Статья опубликована в рамках: CXLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 июля 2022 г.)
Наука: Экономика
Секция: Менеджмент
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ АПК В РОССИИ
Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей является одним из важнейших элементов регулирования данного сектора экономики. Началом массового кредитования аграриев стал 2007 г. после того, как был принят Федерального закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», что напрямую повысило доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Долгое время действовал механизм бюджетного субсидирования части процентной ставки по кредиту на цели создания или развития сельскохозяйственной деятельности. В ходе реализации программы субсидирования и формирования устойчивого развития агропромышленного комплекса данный механизм подвергался улучшениям: расширение перечня направлений поддержки, увеличение сроков кредитования товаропроизводителей, изменение структуры финансирования в сторону увеличения региональной составляющей, рост доли субсидий по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса.
Не так давно в Российской Федерации действовал механизм льготного кредитования, представляемый в форме «субсидируемой модели». В её основе важнейшей составляющей кредита является докапитализация банковского сектора государством, а также бюджетные ассигнования, как дополнительный инструмент господдержки агропромышленного комплекса (рисунок 1).
Рисунок 1. «Субсидируемая» модель агрокредитования до 01.01.2017 г.
«Докапитализация» банков крайне важна по причине имеющегося банковского законодательства. Соблюдение нормативов достаточности капитала является одним из основополагающих требований для возможности кредитной организации предоставлять заемные средства. Эти меры применяются Центральным банком РФ в первую очередь для обеспечения защищенности вкладчиков, так как именно привлеченные средства и определяют объемы выдаваемых кредитов, являясь их основным источником. При значительном ухудшении положения в кредитном портфеле банка требуется увеличение достаточности капитала, в связи с этим Правительство или ЦБ РФ могут предоставить денежные ресурсы банку, которые будут учитываться в составе дополнительного капитала, что и является «докапитализацией» банка.
Теперь разберёмся механизм предоставление кредита. Для начала сельхозтоваропроизводитель должен был получить кредит на стандартных условиях банка, по стандартным процентным ставкам и обеспечить исполнение всех причитающихся в силу банковского договора условий – уплата сумм основного долга и начисленных за его пользование процентов. После этого, предоставить полный пакет документов в соответствии с перечнем для подтверждения использования денежных средств. И уже после рассмотрения предоставляемых документов Минсельхоз РФ субсидировал часть уплаченных процентов товаропроизводителю.
Иными словами, как таковая государственная поддержка в виде льготного кредитования отсутствовала, так как в таком варианте стимулом являлась субсидия на возмещение части затрат агрария. А выделение льготного кредитования как отдельного инструмента финансовой поддержки основывалось, по нашему мнению, лишь на проведении «докапитализации» банка [2].
Важно понимать, что банк, не участвуя в самом процессе льготного кредитования, в рамках субсидируемой модели агрокредитования был вправе самостоятельно ставить свои условия: увеличение процента по кредиту, установление дополнительных комиссий, компенсация которых не была предусмотрена законодательством. В таком ключе реальный процент по кредиту с учетом субсидирования изначально превышал максимальный порог, который был установлен и равнялся 5%.
В качестве базовой ставки для сравнения использовалась средняя процентная ставка по кредитам юридических лиц, предоставляемым Россельхозбанком, как лидером рынка АПК среди остальных банков. Но, даже несмотря на то, что собственником Россельхозбанка является Российская Федерация, а значит, банк должен придерживаться государственной аграрной политики, реальный процент по кредиту, в частности, в растениеводстве варьировался в пределах около 11%. Для предприятий, отраслью деятельности которых является мясное и молочное скотоводство, процентная ставка по кредиту была вполне оптимальной. Аналогично можно сказать и по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели, что не зависело от вида деятельности АПК. При этом кредитования АПК другими банками было еще выше – минимум на 3-4 процентных пункта.
Также следует учитывать и такие проблемы как: низкая рентабельность агропромышленного сектора; наличие дополнительных обременений по кредиту (залоговое страхование); отсутствие императивной правовой регламентации кредитного договора.
Все вышеперечисленные проблемы действовавшей более 15 лет «субсидируемой» модели кредитования привели к ее усовершенствованию. В связи с чем, с 1 января 2017 г. начали действовать новые Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, существенно изменившие условия льготного кредитования (рисунок 2).
Рисунок 2. «Бонификационная» модель кредитования аграриев с 01.01.2017
В новой модели банку отведено главенствующее место, а порядок выдачи кредита с государственной поддержкой был полностью изменен. Теперь в основе выдачи льготного кредита лежал принцип бонификации, т.е. субсидия направлялась государством напрямую в банк и составляла разницу между договорной процентной ставкой и ставкой льготного кредита. Главным отличием и преимуществом для сельхозтоваропроизводителей стала возможность оформления кредита изначально под льготную процентную ставку, размер которой варьируется в интервале 1-5%.
Такой порядок, с одной стороны, позволил увеличить оборачиваемость денежных средств у кредитов заемщиков за счет отсутствия необходимости в последующем возмещении субсидий, с другой стороны, повысил имущественный интерес банка, так как в его обязанности вменена компенсация расходов по снижению банковского процента в виде субсидий [2].
В целом государственная поддержка представляет собой сложную подсистему государственного регулирования сельского хозяйства, которая включает в себя совокупность элементов и компонентов, и направлена на сохранение отечественного агропроизводства, сглаживания диспаритета цен, внедрение инноваций и достижений научно-технического прогресса, поддержание рентабельности и конкурентоспособности отрасли.
Наибольшая эффективность реализуемых форм поддержки достигается посредством их гармоничного сочетания. В формализованном виде эффективность государственной поддержки может быть представлена следующим образом: интегральный показатель эффективности прямой, косвенной и опосредованной поддержки равен отношению суммы экономических выгод, полученных от прямой, косвенной и опосредованной поддержки, тыс. рублей, к сумме поддержки (прямой, косвенной и опосредованной форм), тыс. рублей.
Формы поддержки можно ранжировать по получателям бюджетных ассигнований. Так, владельцы личных подсобных хозяйств в большей степени могут рассчитывать на прямую и косвенную формы поддержки, садоводы и огородники – на косвенную и опосредованную, а коллективные сельскохозяйственные организации развиваются практически при государственной поддержке по всем формам.
Меры господдержки также следует дифференцировать по целевому использованию государственных ассигнований, а именно: направленных на поддержку доходов производителей; ценовое вмешательство на рынке продовольствия; компенсацию издержек; содействие развитию рынка; содействие развитию производственной инфраструктуры; осуществление федеральных и региональных программ; проведение макроэкономической политики.
Список литературы:
- Пинская,М.Р.ГосударственнаяфинансоваяподдержкаАПК:налоговыеибюджетныеинструменты:монография/М.Р.Пинская,А.В.Тихонова.–Москва:НИЦИНФРА-М,2018.–178с.
- Тихонова, А.В. Государственное регулирование основных факторовпроизводства в АПК / А.В. Тихонова. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 122 c.
дипломов
Оставить комментарий