Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2021 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гурьянова А.В. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ ИВАНА КОРОБОВА – ПРИМЕР СИНТЕЗА ЕВРОПЕЙСКОГО СТИЛЯ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(130). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(130).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ ИВАНА КОРОБОВА – ПРИМЕР СИНТЕЗА ЕВРОПЕЙСКОГО СТИЛЯ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА

Гурьянова Арина Вячеславовна

студент, отделение Дизайна, Кузбасский колледж искусств,

РФ, г. Новокузнецк

Скачкова Наталья Сергеевна

научный руководитель,

отделение Дизайна, Кузбасский колледж искусств,

РФ, г. Новокузнецк

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется синтез европейского стиля и национальных традиций России в творчестве И.К. Коробова.

ABSTRACT

The article analyzes the synthesis of the European style and national traditions of Russia in the work of I.K. Korobov.

 

Ключевые слова: архитектура России, архитектура XVIII века, творчество И.К.Коробова.

Keywords: the architecture of Russia, architecture of the XVIII century, the works by I. K. Korobov.

 

Моя исследовательская работа посвящена проблеме изучении влияния архитектурных стилей Бельгии и Голландии начала XVIII века на творчество Ивана Кузьмича Коробова. Цель работы - выяснить, какие архитектурные приёмы, существовавшие в этих странах, были заимствованы и использованы архитектором при создании различных строений в Санкт-Петербурге и Москве.

Тема синтеза различных архитектурных стилей не перестает быть актуальной и в наши дни. В современной архитектуре до сих пор остаются востребованы многие элементы барокко, классицизма, готики и других стилистических направлений, существовавших в различные исторические периоды человеческого развития.

Творчество И.К.Коробова, прежде всего, было связано с Санкт-Петербургом, где в начале XVIII века велось масштабное строительство. Это не было традиционным деревянным зодчеством, по указу Петра I большинство зданий возводилось по-европейски, с использованием камня и кирпича. Строительство вели в основном иностранные архитекторы, которые часто не понимали, что от них требуется. Петр I приказал направить самых способных русских учеников в Италию и Нидерланды для обучения их инженерному строительному делу и архитектуре. В числе таких учеников был Иван Кузьмич Коробов - воспитанник Санкт-Петербургской Морской академии. После возвращения из Нидерландов, где он проходил обучение в течение 5 лет, Коробов был назначен главным архитектором Адмиралтейств-коллегии. В его обязанности входило проектирование, строительство и реконструкция в основном общественных построек и инженерных сооружений, необходимых военно-морскому флоту (церквей, учебных зданий, госпиталей, аптек, различных фабрик, складов. верфей, гаваней, каналов, мостов и т.д.). Семь лет И.К.Коробов работал под руководством главного архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини, а после его смерти продолжил самостоятельную деятельность. По его проектам были выполнены многие известные постройки Санкт-Петербурга, среди которых сохранившиеся до наших дней башня Адмиралтейства и Пантелеймоновская церковь.

 

Рисунок 1. Иван Кузьмич Коробов. «здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге». 1732 г.

 

Надвратная Адмиралтейская башня располагалась в центральной части здания Адмиралтейства и служила пожарной каланчой. Она была реконструирована Коробовым, и вместо небольшой деревянной башни со шпилем, в 1734-1737 г.г. была установлена каменная 4-х ярусная башня со звонницей и 72-х метровым шпилем, на конце которого была закреплена корона с трехмачтовым корабликом-флюгером. Идея установить очень высокий шпиль на башню Адмиралтейства возникла у Коробова благодаря увиденному однажды наброску, который принадлежал руке Петра I. Петр I хотел иметь в Санкт-Петербурге высокие архитектурные доминанты, которые он видел в любимой им Голландии и которые должны были бы придать величественный образ его новой Северной столице. Голландские архитекторы использовали очень высокие шпили при возведении церквей. Например, шпиль церкви Ньивекерк в Амстердаме, достигал высоты почти 109 метров, и это было самой известной достопримечательностью города. Петр I не раз бывал в Амстердаме и видел эту церковь. Поэтому Коробов, воплощая замысел Петра I, сделал шпиль Адмиралтейской башни таким высоким.

Согласно сохранившемуся рисунку снованием башни послужила форма куба. Конструкция нижней части башни выполнена в виде двухэтажного здания с арочным проёмом – воротами. Всё здание строго симметрично, линия симметрии проходит через центральную ось ворот. Большие окна задают спокойный ритм. Раскреповка стены центральной части здания придаёт ему объёмность и динамичность. Элементы декора практически отсутствуют, как и на других постройках Адмиралтейства. Для выразительности выступающей части фасада здания архитектор применил рустику. Декорированные рустом углы усиливают ощущение фундаментальности и устойчивости нижнего объема здания. Использование рустики было очень распространено в голландских постройках, например: Мясные ряды в Гарлеме. Верхние ярусы адмиралтейской башни представляют собой два четверика и восьмигранный фонарь. Стены верхних ярусов украшены пилястрами 3 ордеров: внизу - тосканского, затем – ионического, а на фонарике – коринфского. Высокая центральная часть конструкции башни с вертикальной ритмикой, которую задают как сами ярусы, так и вертикальные ряды пилястр, а также очень высокий шпиль, уравновешивается её нижним основанием, что в целом создаёт ощущение монументальности. Несмотря на строгий силуэт, башня имеет представительный и торжественный вид. И таким образом являет собой наглядный пример постройки, содержащей как черты стиля барокко, так и черты стиля классицизм, которые в XVII-XVIII веках господствовали в европейских странах.

 

Рисунок 2. Иван Кузьмич Коробов. «Пантелеймоновская церковь». 1734-1739 г.г.

 

Строительство Пантелеймоновской церкви велось в 1734 – 1739 годах по велению императрицы Анны Иоанновны. Рядом с основательно разрушенной деревянной церковью святого великомученика и целителя Пантелеймона был установлен новый каменный храм с колокольней и большим деревянным шатром. Изначально это был проект архитектора Иоганна Шумахера. Но так как И.К.Коробов внёс в проект Шумахера большое количество своих поправок, существенно его изменивших, то он и считается соавтором этого проекта.

Пантелеймоновская церковь представляет собой крестово-купольный храм. Конструкция храма традиционно русская – восьмерик на четверике. Нижняя часть фасада включает в себя декоративные элементы дорической ордерной системы – пилястры. Вместе с высокими окнами, обрамлёнными наличниками, они равномерно распределены по всему фасаду, что задаёт вертикальный ритм сооружению. Горизонтальные карнизы и тяги уравновешивают композицию фасада. С восточной стороны здания располагается алтарная абсида. Её широкая часть выделяется высоким фигурным фронтоном в барочном стиле, с плавными изгибами и добавлением волют. Над храмом возвышается один большой гранёный купол шатрового типа, опирающийся на восьмигранный световой барабан. Грани конструкции барабана оформлены парными пилястрами композитного ордера, которые как бы скругляют углы барабана. Для декора над каждым окном установлен сандрик. С западной стороны к основному объёму примыкает притвор с двухъярусной колокольней в форме четырёхгранного столпа с полигональным куполом. На вершинах куполов барабана и колокольни установлены фонари с луковичными главками и крестами. Колокольня и барабан как бы уравновешивают друг друга. Гладкие стены фасада здания выкрашены в охристый цвет под кирпич, который гармонично сочетается с белым цветом декора.

Купол, увенчанный фонарём – такое архитектурное решение было типично для многих построек Голландии, например: Южная церковь с колокольней в Амстердаме, 1603—1611 гг., архитектор Xендрик де Кейзер. Архитектурный декор, основанный на сочетании пилястр и волют, часто встречается в бельгийских постройках, например: церковь святого Карла Борромео в Антверпене, 1615-1621 г.г. А сочетание красной кирпичной кладки стен здания с каменными элементами декоративной отделки фасада, выкрашенными белой известью было распространенным архитектурным приёмом для украшения как жилых построек, так и общественных зданий Нидерландов, например: здание ратуши в Болсварде и мясные ряды в Харлеме (Голландия),  бюргерские дома в Бельгии и Голландии.

Пантелеймоновскую церковь, несмотря на присутствующие черты классицизма, скорее можно отнести к барокко. На это, прежде всего, указывают её насыщенное, хотя и простоватое, декоративное убранство, а также яркий цветовой контраст в отделке фасада, что в целом придает всему облику здания красивый нарядный вид.

И Адмиралтейская башня и Пантелеймоновская церковь являются образцами так называемого «раннего русского барокко», стиля, который сформировался в России к 1730 году. Вобрав в себя элементы европейского барокко и зарождающегося классицизма, этот стиль внёс существенные изменения в традиционное русское зодчество. На раннем этапе своего развития русское барокко отличалось скромностью, сдержанностью и простотой, потому что ведущее место в строительстве занимали не дворцы, а светские и церковные постройки, что можно видеть и в рассмотренных архитектурных произведениях Ивана Кузьмича Коробова.

Коробов, имея возможность обучаться в Голландии, а позже работать под руководством известного архитектора Доминико Трезини, отдававшего предпочтение голландской архитектуре, создавал свои произведения в том же духе рационализма и логики, без излишней барочной пышности и декоративной нагруженности. Он также, как и Трезини, часто комбинировал в своих проектах разные по стилистике архитектурные элементы, получая при этом абсолютно уникальные результаты.

Таким образом, синтез различных стилей привносил в русское зодчество совершенно новые, неповторимые образцы архитектурных решений.

 

Список литературы:

  1. Клименко С. В.,  Иван Коробов и особенности формирования стиля барокко в архитектуре аннинского времени. – М.  – 2012. – 5 с.
  2. Самин, Д. К., Самые знаменитые зодчие России / Д.К. Самин. – М. – 2004. – 480 с.
  3. А.В. Бунин, Архитектура Бельгии XVII – первой четверти XIX в. // Всеобщая история архитектуры. Европа. — М. — 1969. — 7 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.