Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2011 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АВТОРИТЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современное образование характеризуется вариативностью содержания и форм его организации, а также непрерывностью процессов обучения и воспитания на протяжении всех периодов жизни человека, способствующих становлению самообразования и саморазвития в качестве механизмов самореализации его личности.
Педагогика — не только наука, но и величайшее Мастерство и Искусство, доминантой которой является личность Учителя.
Быть учителем — великая честь, но и столь же великая ответственность. Самоотверженность, самоотдача — наиболее характерные его качества.
Искусство Учителя, как утверждает В.Г. Рындак, в том и заключается, чтобы с высоты своей образованности, жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями, на добрые дела и поступки [6, с. 5].
Л. Кассиль писал в свое время, что если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше бы задумывались, какими они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы.
Отечественное образование нуждается в педагогах, обладающих высоким уровнем профессионализма и разносторонней компетентностью, способных к творчеству и инновациям.
Ключевой задачей инновационных процессов системы образования в нашей стране является воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
В Москве 22 августа 2011 года был проведен круглый стол Служба практической психологии образования города Москвы в рамках обсуждения основных направлений Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012‑2016 гг.). В работе этого форума освещались вопросы, касающиеся организации развивающего образования, построение образовательной работы через организацию совместной и самостоятельной деятельности ребенка, которые требуют качественно новой, глубокой психолого-педагогической подготовки воспитателей. На прием к врачу, к специалистам в платные центры обращаются по рекомендации; в группу к воспитателям приходят «с улицы». Для продуктивного совместного сопровождения необходимо 3 года плотного общения между педагогами, чтобы заинтересованные, осознающие необходимость специалисты заговорили на языке межпрофессионального общения.
Педагогам дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) необходимо обеспечить адаптацию к условиям дошкольного учреждения в период, ограниченный определенными временными рамками. В настоящее время в педагогике немало методических разработок по диалогическому общению, социальному развитию игровой деятельности детей раннего возраста. Невозможно переоценить значение художественного труда в развитии коммуникативных умений и игровой среды группы в адаптационный период. Огромную роль в выявлении и раскрытии творческого потенциала каждого ребенка, формирование доверительных отношений с родителями играет авторитет педагога.
Проблемой авторитета педагога (учителя, воспитателя) занимались И.П. Андриади, М.Ю. Кондратьев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.А. Морева, Д.Ф. Самуйленков, М.И. Станкин, В.А. Сухомлинский, М.В. Корепанова, С.Д. Якушева и др.
Итак, становления авторитета в практическом плане всегда остается актуальной для педагогов, работающих в разных типах учебных заведений.
Современная интерпретация авторитета позволяет рассматривать его как социальное отношение, выраженное в сознательном подчинении массы людей своему руководителю на основе доверия к нему, разумности, справедливости его требований.
Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле: в первом случае это форма существования общественных отношений; во втором — общественная значимость какого-либо лица.
И.П. Андриади отмечает, что авторитет в большей мере окрашен личностно, нежели профессионально. Он связан органически со всей личностью педагога в целом, во всем разнообразии ее проявления [1].
Н.А. Морева, утверждает, что авторитет — общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием.
К специфическим особенностям авторитета педагога, определяемого как авторитет знаний, общения, личности, внешности, она относит:
- нравственную сущность личности педагога (открытость, искренность, настойчивость, отсутствие давления и т.п.);
- нравственное самосовершенствование (требовательность к себе, принципиальность, идейная позиция, гражданская убежденность);
- интеллектуальную развитость, духовность, независимость суждений и образованность;
- уважение личности воспитанника, создающее благоприятную атмосферу взаимодействия обучающихся и педагога, нравственно-эстетическое взаимопритяжение [5, с. 157].
С.Д. Якушева считает, что авторитет личности педагога - неповторимая его индивидуальность, оказывающая интенсивное педагогическое, психологическое и эмоциональное воздействие на обучаемых [7, с.70]. Данное высказывание в своей работе мы берем за основу.
Ханс Георг Гадамер связывает авторитет, прежде всего с познанием. Познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста происходит в непосредственной деятельности при использовании различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. Игровые методы и приемы художественно-трудового воспитания, способствующие созданию бодрого настроения, влияют на физическое, эмоциональное развитие ребенка. Художественный труд не рассматривается как положительная составляющая в решении сложных задач по воспитанию и развитию детей раннего возраста в период адаптации в ДОУ.
В связи с этим выбор темы исследования «Авторитет в профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения» для нас является не случайным.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на базе государственного образовательного учреждения (ГОУ) детского сада № 367 Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.
За последнее время Министерством образования изданы и рекомендованы новые программы, разработаны оригинальные методические материалы, Е.Н. Лункина, основывается на том, что ребенок подготовлен для рисования пальчиковыми красками. Е.Ю. Кихтева советует рисование природными материалами-фруктами и овощами. В действительности, дети боятся испачкать руки и одежду (из 15 присутствующих согласились рисовать пальчиковыми красками только 3 малышей, 2010г.). Опрос родителей показал, что эти дети ходили в центры развития ребенка, и знакомы с данной техникой рисования. Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых педагогических и художественных теорий и систем. И.А. Лыкова разработала комплекты методических пособий по художественному труду для средней, старшей, подготовительной групп. Младший дошкольный возраст остался не охвачен в ее работах. Педагоги, работающие с дошкольниками, знают, что источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. На современной этапе развития дошкольного образования интеграционные занятия являются наиболее приемлемыми, т.к. подчиняются единой цели, объединяющей когнитивную, познавательную, коммуникативную и творческую деятельность детей [3].
О.А. Новиковская утверждает, что воспитателям хорошо известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка и речевым его развитием. Исследования физиолога М.М Кольцовой доказали, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Иначе говоря, чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее формируется его речь. Причем не только устная, но и письменная. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изоматериалов и традиционным способам передачи полученной информации. В итоге — эстетически плохо выполненная поделка и потерянный к данной деятельности интерес.
Диагностика проводилась в течение 2010‑2011 учебного года. Было установлено, что в работе с детьми дошкольного возраста используются традиционные материалы — это бумага, картон, краски, природный материал, предложенный Т.С. Комаровой. В нашей исследовательской деятельности большое внимание мы уделили пальчиковой моторике при выполнении работ в художественном труде. На фоне непроизвольного невербального самовыражения ребенка в период изготовления поделки происходит деловое сотворчество с педагогом, деловое сотрудничество со сверстниками. Самое главное на этом этапе работы — погружение и развитие ребенка осуществлялось только в деятельности. Ребенок данного возраста активен, с интересом и желанием берется за любое дело, независимо от уровня его сложности и новизны. Л.А. Венгер и А.Л. Венгер утверждали, что задача не научить ребенка чему-то необычайному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития, умело руководя обычными видами деятельности Все этапы занятия необходимо тщательно продумать и подготовить, чтобы у детей не возникали технические проблемы. Можно и нужно направлять неугомонную энергию детей в приятное и полезное русло [3].
Была составлена диаграмма, отражающая интерес детей к хороводным, подвижным играм, музыкально-ритмическим движениям (диаграмма 1) и к художественному труду (диаграмма 2).
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Эксперимент показал, что, более низкий уровень вовлеченности детей при использовании хороводных, подвижных игр музыкально-ритмических движениях. Высокие показатели были выявлены на совместной деятельности по художественному труду (батик, декупаж, папье-маше, работа со льдом). Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости делать акцент на использовании художественного труда в раннем возрасте, что повышает авторитет педагога, как инновационный потенциал педагогической науки и практики, чтобы комфортно было нашим детям. Ибо работа в образовательной области по художественному труду открывает широкие возможности раскрытия творческого потенциала, как ребенка, так и педагога. Педагог в ходе профессионального взаимодействия с детьми и родителями целенаправленно ищет, отбирает и накапливает средства и способы общения, которые обеспечат оптимальную результативность сотворчества, адаптации. В связи с этим «культура творческой личности», способной «стать творцом в области избранного дела» является необходимым условием художественно-эстетического развития и воспитания дошкольника, а также профессионального роста и, следовательно, совершенствования авторитетного общения самого педагога. Ибо составляющее успеха — это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а потом мастерство», от которого зависит авторитет педагога. Особенности авторитета педагога по утверждению С.Д. Якушевой заключаются в качествах личности самого педагога, который осуществляет эту работу, обеспечивает ее успешность.
Инновационная образовательная программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и Т.С. Комаровой основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Ибо построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми и родителями. Выстроить отношения возможно только при соответствующем уровне авторитета учебного учреждения, педагогического коллектива и воспитателя.
Таблица 1.
Наш детский сад: |
% |
Пользуется авторитетом в районе |
55 |
Скорее хороший чем плохой |
40 |
О нем вообще не говорят |
0 |
Не пользуется авторитетом |
0 |
Пользуется отрицательной славой |
0 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
2. Ваш ребенок ходит в детский сад: |
|
С удовольствием |
55 |
Чаще с удовольствием |
35 |
С желанием, если работает любимый воспитатель |
10 |
Нехотя |
0 |
Со слезами |
0 |
Доминанта деятельности детского сада в период адаптации ребенка в ДОУ — обеспечение психолого-педагогическое сопровождения развития. В адаптационный период важно быстро выстроить отношения с людьми между представителями разных поколений, обеспечить эмоционально — комфортное состояние детей, родителей или замещающих родителей.
Таблица 2.
Анкета для родителей в оценке деятельности дошкольного учреждения и воспитателей. Выражено в %, принимало участие 40 человек.
6. Информацию об учреждении получаю: |
|
Из наглядной агитации |
12,5 |
Со слов родителей |
12.5 |
На собраниях |
35 |
От заведующей |
37,5 |
От воспитателей |
40 |
В.В. Зеньковский считает, что воспитать ребенка — это значит раскрыть его личность в «линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке», условия которых выстраивает авторитетный педагог.
Воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования строится на индивидуальных и возрастных особенностях детей, развитии творческих способностей дошкольника. Л.А. Венгер, А.Л. Венгер отмечали, что овладение детьми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы) и действиями с ними способствует умственному развитию [3].
Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была поставлена «поставлена правильно» рука. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Опираясь на исследования Т.А. Марковой, Т.А. Куликовой, мы выделили следующие причины:
- Семья ориентируется на развитие интеллекта ребенка — с первых лет его жизни и до взрослости. А умение рук у одних утрачивается, у других так и не появляется. Из нашего лексикона исчезает слово рукоделие, мы все меньше умеем что-то руками делать. Откуда же появиться практическим умениям и навыкам у наших детей?
- Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе создания условий трудового воспитания и детского художественного творчества не достаточно высок, и как результат этого — недостаточное создание условий в большинстве семей [2].
Это означает, что планомерное и последовательное формирование необходимых навыков авторитетного общения возможно при условии систематического включения родителей и ребенка в образовательную область «Художественный труд», создание творческой атмосферы.
Педагогический авторитет — значимый фактор в системе детско-родительских отношений, для формирования доверительных отношений с воспитателем.
3. Работа педагогов в группе |
|
Устраивает Вас полностью |
75 |
Устраивает частично |
25 |
Не устраивает совсем |
0 |
Выражено в процентах, участвовало 40 человек.
Т.Ю. Хотылева выделяет педагога, как единственного, кто постоянно наблюдает ребенка в самых различных проявлениях, следовательно, есть стабильная возможность общения с родителями в отличие от всех других специалистов. Авторитет педагога, утверждает Н.А. Морева, общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием.
Авторитет личности педагога, как считает С.Д. Якушева, неповторимая его индивидуальность, оказывающая интенсивное педагогическое, психологическое и эмоциональное воздействие на обучаемых. Именно поэтому в современных условиях мы считаем важным воздействовать на деятельность ребенка руководством творческого и опытного (авторитетного) педагога, пробуждающего веры в силы и способности детей, способного формировать положительно-эмоциональный настрой детей и родителей в период адаптации. Т.А. Копцева указывает на триединство педагогических условий организации процессов созерцания, созидания и общения. Последние исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках, поделках и работах проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе.
В бюджетных детских садах на сегодняшний день наполняемость групп раннего возраста 20‑24 человека, что ставит важным вопрос формирования самостоятельности у ребенка. Эрнест Легуве отмечал, что воспитание-это наука, научающая наших детей обходиться без нас.
Ю.А. Полуянов приводит факты, которые показывают, что через руководство художественной деятельностью ребенка можно повлиять на формирование у него важнейшей человеческой способности — способности к воображению.
Мы за основу взяли прочный материал — ткань, которая является благодатным материалом, а различные ее фактуры способствуют развитию познавательной деятельности, мелкой моторики, навыков и умений обращаться со средствами изобразительной деятельности в художественном труде. Сказанное обусловливает необходимость выявления возможностей обучения детей раннего возраста художественному труду и разработке соответствующей методики.
В 2011‑2012 учебном году выполнены работы: «Осенний занавес — Листопад» и «На дорожках снег-снежок», которые подтвердили влияние авторитета педагога на самовыражение детей 2‑3 лет в адаптационный период ДОУ в образовательной области художественный труд.
Сотворчество педагога с детьми и родителями дает возможность обогащать содержательное общение, жизненный опыт, повышая авторитет воспитателя и учреждения. Проведенное исследование не исчерпывает содержание многоаспектной проблемы использования художественного труда в адаптационный период. Перспективными направлениями изучения могут стать разработки инновационных технологий по развитию проективной составляющей профессионального мастерства педагога, а также создание операционных методик и методических рекомендаций по художественному труду для целенаправленного обучения педагогов-дошкольников в группах раннего возраста, кратковременного пребывания.
Список литературы:
- Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления: Монография. М.: МПГУ, 1997. 205с.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. 192с.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М.: Дрофа, 2010. 397с.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом Цветной мир, 2010. 144с.
- Морева Н.А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2006. 320с.
- Педагогика: учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495с.
- Якушева С.Д. Авторитет преподавателя вуза // «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Часть I): материалы международной заочной научно-практической конференции. (23 ноября 2011г.). Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. 112 c. С.62‑70.
дипломов
Оставить комментарий