Статья опубликована в рамках: CXLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 июня 2022 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ДОГОВОРА В ОТНОШЕНИИ НЕПОИМЕНОВАННЫХ И СМЕШАННЫХ ДОГОВОРОВ
АННОТАЦИЯ
В рамках настоящей статьи представляется необходимым рассмотреть ограничение свободы договора в отношении непоименованных и смешанных договоров. Были проанализированы гражданское законодательство, судебная практика, а также мнения ученых по данному вопросу.
Ключевые слова: свобода договора; принцип свободы договора; непоименованные договоры; смешанные договоры; договорное право.
Для рассмотрения данного вопроса сначала необходимо уточнить, что представляют собой непоименованные и смешанные договоры. Их существование, прежде всего, обусловлено несоответствием нормативно-правовой базы растущим потребностям гражданского оборота. Возможность же заключать подобные виды договоров напрямую связана с принципом свободы договора. Как отмечает Е. А. Батлер, ученые-правоведы в области гражданского права нередко называют рассматриваемое правовое явление разнообразными «именами». То, что в законе определено как «не предусмотренным законом и иными правовыми актами», в доктрине гражданского права трактуется как договор необычного содержания, нетипичный, аномальный, безымянный, неквалифицированный и т. п.
В гражданском законодательстве не содержится четкого определения непоименованных договоров, однако в п. 2 ст. 421 ГК содержится следующая формулировка: «Стороны вправе заключить договор, не предусмотренный законом и иными правовыми актами». Это и подразумевается под, рассматриваемым нами непоименованным контрактом. Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ № 16 основанием для разграничения поименованных и непоименованных договоров являются не их названия, а совокупность условий, делающая непоименованный договор отличным от существующих в гражданском законодательстве.
В противовес непоименованному договору, понятие «смешанного договора» присутствует в действующем ГК РФ и является возможностью участников гражданских правоотношений заключить контракт, включающий в себя элементы различных договоров, закрепленных в гражданском законодательстве (ч. 3, ст. 421 ГК РФ). По общему правилу при правовом регулировании смешанных договоров применяются правила о договорах, элементы которых в нем содержатся, о чем также говорится в п. 3 ст. 421 ГК РФ. По мнению А. И. Бычкова, возможность заключения смешанного договора является новшеством для современного ГК РФ, так как раньше она не было прямо закреплена, хоть и подразумевалась. С. П. Жученко считает, что в смешанном договоре должны сочетаться элементы договоров, уже упомянутых в законодательстве в качестве самостоятельных, и приходит к выводу, что «любой договор, включающий в себя элемент непоименованного договора, должен признаваться обычным поименованным — с той лишь особенностью, что к непоименованной части будут применяться общие положения об обязательствах и договорах».
Разобравшись с сущностью данных видов договоров, встает вопрос об их регулировании и ограничении принципа свободы договора в их отношении. Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 16 и п. 2 ст. 421 ГК судам разрешается применять аналогию закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к непоименованным договорам, хотя по общему правилу согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ к непоименованным договорам не применяются нормы об отдельных видах договоров.
По общему правилу к смешанным договорам подразумевается прямое применение специальных императивных и диспозитивных норм о договорах, которые составляют его элементы. Исходя из этого, свобода выбора условий контракта при заключении смешанного договора более ограничена, нежели в случае с непоименованным.
Свобода договора не может быть безграничной, так как это может привести к господству сильной стороны в договоре по отношению к слабой. К непоименованным и смешанным договором может применяться ограничение свободы выбора вида договора, если по мнению законодателя цели можно достичь в рамках прав и обязанностей того или иного поименованного договора.
Таким образом, можно сделать вывод, что принцип свободы договора в отношении непоименованных и смешанных договоров может быть ограничен для защиты слабой стороны контракта, публичных интересов или интересов третьих лиц, что проявляется в ограничении вида заключаемого договора. Безграничная свобода заключения непоименованных или смешанных договоров приводила бы к тому, что сильная сторона договора просто лишала бы слабую сторону гарантий, предлагая ей заключить тот или иной непоименованный договор (смешанный), а по факту просто навязывая ей данную модель.
Список литературы:
- Бычков А. И. Смешанный договор в римском частном праве // Ленинградский юридический журнал. — 2011. — № 23. — С. 130-136.
- Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307-453 Гражданского кодекса Российской Федерации / Отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос. — 2017. С. — 826.
- Жученко С. П. Смешанные договоры в контексте европейской (континентальной) правовой традиции // Свобода договора: сборник статей / отв. ред. М. А. Рожкова. М. — 2016. — С. 43.
- Мальцев В. А. Свобода заключения непоименованных договоров // Бизнес в законе. 2015. — № 3. — С. 69-71.
дипломов
Оставить комментарий