Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2011 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Изучению проблемы конфликтов дошкольников посвящаются исследования отечественных и зарубежных ученых: А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.С. Залужного, В.Я. Зедгенидзе, А.А. Рояк, Д. Скотт, Х. Корнелиус и других.
Детские конфликты исследователи рассматривают как противоборство открытое (спор, ссора и т.п.) и скрытое (действие исподтишка, демонстрация показного безразличия и т.п.), отражающееся в их возрастном развитии.
Оптимальным для воспитания навыков разрешения конфликтов исследователи (Н.В. Гришина, А.А. Рояк, В.Я. Зедгенидзе и другие) считают старший дошкольный и младший школьный возраст. Следует подчеркнуть, что большинство исследований посвящено школьному возрасту.
Актуальность разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста исходит из запросов практики и заключается в необходимости создания педагогических условий, обеспечивающих обучение дошкольника выбору конструктивных способов выхода из сложных жизненных ситуаций.
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 665 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» указаны образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение детской художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» и обозначается их интеграция в педагогическом процессе ДОУ. Содержание образовательной области «Социализация» рассматривается как способность растущей личности адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность свою и других, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями и ценностями общества.
Образовательная область «Социализация» призвана ввести дошкольника в социум. «Социализация» направлена на достижение следующих целей:
- освоить первоначальные представления социального характера;
- включить детей в систему социальных отношений;
- приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Содержание области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования у детей интереса и потребности в чтении через решение следующих задач: развивать интерес к детской литературе; с помощью разных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому; помогать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку персонажа. Помогать понимать скрытые мотивы поведения героев произведения; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с полюбившимся персонажем [7].
Это позволяет в нашем исследовании сделать акцент на детской художественной литературе как средстве формирования у детей способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций.
Цель исследования: поиск и реализация педагогических условий разрешения детских конфликтов посредством художественной литературы
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что все исследователи сходятся в том, что педагогические условия — это совокупность мер, которая оптимизирует эмоциональное развитие детей, отвечая сензитивным потребностям возрастного развития.
Исследователи А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и другие рекомендуют приобщать ребенка к лучшим образцам детской художественной литературы, которая «объясняет» ребенку жизнь общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений [8, с. 44].
По мнению А.Н. Леонтьева, для того, чтобы ребенку адекватно осмыслить свои поступки, поведение в ситуации конфликта, необходимо воспринимать детскую литературу, но полноценно она будет воспринята только при условии, если дошкольник будет к этому подготовлен, настроен. Автор предлагает обращать внимание детей на содержание взаимоотношений героев в конфликтах, противоборствующих ситуациях, как они себя ведут и с помощью каких способов выходят из ситуации конфликта [5].
А.В.Запорожец утверждал, что для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл действий героев, осмысливать и вчувствоваться во внутренний мир изображаемых героев, вжиться в систему конфликтных отношений и обстоятельств, в которых этому герою предстоит действовать, оценивая его поступки, необходимо создавать благоприятные условия для специфической активности ребенка в процессе чтения художественного произведения. В этой активности А.В.Запорожец видит «условие понимания», «условие художественного воздействия литературы» на ребенка через организацию с детьми обыгрывания конфликтных ситуаций из детского художественного произведения и моделирования выхода из них. При моделировании данных ситуаций предлагает проводить «разбор» конфликтов героев детьми. Осуществляя эту деятельность, ребенок не только мысленно, но и действительно становится на позицию понравившегося ему героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его неудачам, вместе с героем стремится достигнуть определенных целей [3].
А.Р. Лурия и М.И. Кнебель важное условие разрешения конфликтов дошкольников с помощью детской художественной литературы видели в создании установки, цели читателя, стремящегося вместе с героем преодолевать стоящие на пути препятствия. По их мнению, условием разрешения конфликтов детей с применением детской литературы является экспозиция (расстановки персонажей и обстоятельств) и завязка (развитие сюжета, где создаются «завязываются» конфликты), начинающаяся с выраженного конфликта героев «начальное вредительство», описаний конфликтных сюжетов, переживаний, впечатлений героев, причем конфликт должен быть представлен «прямо», а не косвенно. Условие в форме экспозиции повышает интерес детей к внешнему ходу событий, акцентирует внимание на отношениях основных героев с самого начала, осваивается практика поведения и умения «встать» на место героя [4].
А.А. Бодалев отмечает, что воспринимая художественную литературу, ребенку предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях, предоставляется возможность «прожить» как можно больше этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у ребенка арсенал возможных моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [1].
Мы согласны с точкой зрения А.А. Бодалева о том, что необходимо рассказать, прочитать так детское произведение, чтобы образ героя возник в представлении ребенка сам собой, т.е. перед ним возникает воображаемая ситуация, которая направляет детей на регулирование собственных эмоциональных состояний, разрешает конфликтные ситуации.
Созданные воспитателями педагогические условия с использованием детской литературы достоверно показывают ребенку наглядный пример того, как силы добра, в конце концов, побеждают зло. На наш взгляд, яркими примерами таких детских произведений являются «Незнайка и его друзья» Н.Носова, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, повесть — сказка тюменского писателя К. Лагунова «По лунной дорожке», произведения В. Драгунского, Б. Заходера и другие, где наблюдаются столкновения героев, позиции противоборства.
Е.О. Смирнова отмечает, что важным условием разрешения конфликтов в системе детской художественной литературы является не только чтение конфликтных сюжетов, но и умение после их прочтения вызвать ответную реакцию ребенка: провести беседу на предмет (конфликта) прочитанного, нарисовать героев, а впоследствии снова проиграть некоторые ситуации, которые больше всего заинтересовали детей. Дети с удовольствием берут на себя роли персонажей. В единой системе все эти действия формируют у дошкольников модель выхода из конфликтных ситуаций [6].
В практике воспитания давно было отмечено, что старший дошкольник осваивает способы отношений в детских произведениях, что позволяет ему почувствовать себя на месте другого человека, «вжиться» в его чувства, мысли, ощутить принятие его решения в сложной ситуации, как своего собственного.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что в комплекс педагогических условий, способствующих разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы, могут быть включены:
поэтапность обучения детей, направленная на создание мотивации в приобретении конфликтологических знаний и умений на основе анализа поступков героев литературных произведений; ознакомление со способами разрешения конфликтов, формирование опыта у детей; творческое применение полученных знаний и умений разрешать конфликты в реальных жизненных ситуациях;
- средством формирования знаний и умений разрешать конфликты будут выступать специально разработанные сказочные ситуации, включающие классические и современные произведения детской художественной литературы: повесть — сказка тюменского писателя К. Лагунова «По лунной дорожке», стихотворение А.Кузнецовой «Поссорились» и Б.Заходера «Мы- друзья» и другие;
- алгоритм обучения старших дошкольников навыкам разрешения конфликтов предполагает цепь последовательных шагов: чтение произведения; беседа с детьми; драматизация конфликтных ситуаций; рисование после проигрывания детьми выхода из ситуации; беседа с детьми.
Наше исследование проведено в городе Ишиме на базе АНОДО ЦРР «Детский сад» № 19 «Гнездышко». В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста и воспитатели старшей группы.
В ходе опытно — экспериментальной работы, целью которой стало выявление уровеней конфликтности старших дошкольников, нами были использованы методы: наблюдение за старшими дошкольниками, беседа «Мой детский сад», рисуночный тест «Кактус», беседа «Конфликтная ситуация», анкетирование воспитателей. Для оценки уровня конфликтности нами были разработаны критерии, показатели и даны характеристики уровней конфликтности детей старшего дошкольног возраста.
В ходе наблюдения на констатирующем этапе на основе выделенных показателей позволяет получить следующие данные: 60% детей имеют широкий круг общения, постоянных друзей, 40% детей знают сюжеты и правила игр, умеют договориться при распределении ролей и игрушек; 50% детей практически не вступают в конфликт, стараются примириться, если произошла ссора; 50% детей не умеют уступать, конфликтуют со сверстниками; у 15% детей нет постоянных друзей; 40% детей не следуют правилам игр, играют в одиночку из-за неприятия сверстниками в игру; 30% детей стремятся доминировать среди сверстников, проявляют агрессию.
Беседа «Мой детский сад» показала, что 70% детей хотят ходить в детский сад, из них 55% детей ходят в детский сад с хорошим настроением, потому что там друзья, 15% детей из них ходят в детский сад, но с плохим настроением, т.к. их там обижают, там не всегда интересно, не во все игры можно играть; 65% детей знают игры и умеют в них играть; 35% детей не знают игры и умеют в них играть; 60% детей считают, что в играх есть правила, которые необходимо соблюдать, но при этом 30% из них считают что игровые правила можно нарушать; 90% детей имеют много друзей, 65% из них иногда ссорятся со своими друзьями; 25% детей ссору считают выходом из ситуации. На вопрос: «Что ты делаешь, когда понимаешь что в момент ссоры ты неправ?» дети отвечали: «перестаю ссориться», «прекращаю спорить», «стараюсь помириться» и т.д. 65% детей ссору прекращают, а 35% детей ссору продолжают, не признавая своей вины.
В ходе исследования мы выявили, что воспитатели старших групп ДОУ осознают необходимость выбора конструктивных способов разрешения конфликтов между детьми, однако распространенными «способами разрешения» конфликтов между старшими дошкольниками реально являются: «физическое воздействие»; «угрозы и санкции»; «опосредованное воздействие» и «словесное воздействие».
Анализ теста «Кактус» показал, что у 95 % детей — высокий уровень агрессии, 40 % детей не уверены в себе, у 5 % детей уровень агрессии с преобладанием тревоги и неуверенности в себе, у 65 % детей прослеживается тревожность, у 75 % детей выявлена демонстративность.
Результаты методики «Конфликтная ситуация» на констатирующем этапе показали, что у 30% детей — высокий уровень конфликтности; у 30% детей - средний уровень конфликтности и 40% детей - низкий уровень конфликтности. 60% детей присвоили себе роль агрессора, и 40% детей присвоили себе роль жертвы. У 65% детей в ситуации конфликта отсутствует агрессия; у 35% детей — конфликт с агрессией. Причиной конфликта 50% детей является наказание, способ достижения цели, месть. 10% детей причиной конфликта считают — просто захотелось так поступить и 40% детей считают причиной конфликта неумение агрессора общаться, играть с детьми; 20% детей (жертвы) распознают чувства соперника, свои чувства и намерения положительные; 30% детей (агрессоров) распознают чувства соперника, свои чувства и намерения положительные; 25% детей (агрессоров) распознают чувства соперника, их намерения отрицательные; 5% детей (агрессоров) затрудняются говорить о чувствах соперника.
Таким образом, в ходе проводимого нами исследования обнаружено: 25% детей — высокий уровень конфликтности, 35% — детей средний уровень конфликтности, 40% детей — низкий уровень конфликтности.
Только 20 % воспитателей высказали своё мнение о необходимости организации педагогических условий, способствующих формированию у старших дошкольников конфликтологических знаний и умений разрешения конфликтных ситуаций посредством детской художественной литературы. Настораживает то, что 54 % воспитателей предлагают разрешать конфликты дошкольников достаточно стереотипно — наказать, осудить обидчика; развести детей в разные стороны; защитить, пожалеть обиженного. И около 26 % воспитателей далеко не всегда уверены в принятии способов разрешения детских конфликтов, стараются их не замечать, ссылаясь на отсутствие специальных конфликтологических знаний. Из них 11% обращаются к администрации ДОУ; 15 % получают поддержку в принятии решения от коллег.
В этой связи реализация разработанных нами педагогических условий разрешения конфликтов старших дошкольников посредством детской художественной литературы выступает как объективная возможность исправления педагогических ошибок воспитателей и, главное, формирование у детей способности принимать конструктивные решения в конфликтной ситуации.
Опытно — экспериментальная работа заключалась в реализации комплекса педагогических условий разрешения конфликтов у старших дошкольников посредством детской художественной литературы. Работа начиналась с поэтапного включения детей в анализ поступков героев детских литературных произведений.
Цель и задачи на первом этапе направлены на создание у детей мотивов приобретения конфликтологических знаний и умений к предстоящему решению проблем.
На этапе создания мотивации, приобретения знаний и конфликтологических навыков — реализовался комплекс вводных сказочных ситуаций. Так, на первом занятии: мы познакомились с читательскими пристрастиями детей, используя вопросы: какие сказки, рассказы, стихи вы знаете? Чему они учат? Кто главные герои этих произведений? Почему герои совершают те или иные поступки? Кто из них положительные, а кто отрицательные герои? Как бы сложилась сказка, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни отрицательные герои? Что в этих сказках вам кажется похожим на вашу жизнь? Дети без затруднений ответили на все вопросы, пытаясь аргументировать свои ответы. Далее им предлагалось отправиться в сказочное путешествие в страну «Волшебства, сказок и чудес», заранее предупредив детей о трудностях, возможных опасностях, трудной и долгой дороге, но детей это не испугало, а даже, наоборот, вызвало огромное желание скорей туда отправиться. Для того, чтобы расколдовать Волшебную страну, дети старательно выполнили все встретившиеся на их пути испытания: нарисовали кляксу, сочинили по ней рассказ; с точностью выполнили динамические упражнения. Далее дети выбрали самых любимых героев, обосновали почему выбрали того или иного персонажа, описали его характер, что в нем нравится, а что нет и есть ли что-то общее с самим ребенком. Почти все дети принимали активное участие. И в заключении, уверенно справились с испытанием «Угадай сказочного героя?»
На втором сказочном путешествии дети с радостью и хорошо замеченным желанием отправились в страну «Волшебства и чувств», детям так же было заведомо известно что, чтобы туда попасть детям нужно преодолеть одну из трех лесных дорожек, но и на этот раз их это не остановило: первая дорожка – красная широкая, легкая и ровная; вторая дорожка – синяя поуже, труднее и состоит из кочек, по ней надо идти и прыгать, т.к. там «кочки», но тем, кто эту дорожку выберет — дается волшебная сила, больше чем дает первая дорожка; третья дорожка — желтая, самая узкая и трудная, колючая, болезненная и горячая как песок в пустыне, но зато дает огромную, волшебную силу, еще больше, чем первая и вторая вместе взятые.
Наблюдение за детьми показало, что 45 % детей — выбрали первую дорожку; 20 % детей — выбрали вторую дорожку и 35 % детей — выбрали третью дорожку. Это говорит о том что, большая часть детей отдают предпочтение самой простой и легкой дорожке, не желая преодолевать возникшие трудности, препятствия.
На втором этапе — мы знакомили детей со способами разрешения конфликтов, формируя опыт поведения и управления своим поведением в сложной ситуации. Этот этап — собственно этап обучения детей конфликтологическим знаниям и умениям.
Этап ознакомления со способами разрешения конфликтов и формирования опыта у детей реализовался в комплексе основных сказочных ситуаций, построенных в соответствии с алгоритмом обучения старших дошкольников умениям и навыкам разрешения конфликтов. Структура каждой сказочной ситуации строилась по алгоритму последовательных шагов: чтение произведения, беседа с детьми, драматизация конфликтных ситуаций героев произведения, рисование после проигрывания детьми выхода из ситуации, беседа с детьми. Так, в сказочных ситуациях читалась глава («Клык-Клык-Грумбумбес») из произведения тюменского писателя К.Лагунова «По лунной дорожке», ставилась цель: работать с текстом играя, обсудить мотивы поведения персонажей и дать оценку поведения героев «хорошо» или «плохо»; используя эмоционально значимые ситуации; вызвать желание помочь героям; воспитывать чувство сопереживания (инсценировать проблемные ситуации; рисование по мотивам сказки. Далее работа по алгоритму: чтение произведения, беседа с детьми, драматизация конфликтных ситуаций героев произведения, рисование после проигрывания детьми выхода из ситуации, беседа с детьми. На четвертой сказочной ситуации читалась (гл. «Расплата») писателя К.Лагунова «По лунной дорожке», ставилась цель: работая с текстом, продолжать обсуждать мотивы поведения героев: «положительные» и «отрицательные» поступки; находить причины конфликта, вызывать желание помочь героям, сопереживать им, знакомить с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций, способствовать их усвоению и использованию в поведении. Далее по алгоритму. На одной из сказочных ситуаций (гл. «Схватка») по произведению К.Лагунова «По лунной дорожке», ставилась цель: работая с текстом, продолжать обсуждать мотивы поведения персонажей, дать оценку поведения героев, вызвать желание помогать героям, воспитывать чувство сопереживания, продолжать знакомить с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций (инсценировать проблемные ситуации, рисовать по мотивам повести-сказки). Далее работа по тому же алгоритму. На следующей ситуации (Б. Заходер стихотворение «Мы — друзья») ставилась цель: работая с текстом стихотворного произведения, продолжать формировать и закреплять знания, умения и навыки разрешать конфликты героев в прозаических произведениях, вызвать желание помочь героям, воспитывать чувство сопереживания героям. И далее по алгоритму. В ходе реализации основных сказочных ситуаций — путешествий в основном мы отмечали, что дети с большим желанием знакомились с новыми героями, с интересом слушали произведения детской художественной литературы и легко их воспринимали, помогали героям, попавшим в беду, оценивали их поступки «плохо» или «хорошо», анализировали возникшие между героями конфликты, описывали внутреннее состояние героев в ситуации конфликта, предлагали конструктивные способы разрешения, играя того или иного героя при драматизации конфликтной ситуации из произведения у детей наблюдались такие качества как артистичность, проявление всех необходимых чувств присущих героям, «вживались» в роль, рисовали «идеальных», на их взгляд героев, на которых они хотели бы быть похоже.
На третьем этапе мы ставили цель: творческое применение детьми конфликтологических знаний и умений. Так, на основе чтения стихотворения А. Кузнецовой «Ссора» ставилась цель: учить детей творчески применять знания и умения разрешать конфликты в реальных жизненных ситуациях, формировать опыт разрешения конфликтов у старших дошкольников. Далее беседа по прочитанному, драматизация конфликтов, рисование по мотивам прочитанной сказки и беседа по нарисованным сюжетам. Целью ситуаций на тему «Этюды с содержанием проблемных ситуаций» являлась: проверка степени усвоения правил поведения в конфликтных ситуациях и применение полученных умений в реальных ситуациях. Педагог предлагает детям разыграть этюды на реальных событиях, которые возникали в группе детей старшего возраста и сцену ссоры между Филей и Хрюшей из-за книжки. Этюды детьми были разыграны, но было хорошо заметно, что у детей не было уже первоначальных эмоций. В конце драматизации дети помирились, попросили прощение, взялись за руки и сказали «мирись-мирись», а потом улыбнулись друг другу и сказали — «друзья». Педагог сделала обобщение: если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Давай играть вместе», «Извини», «Давай я тебе помогу». Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться! Дети согласились и добавили нужно жить дружно.
В целом сказочные ситуации — путешествия прошли без затруднений. Дети с интересом слушали предлагаемые им произведения, активно отвечали на вопросы, стремились аргументировать свои ответы, активно вставали на позицию близкого им героя, объясняя свой выбор. Однако наибольшую сложность вызвала организация самостоятельной деятельности дошкольников. На заключительных этюдах детям предлагалось выступать в роли посредника в разрешении конфликта в группе. И здесь у 35 % детей из 100% обнаруживались затруднения в принятии конструктивного решения. Для оценки эффективности проведенной нами работы мы провели повторную диагностику, используя те же диагностические методы, что и в констатирующем эксперименте.
На контрольном этапе по результатам нашего наблюдения были получены следующие данные: 70% детей имеют широкий круг общения, знают сюжеты и правила игр, соблюдают правила игры, стараются примириться, если произошла ссора, умеют договориться при распределении ролей; 80% детей имеют постоянных друзей; 55% детей не умеют уступать; 25% детей часто конфликтуют, проявляют агрессию; 20% детей не принимаются детьми в игру; 40% детей доминируют среди сверстников; у 30% детей нет постоянных друзей, не умеют договариваться при распределении ролей, не знают правила и сюжеты игр, нарушают правила.
Анализ данных беседы «Мой детский сад» на контрольном этапе показал, что 65% детей ходят в детский сад с хорошим настроением, так как там есть друзья; 10% детей с удовольствием идут в детский сад, но не имеют постоянных друзей; 85% детей умеют играть в игры; 65% детей считают, что в играх есть правила, которые необходимо соблюдать; 50% детей считают, что игровые правила нарушать нельзя; 50% детей считают, что правила можно нарушать; у 80% детей много друзей, 70% детей иногда ссорятся со своими друзьями; 30% детей считают, что ссориться обязательно; 70% детей считают, что можно по-другому решить трудную ситуацию. На вопрос: «Что ты делаешь, когда в момент ссоры понимаешь, что не прав?» 80% детей предложили мирный способ решения проблемы: «угощу чем-нибудь», «стараюсь помириться», «прекращаю ругаться». 20% детей предложили «не признавать своей вины», «продолжать отстаивать свое мнение».
Анализ рисуночного теста «Кактус» показал, что у 55% детей из 100% небольшой уровень агрессии с преобладанием тревоги и неуверенности в себе, у 65% детей выявлено преобладание демонстративности.
По результатам методики «Конфликтная ситуация» на контрольном этапе у 10% детей — высокий уровень конфликтности, у 20% детей — средний уровень конфликтности и у 70% детей — низкий уровень конфликтности. У 65% детей в ситуации конфликта отсутствует агрессия; у 10% детей — конфликт с агрессией; у 25% детей в ситуации конфликт отсутствует. Причиной конфликта 15% детей является наказание, месть как способ достижения цели; 70% детей причиной конфликта считают неумение агрессора играть с детьми; 50% детей (жертвы) распознают чувства соперника, свои чувства и намерения положительные; 40% детей — агрессоров распознают чувства соперника, свои чувства и намерения положительные; 10% детей — агрессоров распознают чувства соперника, свои чувства и намерения отрицательны.
Таким образом, можно отметить, что по всем критериям у детей наблюдаются положительные изменения в:
- характере общения со сверстниками: в группе не стало отвергаемых детей, возросла популярность детей. Конфликты возникали редко, а если возникли, то дети находили конструктивный способ выхода из конфликта самостоятельно. У детей возникало желание бескорыстно помогать сверстникам. Научились понимать эмоции и чувства других;
- игровых умениях: дети играли в коллективные игры, научились договариваться о сюжете игры, при распределении ролей, стали более общительны. Когда возникали, трудности, например, в распределении ролей, дети использовали нестандартные решения;
- поведение в конфликтных ситуациях: дети научились сотрудничать, совместно решать проблемные ситуации, используя конструктивные способы; дети уступали и доброжелательно относились друг к другу.
В результате у 70 % детей обнаружили низкий уровень конфликтности, у 30% детей — средний уровень конфликтности, детей с высоким уровнем конфликтности нами не выявлено.
Результаты нашей опытно — экспериментальной работы по реализации комплекса педагогических условий разрешения конфликтов посредством детской художественной литературы, позволяют сказать:
- применение разработанного комплекса педагогических условий разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы создает особые возможности обучения старших дошкольников конфликтологическим знаниям и умениям;
- знакомство с читательскими пристрастиями старших дошкольников, выявление их отношения к чтению, позволили выделить произведения, обогатившие и читательский опыт ребенка, и опыт поведения в сложной ситуации, то есть обучить выходу из конфликтной ситуации;
- через комплекс сказочных ситуаций по произведениям детской художественной литературы в совместной работе со сверстниками у старших дошкольников расширились представления о конфликте, сформировалось позитивное отношение к другим (через поступки героев произведений) и с себе в том числе; сформировались способы взаимодействия в конфликте, его разрешение.
Из исследования видно, что уровень конфликтности у детей старшего дошкольного возраста снизился.
Проведенное нами исследование предполагает дальнейшую работу исследователя по данной проблеме: более широкое изучение данной проблемы в теории и практике; разработки специальной программы для педагогов ДОУ по управлению конфликтами дошкольников.
Список литературы:
- Бодалев А.А. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к литературе // Детский сад от А до Я. — 2008. — №4. —С.97
- Градова Н.А. Словарь терминов. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 284 с.
- Запорожец А.В. Психология восприятия дошкольником детских произведений: тезисы докладов. — М., 1978. — №9. — С41.
- Кнебель М.И., Лурия А.Р. Понимание дошкольником сказки // Вопросы психологии. — 1998. — №4. — С.76-92.
- Леонтьев А.Н. Психология детского чтения. М.,1992. — С.43.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка в мире детской литературы. М.: Школа— пресс, 1997. — 92 с.
- Федеральные государственные требования: раздаточный материал к семрнару.: МЦФЭР ресурсы образования, 2009.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1997. — 260 с.
дипломов
Оставить комментарий