Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Физическая культура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мхитарян Э.А. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ С ДЕВУШКАМИ В ВУЗЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ С ДЕВУШКАМИ В ВУЗЕ

Мхитарян Эллина Акоповна

студент 4 курса, кафедра физической культуры Ир ГУПС, г. Иркутск

Лыженкова Рита Станиславовна

научный руководитель,

научный руководитель ст. преподаватель кафедры физическая культура

ИрГУПС, г. Иркутск

Современные условия обучения студентов характеризуются повышенными физическими и психологическими нагрузками, дефицитом времени. Физические упражнения на учебных занятиях для значительной части студенческой молодежи являются единственной возможностью получить минимальную двигательную нагрузку. Так же наблюдается пониженная мотивация или полное ее отсутствие к занятиям физической культурой.

Новизна исследования состоит в том, что одной из приоритетных задач, требующих своего решения, стоящих перед отраслью физической культуры, является поиск инновационных технологий, которые сочетали бы в себе средства и методы комплексного оздоровления организма и психики, эмоциональной сферы занимающихся, и, прежде всего, содействовали бы не декларативному, а реальному духовному и физическому развитию личности и формированию аксиологических ориентиров на достижение оптимального уровня здоровья и здоровый образ жизни. Следует особо подчеркнуть, что достижение этого результата возможно только лишь при условии заинтересованности самого объекта воздействия — человека, теми или иными видами двигательной активности.        Музыкальное сопровождение является сильным мотивирующим фактором, который используют как один из основополагающих организационно-методических принципов реализации инновационных технологий физического воспитания.

Актуальность данной темы состоит в том, что в современном мире люди все чаще используют  музыкальное сопровождение в различных сферах деятельности. Музыкальное сопровождение является одним из необходимых инструментов, так как в настоящее время физическую культуру рассматривают не обособленно, а во взаимосвязи с другими метасистемами — как сбалансированную совокупность ценностей, идеалов, норм.

Объектом исследования является процесс физического воспитания студенток в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — музыкальное сопровождение в физическом воспитании девушек в вузе.

Цель работы заключается в изучении влияния музыкального сопровождения в физическом воспитании девушек в вузе, рассмотреть музыкальное сопровождение как мотивационный фактор к повышению интереса к занятиям физической культурой.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; опрос студентов специальности Таможенное дело с 1 по 4 курс.     

Задачи исследования:

  1. изучить понятие музыкального сопровождения, его функции;
  2. выявить проблем в применении музыки;
  3. рассмотреть воздействие музыки на физическое и эмоциональное состояние человека;
  4. провести опрос студентов на предмет влияния музыки на интерес к занятиям физической культурой.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего использования проанализированной литературы систематизированной по конкретной тематике, полученные данные работы позволяют осуществить усиление образовательного вектора, разработка инновационных основ учебного процесса.

Практическая значимость заключается в раскрытии влияния  тембра и ритма музыки, а так же других составляющих, что позволит грамотно подбирать музыкальные произведения.

Студенческий возраст является очень важным жизненным этапом для молодой девушки. Именно в этот период многие студентки начинают самостоятельную жизнь, зачастую вдалеке от своих родителей, создают семьи, рожают детей. Вместе с тем, они овладевают будущей профессией в стенах вуза, учебный процесс в котором имеет свою специфику и отличается от школьного обучения, предполагает большую личную ответственность и создаёт существенную нагрузку на молодой организм и психику [1, с. 38]. В последние годы в нашей стране появился широкий выбор направлений занятий, способный удовлетворить разнообразные потребности индивида как в двигательной активности, оздоровлении организма и психики, так и в эстетических переживаниях в соответствии с индивидуальными предпочтениями российских граждан разного возраста и социального статуса. Многие из них используются в обязательных и секционных занятиях со студентами. Немаловажную роль при этом играет то, что большинство из них предполагает использование музыкального сопровождения. Это не только повышает их эмоциональность, но и, при грамотном использовании средств музыки, может содействовать решению оздоровительных задач [3, с. 33].

В формировании физического самоимиджа студентов в процессе физического воспитания в вузе музыкальное сопровождение играет одну из мотивационных ролей, так как реальный физический самоимидж определяется как психический образ, направляющий и побуждающий человека к эффективной самопрезентации и саморазвитию своей телесности с учетом знаний и эмоционально-рациональной оценки особенностей ее проявления в ситуациях межличностного и делового общения. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение способно формировать положительные мотивационно-ценностные отношения студентов к занятиям физической культуры и спортом, а также к ведению здорового образа жизни.Для эффективного решения двигательной задачи человеку необходимы не только энергетические и информационные компоненты, но и эмоциональные и рациональные. Эмоциональные факторы дают возможность быстрой классификации получаемой информации и определяют путь ее дальнейшей чисто рациональной обработки [2, с. 63].Музыкальное сопровождение занятий физической культурой — это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые произведения или их части (музыкальные отрывки или фрагменты), содействующие оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных и частных задач, а также положительно влияющие на организм и психику занимающихся. Функции музыкального сопровождения в занятиях физической культурой:

  1. Аксиологическая (ценностная) — формирование ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения, потребности в двигательной деятельности под музыку;
  2. Эстетическая — формирование музыкального вкуса, эмоциональных и эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, понимания красоты и эстетики выполнения движений в соответствии с музыкой;
  3. Организаторская — содействие более четкой организации проведения занятия и конкретных комплексов упражнений;
  4. Оптимизирующая — содействие более эффективному решению задач занятия, каждой его части;
  5. Психорегулирующая — содействие переключению и преодолению монотонии, снятию нервного напряжения и стресса, улучшению психологического состояния занимающегося и общего эмоционального фона на занятии, позитивного взаимодействия участников педагогического процесса;
  6. Гедонистическая — получение занимающимися удовольствия от прослушивания музыкальных произведений, выполнения двигательных действий под музыку и от занятия в целом [7, с. 36].

В настоящее время существует проблема в неумелом и некорректном подборе и применении музыки, наиболее распространенными являются:

  1. Несоответствие музыки психовозрастным особенностям занимающихся;
  2. Несоответствие темпа и ритма музыкального произведения характеру выполняемых двигательных действий;
  3. Несоответствие музыкального произведения художественно-эстетическим требованиям к качеству его звучания;
  4. Несоответствие характера и образа музыкального произведения  характеру двигательных действий;
  5. Однообразие используемых музыкальных произведений;
  6. Несоответствие метро-ритмических  особенностей музыкального произведения выполнению двигательных действий;
  7. Несоответствие громкости звучания музыки гигиеническим нормам.

Музыкальное сопровождение является одним из средств направленной оптимизации функционального состояния организма. Применение музыки наблюдается снижение степени активации нервной системы, снижении степени психоэмоционального напряжения [4, с.7].Влияние музыки на физиологические процессы организма человека стало предметом исследования ученых разных стран. Так, было подтверждено, что:

  • при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;
  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций;
  • при прослушивании мелодий происходит нормализация мозгового кровообращения;
  • негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие;
  • энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;
  • мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;
  • музыка влияет на уровень различных гормонов в крови;
  • музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;
  • музыка изменяет восприятие времени;
  • музыка может улучшить память и обучаемость [5, с. 55].

В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Сегодня учёные разных стран и различных отраслей знания — от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков, продолжают изыскания в этой области. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения [6, с. 52].

Рассматривая воздействие на физическое и эмоциональное состояние человека, также следует учитывать, что имеет определённое влияние каждое из средств музыкальной выразительности. Важнейшим из них является ритм, являющийся наиболее сильным эмоциогенным раздражителем. Доказано, что ритмичные звуки воздействуют на глубинные структуры мозга, а, следовательно, действуют на психику слушателей. Музыкальные звуки, образующие музыкальное произведение, подчинены определённому ритму. На самом раннем этапе развития человечества музыка состояла практически только из ритма. Наиболее распространённые ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов человека. Чёткий ритм музыки (преимущественно — пунктирный), выраженные акценты являются одним из самых сильных возбудителей эмоций. Под его влиянием активизируются физиологические и психические процессы в организме человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, активизируется обмен веществ, ускоряется расщепление гликогена, повышается активность органов чувств.[8]Каждому двигательному действию присущ свой специфический ритм, представляющий закономерное чередование прилагаемых мышечных усилий, разных по величине. Оптимальный ритм является основой эффективности двигательной деятельности человека. Подбор музыкального произведения с соответствующим двигательному действию ритмом существенно облегчит выполнение упражнения занимающимся и улучшит результат.  

Музыкальный темп также имеет важное значение для воздействия на физическое и психическое состояние человека. Чем быстрее темп музыки, тем большее количество движений должно под неё выполняться, тем интенсивнее физическая нагрузка. Помимо согласования музыки с движением, следует учитывать активизирующее воздействие быстрой музыки на психику занимающихся и протекание обменных процессов. В свою очередь, музыкальное сопровождение в спокойном темпе (60‑80 уд.мин) влияет успокаивающе, снижает эмоциональное напряжение. Важным компонентом воздействия на человека является тембр музыки. Известно, что звучание различных инструментов за счёт тембра своего звучания по-разному воздействует на психические и физические процессы в организме человека. Это обусловлено тем, что каждый музыкальный инструмент имеет свой неповторимый тембр звучания, свою частоту диапазона [2, с. 64].Звучание высокочастотных инструментов (флейта, скрипка, челеста и другие) в медленном и среднем темпах оказывает позитивное влияние на головной мозг человека (снижает перевозбуждение коры головного мозга), его нервную и дыхательную системы, а в сочетании с плавными, специально подобранными упражнениями может способствовать коррекции биополя. Ритмичное звучание инструментов, имеющих более низкий тембр звучания (средний регистр) в темпе от 120 до 180 ударов в минуту содействует активизации физических сил организма и активному снятию нервного напряжения и накопившейся агрессии. При этом они оказывают оздоровительное воздействие на мочеполовую сферу, что чрезвычайно важно для здоровья репродуктивной сферы молодых девушек и женщин.[8]Звучание низких струнных и барабанов в умеренном темпе традиционно используется для введения человека в изменённое состояние сознания — транс. При умелом использовании этого средства можно оказывать весьма благоприятное воздействие на психику человека, но если педагог не владеет в полной мере этим аспектом профессиональной деятельности, экспериментировать с введением занимающихся в трансоподобное состояние не следует, так как последствия могут быть не прогнозируемы.     

Представляя краткий обзор наиболее широко известных фактов в области влияния средств музыкальной выразительности на человека, необходимо особо подчеркнуть, что, в большинстве случаев, они сочетаются друг с другом и их взаимовлияние также надо учитывать [7, с. 37].

Согласно результатам исследования, подавляющее большинство студенток специальности «Таможенное дело» с 1 по 4 курс, на которой обучается 105 девушек, отдают предпочтение учебно-тренировочным занятиям с наличием музыкального сопровождения, на что указали 93 % опрошенных (90 % которых одновременно согласились с тем, что музыкальное сопровождение повышает эффективность занятий/тренировок). Этот показатель можно трактовать по-разному: аудиовизуальным поворотом современной культуры (на социокультурном уровне), нетрадиционностью и неповседневностью использования занятий подобного формата (на уровне восприятия), особенностями роли музыкального сопровождения и т. д. Последнее в представлении студенток в значительной степени способствует активизации психоэмоциональных аспектов деятельности личности: повышение настроения, желание тренироваться/заниматься (на что указали более 60 % опрошенных). Воздействуя на эмоциональную сферу личности, музыка активизирует волевую детерминацию, что объясняет повышение работоспособности студентов на занятии при наличии музыкального сопровождения (студентки высоко оценили роль музыки при воздействии на интерес к тренировкам/занятиям, повышение работоспособности). С одной стороны, это свидетельствует об актуализации роли преподавателя как музыкального психотерапевта на учебно-тренировоч­ном занятии, с другой, — о значимом воздействии музыкального сопровождения на психоэмоциональное состояние студентов, а также на волевую регуляцию. Таким образом, следует отметить перспективы общего повышения качества и эффективности учебно-тренировочного процесса посредством использования музыкального сопровождения. Проведя сравнительный анализ посещаемости уроков физической культуры студенток специальности «Таможенное дело», которые занимаются без музыкального сопровождения (48 человек), и студентками, которые занимаются с музыкальным сопровождением (57 человек), можно сделать заключение о том, что у последних наиболее повышена мотивация посещения занятий физической культуры и интерес к саморазвитию в данной сфере деятельности. Проводя исследование, мы систематизировали все положительные качества музыкального сопровождения на занятиях физической культурой и предоставили студенткам специальности «Таможенное дело» соотнести данные показатели по отношению к себе, то есть оценить влияние музыки с данными качествами (в скобках написан процент согласившихся студенток с данным качеством):

  1. Укрепление здоровья:
  • способствовать развитию опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку (90%);
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма (80%).
  1. Совершенствование психомоторных способностей учащихся:
  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности (96 %);
  • содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой (88 %);
  • формировать навыки выразительности, пластичности движений (75%);
  • развивать мелкую моторику (54%).
  1. Развитие творческих и созидательных способностей:
  • развивать мышление, воображение, познавательную активность; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях (68%);
  • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия (49%).

Результаты исследования и анализ полученных данных позволяют сделать следующие рекомендации, повышающие эффективность формирования творческих способностей, так как на основе проведенного опроса результаты показали, что формирование творческих и созидательных способностей достигается не в полной мере:

  1. В занятия физической культуры следует включать специально разработанные задания и упражнения, способствующие формированию у занимающихся моторного и мыслительного творчества.
  2. Повышению двигательного потенциала студентов способствует частая смена общеразвивающих упражнений, применение в них различных предметов, а также использование музыкального сопровождения, соответствующего возрасту и интересам занимающихся.
  3. На занятиях физической культуры следует выделять время для свободной двигательной импровизации, составления комплексов физических упражнений под музыку и без нее.
  4. Для стимулирования двигательной активности студенток и развития у них творчества рекомендуется проводить конкурсы-соревнования на создание самого оригинального элемента, связки элементов с использованием предметов и без них.
  5. Формирование творчества необходимо осуществлять последовательно в целостной системе учебно-воспитательного процесса.

На основании изученной литературы можно сделать следующие выводы:

  1. Музыкальное сопровождение учебно-тренировочных занятий оказывает значимое влияние не только на психоэмоциональное состояние студентов (в частности, повышение настроения, желания тренироваться/заниматься, формирование интереса к занятиям и т. д.), но и на процессы волевой регуляции (повышение работоспособности).
  2. Исходя из того, что подавляющее большинство студентов отдают предпочтение учебно-тренировочным занятиям с наличием музыкального сопровождения, согласны с тем, чтобы использовать его на своих тренировках, следует сделать вывод о благоприятном восприятии музыкальной психотерапии студенческой аудиторией, достаточно высокой ее эффективности.
  3. Значимая роль музыкального сопровождения в процессе личностного саморазвития студентов, а также в повышении качества учебно-тренировочного процесса в целом дают основания для позиционирования средств музыкального сопровождения как прогрессивного нетрадиционного метода новой парадигмы образования, в которой акцент сделан на значимости самообучения и самообразования студентов.

 

 

 

Список литературы:

  1. Колидзей Э.А. Психологическое содержание двигательной деятельности// Теория и практика физической культуры, 2009. —№6. —С.37‑40.
  2. Литвиненко С.Н. Исследование феномена спортивного удовольствия//Теория и практика физической культуры, 2010. —№9. —С.62‑64.
  3. Назаренко Л.Д. Педагогические условия составления композиции спортивного танца // Теория и практика физической культуры, 2011. —№7. —С.32‑34.
  4. Петрински В., Фейгенберг И.М. Эмоциональные  факторы в управлении движениями человека// Теория и практика физической культуры, 2011. —№1. —С.3‑8.
  5. Расулов М.М., Катилина М.И., Зоря И.С. Эффективность занятий ритмической гимнастикой в «Школе здоровья» // Теория и практика физической культуры, 2011. —№6. — С.54‑56.
  6. Смирнова Ю.В. Музыкальное сопровождение занятий физической культурой как социально-педагогическая проблема// Теория и практика физической культуры, 2011. —№8. —С.50‑54.
  7. Якунина Е.Н., Кабачкова А.В. Психофизиологический статус и уровень физической подготовленности студентов, занимающихся структурированным танцем// Теория и практика физической культуры, 2010. —№10. —С.35‑38.
  8. http://www.fizkult-ura.ru
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.