Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 февраля 2022 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Притула С.А. ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЯ СЕЗАННА И ВИНСЕНТА ВАН ГОГА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(135). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/4(135).pdf (дата обращения: 02.12.2022)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЯ СЕЗАННА И ВИНСЕНТА ВАН ГОГА

Притула София Андреевна

студент, кафедра социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

Белошапка Геннадий Иванович

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

DECORATIVE STILL LIFE IN THE WORKS OF PAUL CEZANNE AND VINCENT VAN GOGH

 

Sofia Pritula

student, Department of Social and Artistic Education, Surgut state Pedagogical University,

Russia, Surgut

Gennady Beloshapka

scientific supervisor, Ph.D. ped. Sciences, associate professor Department of Social and Art Education, Surgut state Pedagogical University,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается общий сравнительный анализ творчества французских художников конца XIX века Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. При анализе работ выдающихся живописцев использовался структурно-семантический метод искусствоведческого анализа художественных произведений художников.

ABSTRACT

The article offers a general comparative analysis of the work of French artists of the late XIX century, Paul Cezanne and Vincent Van Gogh. When analyzing the works of outstanding painters, the structural-semantic method of art criticism analysis of artistic works of artists was used.

 

Ключевые слова: живопись; художник; декоративная живопись; жанр; натюрморт; декоративный натюрморт; композиция; композиционное построение натюрморта; выразительные средства композиции; замысел произведения.

Keywords: painting; artist; decorative painting; genre; still life; decorative still life; composition; compositional construction of still life; expressive means of composition; the idea of the work.

 

Натюрморт как определенный жанр живописи в истории искусства знает свои падения и расцветы. Изображение предметов окружающей действительности в пространстве интересовало еще художников Античности и Средневековья. Но в данные исторические периоды жанр натюрморт не выделяется в отдельный жанр, является только лишь фоновым изображением в картине. Становление и развитие данный жанр изобразительного искусства получил только в период Северного Возрождения, а именно в голландской и фламандской живописи XVII века.

В этот период появляется большое количество поджанров натюрморта: «накрытые столы» (банкеты и завтраки), «кухонные» и «рыбные» натюрморты, «суета сует», обманки, цветочный и цветочно-фруктовые натюрморты, охотничьи и натюрморты с животными и др. Наиболее яркие представители, в дальнейшем их называли «малые голландцы», данного направления  живописи это Виллем Клас Хеда, Флорис Герритс ван Схотен, Корнелиса де Хема, Питер Клас,  Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен, Якобом де Гейном Младший, Давид Байи, Балтасар ван дер Аст,  Рембрандт,  Виллем ван Алст,  Герард Доу, Питер де Ринг и другие.

В живописи XVIII века жанр «натюрморт» становится просто украшением интерьерной и портретной живописи.  Вновь только в середине XIX века происходит прорыв в изобразительном жанре натюрморт, он перестает быть просто украшением и приобретает новое смысловое символическое значение и изображения становятся более декоративными. Наиболее ярко жанр изобразительного искусства «натюрморт» раскрылся в творчестве таких французских художников, как Поль Сезанн и Винсент Ван Гог.

Монументальностью, конструктивизмом, декоративностью, удивительным цветовым тоном выделяется замечательный натюрморт Поля Сезанна.

Поль Сезанн (1839—1906) обладал большим живописным дарованием и умением обобщить и привести в стройную систему свои богатые наблюдения натуры. Это позволило ему найти новые приемы живописного выражения действительности.

В работе «Французское искусство конца 19 – начала 20 века. Постимпрессионизм» утверждается, «что натюрморты Сезанна, изображающие обычно простые, обыденные мотивы — фрукты, цветы, скромную посуду, отличает цельность и устойчивость композиционных решений. В их построении господствует строгая внутренняя логика, а богато разработанный цвет передает полноту формы, объемность, материальность предметов мертвой природы. То же хроматическое богатство цвета при общей сдержанности колорита характеризует портреты и фигурные композиции Сезанна, всегда очень несложные по сюжету» [2].

В одном из ранних своих произведений «Блюдо с яблоками» Сезанн создает простую композицию, где главным предметом изображения являются яблоки - красные, жёлтые и зелёные. На дальнем фоне фарфоровое блюдо с узором вносит декоративность в натюрморт и эффектно с полотенцем оттеняют плоды на первом плане. Яблоки будут одним из излюбленных предметов изображения в творчестве художника.

Сочные и спелые фрукты становятся главными в натюрморте Поля Сезанна «Персики и груши». Белая тарелка, белоснежная скатерть, белоснежная фарфоровая сахарница и кувшин на столе уравновешивают своими формами и относительной холодной белизной яркий цвет фруктов.

Этот же прием художник повторяет в своей работе «Натюрморт с драпировкой».  Сочные и спелые фрукты на фоне белоснежной скатерти, белоснежной тарелки и цветной с растительным узором драпировки, изображены так, словно вот-вот скатятся с картины. Причем, кувшин с узором здесь доминанта и притягивает взгляд зрителя.

Исследователи творчества П. Сезанна утверждают, что Сезанн занимался поисками сочетания формы и цвета, стабильных соотношений формы и пространства, пытаясь создать конструктивную композицию.

На развитие живописи XX века творчество Сезанна, несомненно, оказало большое влияние. Многие крупные художники из разных стран переняли и развили в своём творчестве его находки. Однако в тех случаях, когда искусство Сезанна понималось извне и развивалось односторонне, оно послужило основой для ряда формалистических течений, в частности кубизма. Огромное влияние на развитие изобразительного искусства XX века, совместно с Полем Сезанном, оказал Винсент Ван-Гог (1853—1890). Художник первые тридцать лет своей жизни на родине, в Голландии, сменил множество профессий и не сразу начал рисовать. Переехав в Париж в 1880-х годах, он сблизился с художниками-импрессионистами и неоимпрессионистами, что отразилось цвете, технике и других его живописных находках. Стремясь выразить собственные переживания с наибольшей интенсивностью, Ван-Гог, особенно в конце жизни, произвольно обращается с реальной действительностью, допуская в целях достижения наибольшей экспрессии деформацию, утрировку реальных форм [1].

Для работ в жанре натюрморт Винсента Ван Гога характерно экспрессия формы предметов с помощью живописного мазка, символичность и сакральное значение цвета, определённая декоративность работ. Декоративностью, фактурностью маска с цветовыми контрастами пронизаны работы мастера «Цветы в бронзовой вазе» (1887), «Натюрморт с олеандром» (1888). Ваза с цветами доминирует и является главным предметом изображения за счет своих пропорций. Букет цветов развернут на зрителя и за счет цвета выделяется в пространстве картины что в одной работе, что в другой.

Необычно для творчества Винсента Ван Гога выполнен его «Натюрморт» (1888). Темный кувшин, являясь центром композиции, изображается по геометрическому центру картины, собирая вокруг себя другие предметы. Работа графична, декоративна и построена на цветовом контрасте по дополнительным цветам.

В композиции «Натюрморт с бутылкой, лимонами и апельсинами» (1888) еще больше идет отказ от реального пространства в пользу условного. Потом это же художник воплотит в своих знаменитых Подсолнухах: стилизованное изображение формы бутылки и плодов, отказ от реального цветового решения.

Для усиления острой выразительности образов в композиции художник будет весьма произвольно трактовать форму предметов и пространство, уходить в декоративное, стилизованное решение композиций. Подчеркивать напряжение и выразительность в работе сочетанием чистых цветов, цветовым контрастом, динамичным лаконичным рисунком линий, причудливой техникой извивающегося мазка. Очень субъективно увиденные и понятые только Винсенту Ван Гогу эти тенденции дадут толчок развитию экспрессионизма в живописи в дальнейшем.

Самые крупные живописцы Западной Европы — Сезанн и Ван-Гог — оказали большое влияние на развитие искусства XX века.

 

Список литературы:

  1. Бродская Н.В. Постимпрессионизм. – М.: БММ ЗАО, 2009. – 256 с.
  2. Французское искусство конца 19 – начала 20 века. Постимпрессионизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.la-fa.ru/history/history397.html (дата обращения: 21.01.2022)
  3. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newpaintart.ru/artists/m/matisse_h/index.php (дата обращения: 21.01.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Степан 17.03.2022 21:45
Прекрасно!!!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом