Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2011 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Исакова Л.А. ЭКСПЕРТИЗА ЖИВОПИСИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://sibac.info//sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭКСПЕРТИЗА ЖИВОПИСИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Исакова Любовь Андреевна

Магистрант 1 курса, факультета искусствоведения и культурологии, ЦКО УрФУ, г. Екатеринбург

Пичугина Ольга Кузьминична

научный руководитель,

научный руководитель, старший преподаватель факультета искусствоведения и культурологии, ЦКО УрФУ, г. Екатеринбург

Предмет изучения социологии ограничивается рамками общественных отношений. В этом заключается специфика социологического подхода, несмотря на то, что эта наука занимается исследованием таких смежных областей с другими науками, такими как экономика, культура, политика. Что касается экспертизы живописи, то можно выделить наличие такого типа отношений как взаимодействие «заказчик — исполнитель». Практически в любых социальных отношениях можно проследить действие такой иерархии. Данный случай — не исключение, причем эта иерархия имеет двойственную природу. С одной стороны заказчик организует задачу и обладает наибольшим экономическим и административным капиталом. С другой стороны исполнитель (эксперт) самостоятельно выбирает методы своей работы и определяет ее алгоритм, а так же владеет ценным социальным и культурным капиталом, то есть своими знаниями и компетенциями.

В социологии существуют большое количество парадигм. Различные исследователи в разные этапы развития науки социологии рассматривали предмет своего изучения с нескольких точек зрения, отражающих состояние научного знания в конкретный период времени.

С точки зрения нормативного подхода основным регулятором общественных отношений выступают традиции, нормы, правила. Таким образом, процесс экспертизы живописи можно рассматривать как своеобразный тест на соответствие определенным стандартам человеческой деятельности.

Причиной такого «несоответствия» может быть как формальная девиация (нарушение норм по определенным мотивам — экономическим, т.е. стремление получить прибыль и т.п.), так и девиация в состоянии аномии (согласно Э. Дюркгейму — это период в жизни общества, когда старые нормы и правила уже не соответствуют действительности, а новые еще не были созданы). На этапе аномии происходит нормативный кризис, в результате которого люди теряют ориентиры, определяющие их поведение, и действуют, опираясь только на собственные потребности и понятия [3, с. 87].

Эти люди, в нашем случае — фальсификаторы, создают поддельные произведения искусства, выдавая их за оригинал. Согласно нормативному подходу, такие действия противоречат общепринятым стандартам поведения. Другими словами фальсификаторы совершают преступление, нарушая закон. Так, например, Хан Антониус Ван Меегерен — один из известнейших фальсификаторов XX века. Занимаясь подделкой известных голландских живописцев ХVII века, он быстро заработал состояние, но был разоблачен и попал в тюрьму, где и скончался. Данный пример девиантного поведения, показывает нам как индивид, стремясь заработать деньги на создании фальшивых картин, идет против общепринятых норм поведения, за что в итоге поплатился жизнью. Экспертиза живописи в данном случае раскрыла преступление.

Первой глобальной парадигмой, созданной непосредственно исследователями-социологами, был органицисткий подход (органицизм). Основным представителем этого направления является Герберт Спенсер. Согласно данной теории общество можно представить как один большой организм, элементы которого выполняют четко заданные функции. Представим, в общество как в организм из внешней среды попадают не идентифицированные объекты (в нашем случае произведения искусства). Специальные «органы» (специалисты по экспертизе) тестируют эти объекты по ранее заданному алгоритму: при «отрицательном диагнозе» они признаются «чужеродным телом» и их значение сводится к нулю. Применяя относительно области экспертизы живописи данную теорию, этим объектом является картина. Если после экспертизы картина признана фальшивкой, то она теряет свою ценность в обществе. При «положительном диагнозе» новые объекты входят в социальную среду и приобретают определенную ценность (культурную, символическую и т.д. В данном случае подтверждается достоверность произведения искусства, и оно сохраняет свою значимость для общества.

В первой половине ХХ века в социологии появилась новая концепция, которая получила название структурного функционализма. Ее основы были заложены еще в социальной антропологии учеными Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном. Согласно их подходу, общество является адаптивной системой, части которой служат удовлетворению ее потребностей как целого, обеспечивая существование во внешней среде. Относительно экспертизы живописи, такие отношения способствуют обеспечению адекватного функционирования культурной подсистемы. Благодаря экспертизе подтверждается подлинность произведений и их культурная ценность, тем самым гарантируется стабильность общественных отношений, в частности в сфере искусства.

Т. Парсонс — ярчайший представитель структурного функционализма, в своей книге «Социальная система» (1952 г.) описал общество как глобальную систему, элементы которой (подсистемы) отвечают за определенные области общественных отношений (культурную, экономическую, социальную, политическую). Каждая из этих подсистем выполняет заданную конкретно для нее функцию [6, c. 14]. В частности культурная подсистема отвечает за воспроизводство в обществе определенного типа отношений (образцы поведения, культурные ценности и т.д.). Благодаря ее функционированию индивиды становятся лояльны по отношению к этим требованиям и стремятся соблюдать их. Таким образом, люди признают необходимость распространения подлинных произведений искусства и не стремятся нарушить общепринятые нормы, воспроизводя подделки.

С точки зрения психоанализа, основателем которого является З. Фрейд, поведение индивида определяет борьба сознательного и бессознательного [10, с. 439]. Рационально сознавая возможные последствия своих действий, человек ориентируется на общественные требования и действует согласно им. Если же эту борьбу выигрывает сфера бессознательного, он стремится удовлетворить свои личностные потребности — экономические, физиологические и т.п. Что касается экспертизы, то, создавая подделку, фальсификатор в первую очередь хочет удовлетворить свои экономические потребности, не думая о возможных последствиях, т.е. руководствуясь бессознательным. В данном случае экспертиза обеспечивает торжество сознательного. Благодаря ей выясняется соответствие произведения искусства принятому стандарту, т.е. подлинность произведения.

Следующая парадигма, с позиции которой мы рассмотрим предмет исследования, — теория конфликта (яркий представитель — Л. Козер). Представим следующую ситуацию: человек, обладающий произведением живописи, уверен в его подлинности. Эксперт, знающий, что подлинное произведение хранится в конкретном музее, опровергает подлинность картины из данного частного собрания. Вследствие этого между ними возникает конфликт. Объективную оценку может внести экспертиза живописи, подтвердив или опровергнув ценность картины. Важно отметить, что конфликт в данном случае играет позитивную роль: он способствует росту гибкости социальных отношений, способности людей преодолевать препятствия, обновлению и прогрессу (в частности, технологических приемов). В данном случае, толчок к развитию новых методов технико-технологических исследований. «Новые знания о свойствах и составе масел, позволили разработать и внедрить в практику технологических исследований живописи новые методики, опирающиеся на традиционные методы исследования и усовершенствованные на базе новых научных и технических достижений» [8]. Таким образом, в современной экспертизе живописи уже появились такие методы, как ИК-спектрометрия с Фурье-преобразователем, позволяющая более точно определить возраст произведения, рентгенофлуоресцентная спектрометрия (основана на неразрушающем химическом анализе), многопиксельные камеры и усовершенствованные портативные туннельные микроскопы.

Институциональный подход (Т. Веблен) рассматривает общественные отношения как взаимодействие двух и более субъектов, регулируемое определенными нормами и правилами и выполняющее некую социально значимую функцию. С этой позиции экспертизу можно представить как исторически сложившуюся форму общественных отношений, субъектами которых являются заказчик и исполнитель (эксперт). Их взаимодействие подвержено влиянию общепринятых стандартов поведения (правил и принципов осуществления экспертизы) и реализует ценностную функцию (поддержание культурного образца).

По Пьеру Бурдьё (французский социолог и философ ХХ века) люди живут в социальном пространстве, которое можно описать как совокупность полей — «под-пространств» (например, поле литературы, экономики и т. п.), власть над ними дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его. Таким образом, произведение искусства представляет собой культурную ценность для человека, для подтверждения ценности культурного капитала необходима технологическая экспертиза. Подлинность, в свою очередь влияет на экономическую ценность объекта. Ценность, во многом сегодня, заключается в выгодном вложении денег.

ХХI век это новый этап в развитии художественного рынка. С приходом рыночной экономики собиратели получили более широкую возможность приобретать произведения живописи. Коллекционирование во всем мире, стало надежным средством вложения капитала и престижным хобби.

Соцопрос, проведенный «Журналом любителя искусств» в середине ХХ века, выявлял мотивацию людей при покупке произведения искусства. Результат был следующим: «Помещение капитала — 24%, спекуляция — 19%, стремление к украшению и любовь к искусству — по 17%, подарки – 7%, дань моде и портреты — по 6% и меценатство — 4%» [5, c. 13]. Однако, вкладывая свои деньги, коллекционер хочет быть уверен в том, что приобретаемая им работа не является фальсификацией. Поэтому вопросы подтверждения подлинности художественных произведений приобрели в настоящее время особое значение.

Частные коллекционеры и крупные коллекции произведений живописи стали появляться довольно давно. Еще в эпоху Возрождения при дворе Медичи во Флоренции существовала большая коллекция античного искусства, которую изучал юный Микеланджело. Многие музеи общемирового значения ведут свое происхождение от частных и королевских художественных собраний. Так, французский король Франциск I интересовался итальянской живописью, полотна которой вошли в коллекцию Лувра при Людовике XIV. Французский финансист XVII века Эверард Ябах собрал коллекцию картин известных живописцев — Караваджо, Джорджоне, Тициана, которые сегодня так же хранятся в Лувре. Собрание полотен императора Александра III легло в основу Русского музея. Коллекция живописи известного мецената П.М. Третьякова переросла в Третьяковскую галерею.  

Но именно с приходом «рынка» в сферу искусства, а также увеличением количества различных антикварных салонов, аукционов  произведения искусства стали более доступными. Параллельно с этим рос уровень криминализации общества. В 1980-е годы на мировом арт-рынке стали цениться русские иконы и авангард. Немедленно появились подделки под произведения мастеров этих периодов. В частности, фальсификаторы стали писать картины под Анну Каган, ученицу К. Малевича, выполнившую за всю жизнь лишь несколько акварелей. «С нуля был изобретен неповторимый художественный почерк» [7]. Фальсификации под Анну Каган есть в запасниках Музея современного искусства в Кельне, приобретенных лично основателем данного музея, известным собирателем и меценатом Петером Людвигом.

Картина сегодня стала предметом выгодного вложения денег, поэтому коллекционеры хотят иметь гарантии в том, что произведение является подлинным. И не обесценится со временем, как картины «Анны Каган».

Известные исследователи считают, что «Понятие «подделка» социально и исторически обусловлено. Оно возникло в определенное время и в связи с определенными общественными явлениями; оно связано с развитием капиталистического товарного производства» [5, c. 6]. Другими словами в конце XIX века в области коллекционирования наступила новая эпоха. На произведения старых мастеров значительно увеличился спрос. В Америке на рубеже XIX-XX веков общество достигло высокого финансового уровня и готово было вкладывать деньги в произведения живописи. Своего антиквариата пока не было, страна была молодой. Поэтому повысился интерес к Европейскому искусству, в связи с этим цены росли многократно. Американцы, повысив интерес к старинным произведениям, дали толчок к повышению цен. В связи с этим у фальсификаторов появились большие возможности для сбыта подделок.

Кроме того, подделки являются своеобразным «зеркалом эпохи», т.к. по ним можно определять вкусы общества и людей того или иного исторического этапа. Например, на мировом арт-рынке XVIII века пользовались спросом голландские художники XVII века, а в 1990-е был в моде русский авангард.

В процессе технико-технологической экспертизы можно установить время создания произведения и школу, а так же подтвердить или отклонить имя автора. Доктор искусствоведения Юрий Гренберг считает: «В основе любой экспертизы как искусствоведческой, так и технологической — лежат ответы на вопросы что, когда, где, кто и как» [2].

Таким образом, роль технико-технологической экспертизы состоит в том, чтобы определить является полотно подлинником или подделкой. Атрибуция не может существовать без экспертизы. Поэтому произведение должно пройти все этапы комплексного исследования, для того чтобы его можно было правильно атрибутировать. Во многом сегодня экспертиза проводиться для того, чтобы его владелец был уверен в том, что он вкладывает свои финансы в шедевр, а не в фальшивку. Цель эксперта разоблачить обман.

Кроме выгодного вложения денег для индивида само по себе ценно обладание культурной ценностью или  так называемым культурным капиталом. Многим людям просто приятно иметь в своей коллекции произведения живописи, не уделяя особого внимания его экономической ценности. Таким людям важно наличие известных имен художников в их собрании. По сути, для них иметь произведения известных художников приравнивается к обладанию вещами дорогих брендов, для повышения своего престижа в обществе. За счет обладания, картины с «громким именем».

Таким образом, мы подходим к понятию массовой культуры и ее признакам:

  1. Коммерциализация отношений в сфере искусства.
  2. Широкое распространение и доступность произведений искусства.
  3. Массовизация процессов производства и потребления произведений искусства.

Ж. Бодрийяр в своей работе «Симулякры и симуляция» вводит понятие гиперреальности, т.е. реальности симулирующей действительность. Основную роль здесь играют особые объекты — симулякры. Эти объекты не имеют оригинала в реальной действительности. Существуют симулякры трех порядков:

  1. Копии
  2. Функциональные аналоги
  3. Собственно симулякры

Связь с экспертизой имеют симулякры первого порядка, в данном случае — это имитации, копии, подделки, фальсификации. «Подделка работает пока лишь с субстанцией и формой, а не с отношениями и структурой» [1]. Ярким примером может служить произведение «Мадонна с младенцем и ангелом» из Национальной лондонской галереи. Долгое время картина считалась подлинным шедевром Франческо Франча и была атрибутирована XV веком. В результате экспертизы было установлено, что полотно полностью было написано в начале ХХ века. Рассматривая этот пример с точки зрения симулякра, стоит отметить, что по внешним признакам, т.е. по форме картина была похожа на произведение XV века. Но, заглянув в ее структуру, в данном случае в прямом смысле — под микроскопом, подделка, как сказал Бодрийяр перестала «работать», т.е. стало очевидно, что картина фальшива.

Бодрийяр указывает на положительную роль истинных деятелей искусства, выполняющих критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности. Эксперт, таким образом, вносит истину.

Сорокин П. в своей книге «Человек. Цивилизация. Общество», изучая феномен массовой культуры, отметил тенденцию коммерциализации культуры.  »Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации» [9, c.451]. Другими словами, в современном обществе картина приравнивается к дорогой вещи и экспертиза служит подтверждением ее цены. Духовная значимость произведения, в данном случае, уходит на второй план.

Искусство и социология абсолютно две разные области, напрямую, не связанные друг с другом, но имеющие довольно много точек пересечения. В современном обществе стало модно собирать произведения искусства и вкладывать в них деньги. С каждым годом цены на произведения живописи растут, поэтому коллекционеры хотят быть уверенными в том, что они приобрели подлинник. Официальный сайт аукционного дома Sotheby's [11] сообщает о том, что приобретать произведения на торгах считается признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Кроме того, торговать произведениями искусства прибыльно, престижно, перспективно. Но современный художественный рынок заполонили подделки. Благодаря технико-технологическим исследованиям можно выявить фальсификацию или подтвердить подлинность произведения. Технологическая экспертиза является надежным способом удостоверится в том, что картина не является подделкой. В современном мире все хотят иметь гарантии, в том числе, и в сфере живописи. Кроме того, как говорили известные ученые М. Либман и Г. Островский: «В основе фальсификации всегда лежит ложь». [5, c. 8] Задача эксперта внести ясность в обществе и установить правду.

 

Список литературы:

  1. Бодрийар Ж. Симулякры и симуляция. [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml.
  2. Гренберг Ю. Технологическая экспертиза живописи. [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.artchronika.ru/item.asp?id=355.
  3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. — М.: Мысль, 1994. — 399с.
  4. Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181444963-klassiki-sociologii.html.
  5. Либман М.Я., Островский Г.С. Поддельные шедевры. — М.: Советский художник, 1966. — 112с.
  6. Парсонс Т. Системы современных обществ. — М.: »Аспект-Пресс», 1997. — 270с.
  7. Родное. Фальшивая живопись в России. [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.personalmoney.ru/txt.asp?sec=286&id=811737.
  8. Связующие материалы и датировка живописи. [электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.antiklib.ru/novosti/svyazuyuschie_materialy_i_datirovka_jivopisi.html.
  9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 543с.
  10.  Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.

 Welcome to Sotheby's. [электронный ресурс] — Режим доступа. — www.sothebys.com

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.