Статья опубликована в рамках: CXLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 08 сентября 2022 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТВОРЧЕСТВО Т. ТОЛСТОЙ: ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА
CREATIVE WORK BY T. TOLSTAYA: GENRE TRANSFORMATIONS AND SYNTHESIS OF DIFFERENT AESTHETIC SYSTEMS IN THE RUSSIAN LITERATURE OF THE XX CENTURY
Maria Bugaeva
Master’s student, Department of Russian Literature and Journalism, Brest State A.S. Pushkin University,
Belarus, Brest
Lyudmila Sadko
Scientific supervisor, candidate of philology, associate professor, Brest State A.S. Pushkin University,
Belarus, Brest
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы синтетизма, сосуществования в современном русском литературном процессе различных эстетических и поэтических систем, их отражение в творчестве Т. Толстой. Представляется актуальной также проблема жанровых трансформаций произведений как современных русских писателей вообще, так и Т. Толстой в частности.
АBSTRACT
The article deals with the issues of synthetism, coexistence of various aesthetic and poetic systems in the modern Russian literary process, their reflection in the literary work by T. Tolstaya. The problem of genre transformations of the works by both modern Russian writers in general and T. Tolstaya in particular is also relevant.
Ключевые слова: современный литературный процесс, синтетизм, мифологизация, условно-метафорическая проза, жанровые трансформации, женская проза.
Keywords: modern literary process, synthetism, mythologization, conventional metaphorical prose, genre transformations, women’s prose.
В русской литературе конца ХХ века проявил себя феномен симультанного существования разнородных произведений, созданных в разные периоды этого столетия в различных техниках и направлениях (литература советского андеграунда, произведения всех трех волн русской эмигрантской литературы ХХ века, тексты, созданные в эпоху гласности и отсутствия цензуры). В такой ситуации сложилась своеобразная система соприсутствия и взаимовлияния модернистской эстетики и поэтики, авангардистских и неоавангардистских экспериментов, черт реализма и неореализма, постмодернистского письма, новационных и традиционных методов создания художественного.
Современный ученый Г. Гарипова отмечает, что «в русской литературе абсолютизация тенденции синтетизма двух парадигм художественности – классической (реалистические векторы) и неклассической (модернистский и постмодернистский векторы) – привела к фактическому размыванию привычных критериев определения структуры и типа литературного направления» [1].
Т. Толстая (1951) по праву считается одним из самых значимых писателей современной русской литературы, мастером интеллектуальной синтетической прозы. Уже ее ранние рассказы (начало 1980-х годов) были признаны литературоведами фактом «великой прозы», а также отмечены как произведения с неклассическими персонажами, оригинальным хронотопом, самобытным стилем и манерой повествования.
Концептуальными доминантами развития русской прозы конца ХХ в., в том числе и произведений Т. Толстой, стали тенденции к мифологизации и реактуализации архетипической образности. На современном этапе в социокультурном пространстве отмечается активизация интереса к феномену мифа, создаются многочисленные стилизации и вариации на темы, задаваемые мифом, обрядом или архаическим искусством. Классическими стали определения Е. Мелетинского «неомифологическая литература», «квазимифологическая литература». Но все эти термины лишь констатируют наличие разных форм проявления мифа в художественной литературе, оставляя за другими исследователями право экспериментировать в области терминологии, обозначающей характер процесса взаимодействия мифа и литературного произведения («Кысь» Т. Толстой, «Повесть о крылатой Либерии» Ю. Буйды, «Медея и ее дети» Л. Улицкой, «Суд Париса» Н. Байтова, «Медея», «По дороге бога Эроса», «Теща Эдипа» Л. Петрушевской, «Ожидание Соломеи» Д. Липскерова и др.)
Безусловно, предложенная еще Аристотелем первая систематизация жанров претерпела серьезные изменения, связанные с обновлением канонической жанровой системы, ее перестройкой, кризисами, другими процессами, что только подтверждает ее способность динамично развиваться, формировать в недрах существующей системы новые жанровые образования и модели. Однако проблема жанровых трансформаций – одна из самых актуальных в науке об изящном письме. В русской прозе конца ХХ века появляются оригинальные авторские модификации романной формы: мифологический роман, философский роман, роман-музей (А. Битов «Пушкинский дом»), роман-притча (А. Ким), роман-пергамент (Ю. Коваль «Суер-Выер»), роман-житие (В. Василенко «Дурочка»), роман-комментарий (Е. Попов «Подлинная история «Зеленых музыкантов»), философская сказка (Ф. Искандер «Кролики и удавы»), роман-версия (Г. Сапгир «Сингапур»), филологическая повесть (А. Яковлева «Шуба») и многие другие. Привлекает внимание и роман «Кысь» Т. Толстой как виртуозное соединение черт жанра сказа, мифа, антиутопии и философского романа.
Литературовед М. Звягина предлагает следующую классификацию: «Такие типы трансформаций можно назвать синтетическими, имитационными, пародийными, «свернутыми», смешанными» [2, с. 44]. Жанровые трансформации, по мнению этого исследователя, могут объединять, синтезировать несколько традиционных генологических моделей, что вызывает изменения в их структуре (Ф. Искандер «Кролики и удавы»). Частотным является обращение современных авторов к пародийным трансформациям элементов текста-основы, когда инварианты демонстрируют большой диапазон категории комического (В. Пьецух «Русские анекдоты»). Продуктивной является также модель создания авторских жанров в рамках имитации традиционного жанра, однако с добавлением заголовка, который разрушает традиционные эстетические и поэтические доминанты (воспоминания о детстве, которого не было, А. Алексина «Игрушка»).
Феномен «женской» прозы также получил распространение в период конца ХХ века. С точки зрения эстетических и поэтических установок женская проза может быть и реалистической, и постреалистической. Важно, что это произведения, написанные женщиной и о женщине. Обычно подобные тексты содержат размышления о семейно-бытовых вопросах, о предназначении женщины, ее ценностной системе. Пространство семьи – главный символический локус женской литературы, представленной творчеством Л. Улицкой, Д. Рубиной, В. Токаревой, Т. Жариковой, Т. Толстой и др.
Особый интерес представляет развитие философской прозы как органического единства философских и художественных принципов отражения действительности. Для раскрытия фундаментальных вопросов бытия о месте человека в микро- и макрокосмосе, о поиске духовных ориентиров, сосредоточенность на философско-этической рефлексии о законах существования мира находят выражение в притчевой форме, в жанровых чертах легенды, параболы, в использовании аллегорических и символических образов, в обращении к мифологическим мотивам. В этой связи творчество Т. Толстой является показательным, отражает главные тенденции развития русской философской прозы конца ХХ в. Широко распространены в произведениях русской литературы данного периода также приемы гротеска, деформации, алогизации, что были активно востребованы еще в литературе и искусстве модернизма. В условиях цензурных ограничений особую востребованность имели приемы фантастического реализма, иносказательного письма. В. Орлов, В. Крупин, Ф. Искандер в причудливой форме сказки, мифа, фантасмагории передают идею непринятия любых утопических идеалов, критического отношения к современному социуму, антиутопического переосмысления действительности. Подобные черты эстетики и поэтики близки также творческой манере Т. Толстой. Писатель в романе «Кысь» в форме фантастической сказки актуализирует проблемы современности – бездуховности, разрушения культуры, экологической проблематики, заявляет проблему социального устройства, поднимается до антиутопических обобщений. Таким образом, в условно-метафорической прозе переплетаются черты своеобразного двоемирия: как условного воспроизведения действительности, так и социально-бытового, реалистического.
Таким образом, на современном этапе в развитии русского литературного процесса и в творчестве Т. Толстой наблюдается характерная тенденция синкретизма и плюрализма течений и направлений различного свойства, жанровых трансформаций.
Список литературы:
- Гарипова Г. Т. Логика и динамика развития русского литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века: тенденции и перспективы // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 20 (311). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logika-i-dinamika-razvitiya-russkogo-literaturnogo-protsessa-kontsa-hh-nachala-hhi-veka-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения 09.11.2021).
- Звягина М. Ю. Жанровые трансформации в русской прозе второй половины ХХ – начала ХХI в. – М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. – 292 c.
дипломов
Оставить комментарий