горизонты его мировосприятия.

Сегодня на глазах меняется культурный облик мира. Возрастает значение культуры, ее роль в жизни человека и общества. Культура выступает эффективным фактором становления новой человеческой цивилизации и планетарного мышления. Она укрепляет отношения взаимопонимания и согласия между народами, являясь «фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. [1, с. 9] Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижения поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры». [9, с. 110]

Культура — «человеческое творение, и ее надо поддерживать так же, как люди поддерживают свою жизнь. Культура — важное цементирующее и, в то же время, разъединяющее начало общества, средство взаимосвязи и внутренней дифференциации народа». [1, с. 10]

Многозначность самого исходного термина «культура» предполагает не одно, а множество определений этого базового понятия, каждое из которых не только имеет своих приверженцев, но и все права на существования как научная дефиниция. [10, с. 16]

Культура различается по составным частям, видам, направлениям, формам проявления, носителям и т. д. Существует большое количество определений данного понятия в целом и по различным составляющим. Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Это общее, философское определение культуры. Кроме него, существует еще несколько определений понятия «культура», каждое из них по-своему имеет преломление в туризме и значение для развития турбизнеса.

Термин «культура» употребляется для характеристики как определенных исторических эпох (античная культура) конкретных стран, государств, обществ, племен, так народов (культура индейцев майя), народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека или его жизни. Иначе говоря, может быть выделена культура: художественная; отдыха; лечения; образования; развлечения; поведения (общения); профессиональная; религиозная.

Слово «культура» в переводе с латинского означает «обработка, возделывание, совершенствование, образование, воспитание». Культура характеризует как степень развития той или иной сферы жизнедеятельности человека, так и самого человека. [16, с. 28]

По словарю Брокгауза — слово «культура» в общественных науках и, особенно, в истории употребляется в двояком смысле. Во-первых, под культурой подразумевается степень образованности народах или классах общества в противоположность некультурным народам или классам; в том же смысле употребляются выражения в роде таких, как культурный человек, культурная привычка и т. п. Другое, более широкое словоупотребление придает культуре значение быта или внутреннего состояния, не имея отношения с уровнем образованности народа. Примером может служить первобытная культура, которая включает в себя целую эпоху и различные народы, но некультурными мы назвать их не имеем права. Говоря о культурной истории, имеют в виду культуру в смысле быта вообще. В этом отношении культуры разделяют на материальную (жилище, одежда, орудие, вооружения, украшения и т. п.), духовную (язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т.п.) и общественную (государственные и общественные формы, законы и т.п.); но если говорить о культуре в более узком смысле, не имея в виду конкретную культуру, то под словом «культура» подразумевается культура духовная. К нам употребление термина перешло из немецкой научной литературы; у французов и англичан, вместо слова культура, употребляется слово цивилизация. [20, с. 6]

Ряд авторов рассматривают культуру как духовную деятельность человечества. Например, Ерасов Б. С. пишет, что «культура — это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условия всей системы деятельности, обеспечивающих различные стороны жизни человека. Это означает, что культура «вездесуща», но вместе с тем  в каждом конкретном виде деятельности она представляет ее собственно духовную сторону». [6, с. 8] Тем самым мифы, религии, искусство, идеология, наука, политика и т. д. являются компонентами культуры и обеспечивают духовное производство и распространение культурных норм, ценностей, их значений и знаний.

А. П. Дурович приводит следующее определение культуры — это специфический способ организации и развития общества находящий выражение в продуктах творчества, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура воздействует на потребителя путем определения границ его индивидуального поведения и влияния на различные социальные институты (семью, средства массовой информации, систему образования и т. п.). [5, с. 21]

Как указывает В. А. Квартальнов, на конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры. Первое определение — общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство. Второе определение – специализированного характера, построенного на «культуре культуры», т.е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека. [9, с. 101]

«Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние». [6, с. 16] «Культура — это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия». [6, с. 17] Культура помогает создать отдельное общество со своими законами и структурой, что делает его впоследствии уникальным.

В энциклопедии по культурологии приводится следующее определение культуры: «это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символичных обозначений окружающего мира. [13, с. 336]

Многие исследователи, например, Ф. Котлер, Б. И. Кононенко, А. И. Арнольдов и др., отмечают, что культура динамична: она изменяется, адаптируется. [12, с. 187] Общее состояние культуры зависит от состояния общества, здоровья общественного организма. Ее трудности и сложности — прямое следствие возникших проблем в обществе. «Культура чутко улавливает мельчайшие колебания, происходящие в общественных структурах, не говоря уже о глубинныхи масштабных по своему содержанию переменах, совершающихся в обществе». [1, с. 10] Культура и общество взаимосвязаны настолько, что если гибнет общество, за ним наступит черед и культуры. Задача человечества на данном этапе приложить максимум усилий для воссоздания утраченных культурных наследий исчезнувших народов. В данном случае человеку удастся «разорвать» грань между обществом и культурой, оставив за собой память и доказательства существования.

По мнению М. Б. Биржакова, культура исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная Культура, Культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура труда, художественная Культура, Культура быта). В более узком смысле термин Культура относят только к сфере духовной жизни людей. [2, с. 18—19]

Ф. Котлер рассматривает культуру с позиции поведения потребителя: «Культура — это основная сила, предопределяющая желания и все поведение человека». [12, с. 187] А. П. Дурович так же отметил: «Процессы, происходящие в сфере культуры — наиболее глубокая причина желаний человека.Факторы культурного порядка в значительной степени определяют поведение потребителей, представляющих различные страны». [5, с. 21—22]

Так же можно дать характеристику понятия «культура» с позиции этнографов. Этнографы, взгляды которых сложились под влиянием позитивизма или неопозитивизма, понимают под культурой совокупность обычаев, привычек, социальных институтов, неотделимых от жизни общества и конкретных общественных групп. Культура, по их мнению, должна быть непременно чем-то конкретным, наблюдаемым, материально-поведенческим или психическим. [18, с. 25]При таком понимании к культуре возможно отнести то, что было создано человеком, но не всегда это может отвечать его интересам и желаниям. Зачастую это лишь жизненная необходимость, которая впоследствии становилась великим открытием. Утрата знаний этого может привести к ухудшению жизненных условий современного общества.

Таким образом, предельно сжато можно дать следующее определение: культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. [10, с. 26]

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности, то есть сочетанием объектов материальной и духовной культуры. Пришедший из англоязычной литературы термин «культурный туризм» прочно вошел в употребление в  туристской сфере в конце ХХ века. [3]

Культурный туризмявляется самым популярным и массовым видом туризма, [2, с. 17] охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. [9, с. 110—111]

А. С. Куско указывает: «Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран». [14, с. 258]По его мнению, культурный туризм —этотуризм для знакомства и познания культурного наследия различных стран и народов.

Существует и другое определение культурного туризма. «Культурный туризм — это форма взаимодействия, культурного обмена, которая предполагает целенаправленное погружение в культурную среду с целью ее освоения. В основе культурного туризма лежит потребность знакомства с культурой, как своего народа, так и народов других стран. Путешествия выступают в данном случае как средство приобщения людей к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональные индивидуальные переживания. Они дают возможность воспринимать культурную картину мира в единстве чувства и мысли. Следовательно, особенностью культурного туризма является формирование целостного представления об истории и культуре, способствующего развитию диалога и взаимосвязи между культурами». [10, с. 28]

По мнению А. В. Даринского и А. Б. Косолаповой, основной формой осуществления культурно-познавательного туризма, является экскурсия. [4, с. 4]А. Б. Косолапова дает следующее определение: «Культурный туризм — сфера туристской деятельности, основанная преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. Знакомство туристов с культурным наследием происходит в основном во время экскурсий, среди которых преобладают пешеходные и автобусные». [11, с. 56] Так же автор отдельным видом выделяет воссоединительный туризм (посещение знакомых и родственников) и ностальгический туризм. В их основе лежит личная потребность людей в посещении тех мест, которые играют большую роль в биографии человека и его семьи. Например, это необходимо для создания геологического древа.

С мнением А. В. Даринского [4, с. 4]и А. Б. Косолаповой согласны и другие авторы, например, А. П. Дурович, Н. А. Седова и др. Как пишет Н. А. Седова: «Основными формами организации культурно – просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям культурно-просветительный туризм оказывает формирующие влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями». [17, с. 7]

По мнению М. А. Изотовой и Ю. А. Матюхиной, экскурсии являются приоритетными образовательными формами за счет того, что объекты восприятия являются подлинниками, будь то памятники архитектуры, археологии, истории или природные объекты. И все они, неся в себе познавательное начало, являются отражением процессов развития природы и цивилизации, конкретной эпохи. Когда турист видит подлинник, это явление уже само по себе бесценно, а если оно сопровождается «живыми картинками», то это поистине целое произведение искусства. [7]Здесь экскурсия выступает неким спектаклем, где экскурсанты примеряют на себе главную роль и сами управляют процессом познания, лишь иногда при помощи подсказок экскурсовода или гида.

По мнению Сущинской М. Д. «культурный туризм – это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи, музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей». [19, с. 8]

Таким образом, существуют разные понятия о категориях, «культура» и «культурный туризм». Сложность определения основных понятий, связанных с культурным туризмом, обусловлено тем, что исследованием данного вопроса занимаются специалисты разных дисциплин: экономисты, географы, историки и лингвисты т. д. Однако следует отметить, что утверждение, культурный туризм — это форма туризма, может казаться очевидной и даже выступать тавтологией. Но важно уяснить, что туризм — это существительное, а культурный — прилагательное, определяющее его. Поэтому культурный туризм и следует воспринимать как вид туризма, а не форма управления культурного наследия.

 

Список литературы:

  1. Арнольдов А. И. Культура и горизонты XXI века [Текст] / А. И. Арнольдов. // Вестник Московского Государственного университета культуры и искусства. — № 1. — 2003. — С. 9—18.
  2. Биржаков М. Б. Специальные виды туризма [Текст]: курс лекций / М. Б. Биржаков. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 70 с.
  3. Бутузов А. Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в России [Текст]: [Электронный ресурс] / А. Г. Бутузов. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст. http://www.zelife.ru/ekochel/ekoturism/3267-ethnocultourism.html (дата обращения: 28.03.2012)
  4. Даринский А. В. Туристские районы Российской Федерации и Ближнего Зарубежья [Текст] / А. В. Даринский. — СПб, 1994. — С. 4.
  5. Дурович А. П. Организация туризма [Текст] / А. П. Дурович. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с. (Серия «Учебное пособие»).
  6. Ерасов Б. С. Социальная культурология [Текст]: пособие для студентов высш. уч. зав. – 2-е изд. испр. и доп. / Б. С. Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  7. Изотова М. А., Матюхина Ю. А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме [Текст]: [Электронный ресурс] / М. А. Изотова, Ю. А. Матюхина. — Режим доступа http://lib.rus.ec/b/204773/read (дата обращения: 28.03.2012)
  8. Квартальнов В. А. Культура и туризм — вместе [Текст]: [Электронный ресурс] / В. А. Квартальнов. — Электрон. ст. — Режим доступа к ст. http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2000N8/p2-3.htm  (дата обращения: 28.03.2012)
  9. Квартальнов В. А. Туризм [Текст]: учебник / В. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
  10. Кононенко Б. И. Основы культурологи [Текст]:  курс лекций / Б. И. Кононенко. — М.: ИНФРФ-М; 2002. — 208 с. — (Серия «Высшее образование»).
  11. Косолапова А. Б. География внутреннего российского туризма [Текст]: учебное пособие / А. Б. Косолапов. — М.: КНОРУС, 2008. — 272 с.
  12. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм [Текст]: учебник для вузов / пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой. — М.: ЮНИТИ, 1998. —787 с.
  13. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. [Текст]. — СПб.: Университеская книга; ООО «Алетейя», 1998. — 447 с.
  14. Куско А. С. Рекреационная география [Текст]: учебно-методический комплекс / А. С. Куско, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. — М.: Флинта: МПСИ, 2005. — 496 с.
  15. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Максютин. — Казань: Медицина, 1995. — 137 с.
  16. Сапожникова Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. / Е. Н. Сапожникова. — М.: Изд. центр «Академия». 2007. —240 с.
  17. Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм [Текст]: учебное пособие / Н. А. Седова. — М: Советский спорт, 2004. — 96 с.
  18. Соколов Э. В. Культура и личность [Текст] / Э. В. Соколов. — Ленинград: Изд-во «Наука», 1972. — 228 с.
  19. Сущинская М. Д. Культурный туризм [Текст]: учебное пособие / М. Д. Сущинская. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 128 с.
  20. Энциклопедический словарь [Текст]: Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон 1890 г.  Т. 33: Култагой-Лед. — «ТЕРРА-TERRA», 1991. — 482 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.