Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 февраля 2021 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ибрагимова Р.Н. ТЕМА СЧАСТЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. ЛЕДЕРМАН) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(110). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(110).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕМА СЧАСТЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. ЛЕДЕРМАН)

Ибрагимова Раиля Навиловна

студент 4 курса, отделение филологии и истории, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

РФ, г. Елабуга

THE THEME OF HAPPINESS IN MODERN YOUTH LITERATURE (ON THE MATERIAL OF THE WORKS OF V. LEDERMAN)

 

Railia Ibragimova

4th year student, department of Philology and History, Elabuga Institute of Kazan Federal University,

Russia, Elabuga

  

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены представления о счастье героев-подростков современной юношеской прозы на основе произведений В. Ледерман. В ходе исследования было обнаружено, что современные подростки испытывают неудовлетворенность своим положением, потому что переживают иллюзорный вид счастья. Выявлена трансформация ощущения видов счастья героями-подростками в современной юношеской прозе в эмоциональный и деятельностный виды. Для изучения проблемы нами был применен описательный метод исследования. Данная работа будет полезна для учителей в составлении списка литературы для чтения детям и подросткам, в разработках факультативных занятий по литературе.

ABSTRACT

The article examines the ideas about the happiness of teenage heroes of modern youth prose based on the works of V. Lederman. The study found that modern adolescents experience dissatisfaction with their situation because they experience an illusory kind of happiness. The transformation of the feeling of types of happiness by teenage heroes in modern youthful prose into emotional and activity types is revealed. To study the problem, we applied a descriptive research method. This work will be useful for teachers in compiling a list of literature for reading for children and adolescents, in the development of optional classes in literature.

 

Ключевые слова: счастье, виды счастья, подросток, герой, юношеская литература.

Keywords: happiness, types of happiness, teenager, hero, youth literature.

 

Одна из вечных тем споров и рассуждений – тема счастья. Ее рассматривали не только в эпоху «золотого» века, но и в античные времена. И в современной действительности эта тема не перестает быть актуальной.  Усиленное внимание уделяется ей из-за неоднозначности самого определения счастья.

Нами была проанализирована платформа cyberleninka.ru, где нас привлекли статьи Н.В. Мариевой «Тема счастья в новеллах Й.П. Якобсена» [7] и Т.А. Вавичкиной, Ю.Е. Власовой «Проблема счастья в романе Нагиба Махфуза “Дети нашей улицы”» [2]. В первой работе автор статьи рассуждает о том, что Й.П. Якобсен, пытается показать свое видение понятия «счастье», противопоставляя его «несчастью». Эта тема в исследовании тесно сопряжена с такими проблемами, как человек и бог, человек и природа. Статья Т.А. Вавичкиной и Ю.Е. Власовой посвящена тому, что Нагиб Махфуз ищет пути человечества к счастью и приходит к выводу, что оно возможно только в контексте счастья всего общества. Но недостаточно работ, посвященных изучению темы счастья в современной юношеской прозе, в частности, в произведениях В. Ледерман «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом “Д”» и «Теория невероятностей», поэтому цель нашего исследования – выявление представления о счастье героев популярной подростковой литературы.

Неоднозначность и субъективность понятия «счастье» являются причинами появления у исследователей разных классификаций. Мы изучили источники, в которых представлены различные классификации. Анализируя их, мы разработали отдельную типологию ощущения счастья, которая базируется на работе профессора позитивной психотерапии Аскандаровой Э.Э. и других авторов [1], [4]:

- эмоциональный вид связан с переживаниями положительных эмоций;

- деятельный вид подразумевает вовлеченность человека в какую-либо деятельность, от которой он получает эмоциональное удовольствие;

- рефлексивный вид раскрывает счастье с точки зрения осознания жизни;

- гедонистический вид предполагает ощущение человеком своей причастности к достижению чувства счастья;

- под иллюзорным видом понимается самообман человека на пути к счастью;

- эстетический вид определяется переживанием ярких эмоций от увиденного или услышанного.

Данная классификация позволяет более подробно описывать чувства счастливых или несчастливых героев, изображенных в произведениях юношеской литературы.

Современные дети воспринимают мир совсем по-другому, поэтому и видение счастья у них отличается от предыдущих поколений. Именно об этом повествует в своих произведениях Виктория Ледерман, российский педагог, автор книг для детей и подростков. Опыт работы учителем позволил ей точно описать школьную жизнь детей, их интересы, переживания и проблемы.

В фантастической повести «Теория невероятностей», которая была опубликована в 2018 году, автор пишет о жизни юного школьника Матвея Добровольского. В начале повествования мальчик непослушный, недовольный, упрямый, именно поэтому автор вводит такой псевдоним как «злючка-колючка»: в диалогах она подчеркивает его интонацию, которая сопровождается словами «мрачно», «угрюмо», «поспешно». Его раздражают родители, которые заботятся о нем, а герой считает себя достаточно взрослым, и это выражается в поступках персонажа: «Матвей недовольно дернул головой. Ну что она вечно лезет со своими нежностями? Знает ведь, что он ненавидит все эти “муси-пуси”» [6, с. 1]. Мальчик не любит посещать школьные мероприятия, из-за этого «к школе <…> относился как к неизбежному злу» [6, с. 6], поэтому у него напряженные отношения с классным руководителем Олегом Денисовичем. Несчастье подростка в том, что он реагирует эмоционально негативно даже на поступки матери, объясняется это переходным возрастом мальчика, поскольку он сам не отдает себе отчета, что к ситуации можно отнестись иначе. Так, после того, как мать собирается привезти домой дочку погибшей подруги, ребенку сложно понять, для чего его комфорт будет нарушен присутствием стороннего человека: «Какая-то противная дочь какой-то чужой тетки будет теперь жить в его доме! Есть за кухонным столом, умываться в ванной, сидеть на диване перед телевизором… Жуть!» [6, с. 21]. Герой эгоистичный, в разговоре с окружающими всегда огрызается, у него нет друзей, поэтому свое главное счастье он видел в компьютере. Данное явление ученые называют термином «виртуальный эскапизм» или «эскапизм в киберпространстве» [9], потому что в виртуальном мире подростку легко забыться, нет тех проблем, которые нужно решать в реальном мире: «…счастливым? – Когда я в своей комнате, перед компом, и меня никто не трогает!» [6, с. 12]. Однако его ощущение счастья иллюзорно, поскольку человек не может всегда бежать от реальности и жить в виртуальном мире, где все не по-настоящему. Это чувствует классный руководитель Матвея, Олег Денисович, который, понимая, что ребенку неинтересно в школе, пытается найти причину, замечая: «…ты глубоко несчастный человек, Матвей Добровольский. Несчастный и одинокий. И самое печальное, что ты этого не понимаешь» [6, с. 14]. Несмотря на все трудности пубертатного периода, непонимания со сверстниками, агрессию, он не обозлился: в характере героя за внешней черствостью можно заметить мягкость и доброту, о чем свидетельствует и его фамилия «Добровольский», что говорит о том, что подросток несет в себе определенные положительные качества: доброту, сердечность. Доказывают это и поступки: Матвей подбирает маленького щенка, несмотря на то, что у отца аллергия на собак [6, с. 3]. Однако можно проследить иронию автора, так как раньше эта фамилия давалась тем, кто добровольно шел учиться в академию [8].

Кульминационным моментом становится побег от хулиганов и то, как Матвей прячется в трубе, после чего он попадает в другую реальность. Фантастическая повесть превращается в повесть-путешествие, где герой начинает перемещаться по альтернативным реальностям и примерять на себя маску наблюдателя, что позволяет подростку увидеть отличия между своей моделью и моделью поведения своих альтернативных версий. В первой реальности в его семье растет девочка по имени Милослава, имя которой уже позволяет нам размышлять о том, что она послушная, добрая, отзывчивая, активная, у девочки практически нет свободного времени: она посещает кружки, старается быть первой в учебной деятельности [6, с. 104]. Несмотря на то, что автор отмечает внешнее сходство подростков, Милослава – полная противоположность Матвею по своим психологическим характеристикам. Во второй реальности уже существуют двойняшки Матвей и Милослава. Наблюдатель Матвей отличался от Матвея из альтернативного мира: это веселый, общительный и дружелюбный мальчик, которому настоящий Матвей завидовал, потому что он мог бы быть таким же.  Подросток приходит к выводу о том, что он совершил много ошибок в своей реальности. На пути к преображению героя удалось осознать, что важным для него человеком стал его одноклассник Веня Ватрушкин, благодаря которому Матвей понимает всю ценность дружбы и поддержки, а Милослава помогает ему осознать важность семьи, отзывчивости, доброты и любви к близкому, поэтому расставание с новыми друзьями прошло для подростка болезненно. Но именно благодаря им Матвей понимает, насколько он счастлив в своем мире: «своя вероятность, своя настоящая реальность со строгим придирчивым учителем, с мамой, сходящей с ума от беспокойства, с чужой девчонкой-плаксой, которая будет делить с ним его комнату… Какое счастье!» [6, с. 223]. Его видение счастья преображается: иллюзорное видение трансформировалось в эмоциональный и рефлексивный виды счастья.

Другой герой романа Веня Ватрушкин, был местной легендой, который известен своей неудачливостью, мальчика беды поджидали на каждом шагу: «Он постоянно падал, разбивал локти и колени, ломал пальцы, один раз даже вывихнул челюсть. Вокруг него всегда все рушилось, шлепалось, разбивалось и разливалось» [6, с. 12], из-за чего герой теряет всякий интерес к общению со своими сверстниками. Говорящими являются имя и фамилия мальчика: имя «Вениамин» в переводе с древнегреческого значит «счастливый, любимый сын» [3], фамилия «Ватрушкин» говорит о мягкости, некой доброте, нередко такой человек сам себе создает трудности. Мальчик вырос стеснительным, скромным, робким и неуверенным в себе, так как чувство одиночества и несчастья «преследовали» его всю жизнь: отсутствие матери и друзей заставило героя погрузиться в себя и выдумать свой мир. Эскапизм подростка оправдан: «недолюбленность» его в реальном мире породила необходимость поиска счастья в выдуманном, где у него есть мама и брат-близнец. Веню не покидает мысль о том, что его придуманный мир в скором времени воплотится в реальность [6, с. 118]. Однако счастье ребенка недостижимо, иллюзорно. Спасителем Ватрушкина от всех бед и несчастий становится ненавистный ему одноклассник Матвей, который смог увидеть в нем хорошего друга, способного пожертвовать даже своим здоровьем. Именно благодаря дружбе с Матвеем герой обретает подлинное счастье: ему удается «выбраться» из своего мира и обрести настоящего друга [6, с. 231]. Иллюзорное видение счастья превращается в эмоциональный вид, так как эмоции, которые переживаются человеком в дружбе, самые искренние и счастливые.

Если в «Теории невероятностей» были описаны чувства подростков, их пути достижения счастья, то в повести «Всего одиннадцать, или Шуры-муры в 5 “Д”» автор пишет о трех пятиклассниках, у которых свое мировидение. Ангелина Ожегова, ученица пятого класса, попадает в некомфортные условия из-за переезда, и девочка вынуждена ходить в другую школу, общаться с другими людьми. Родители девочки строгие, воспитывают ее в авторитарной атмосфере, для нее такой тотальный контроль – несчастье: «…орать нельзя. И возражать нельзя. <…> Самая противная «мера» — это когда тебя сажают в комнату и ничего не разрешают делать. Совсем ничего. Нельзя читать, смотреть телевизор, играть в планшет, брать в руки различные вещи, рисовать, разговаривать, петь… Ничего нельзя. Даже спать. Можно только сидеть и думать о своем поведении» [5, c. 4]. Характер Ангелины полная противоположность значению ее имени: в ней нет ни доброты, ни честности, ни сердечности, присущие ангелу, она упрямая, эгоистичная, непослушная. Упрямство девочки выражается в ее противоборстве родителям: она все делает наперекор их указаниям. Ангелина достаточно умная для своего возраста, поэтому умело манипулирует людьми, она очень любит привлекать внимание к себе: с удовольствием принимает ухаживания своих одноклассников, потом вынуждает их бороться за нее [5, с. 92-93]. Одиннадцатилетняя девочка всегда ищет свое счастье в зависти других к ней: «Если бы Мальцева узнала, что Фомин провожал меня до школы, она бы повесилась на своей косе!» [5, с. 35], а также в общении с «крутыми», по ее мнению, старшеклассниками: «Мне хочется кричать во все горло. Мне хочется, чтобы все знали, какая я счастливая. У меня парень! Взрослый! На мотоцикле!» [5, с. 97]. Ангелина ощущает эмоциональный вид счастья, ей приносят наслаждение моменты, которые она переживает здесь и сейчас. Однако за свои проделки и козни девочка получает наказание – домашний арест на несколько месяцев. Из нее вырывается истошный крик, полный осознания своего несчастья: «И вдруг внутри что-то лопается. Огненный шар выбрасывается наружу и разрывает меня на куски. Мне больно так, как не было никогда в жизни. И я кричу во всю глотку» [5, с. 120]. Девочка осознает, что у нее не будет возможности доставлять себе удовольствие: она будет сидеть у себя в комнате в полном одиночестве, будет ходить в школу только в сопровождении родителей.

Стеснительный и робкий мальчик – одноклассник Ангелины Никита. Он утверждает, что она ему симпатична: оставила «неизгладимый след в душе» [5, с. 16]. Любовь меняет мальчика: он пишет Ангелине стихи, дарит цветы, тем самым показывая, какой он романтичный и сентиментальный человек [5, с. 79]. И именно в такие моменты Никита чувствует себя по-настоящему счастливым. Переживания ярких эмоций от ухаживаний за девочкой доставляют ему удовольствие, поскольку это новые ощущения для героя. Никита стремится к эмоциональному и деятельностному видам счастья. Однако в конце произведения Белоусов осознает, что симпатия не взаимна, что он оказался всего лишь «игрушкой в руках» хитрой девочки. Чтобы доказать свою храбрость и решительность, мальчик готов был отдать жизнь [5, с. 103], ведь он хотел стать победителем, о чем свидетельствует и значение его имени «Никита». Предательство Ангелины дает возможность Никите сделать первый шаг к примирению с другом Егором. Испытание любовью заставляет героя понять, что дружба – самая важная часть жизни человека, и именно она всегда делает его счастливым [5, с. 122].

Егор Фомин тоже одноклассник Ангелины, только в отличие от Никиты, он смелый, задиристый, прямолинейный мальчик. Он дорожит дружбой с Никитой, ведь для него он не пожалел накопленную тысячу рублей, когда тот потерял купюру [5, с. 29]. Однако ему присущи детские страхи: герой боится зубного врача, но идет к нему, потому что не хочет потерять уважение своего отчима [5, с. 10], боится собак, но ради Ангелины пересиливает свой страх и провожает ее до школы [5, с. 33]. Егору очень важно выглядеть в глазах людей мужественным и сильным, он не хочет терять свой статус. Чувства превосходства и лидерства в классе делают мальчика счастливым. Его счастье также связано с переживаниями положительных эмоций, поэтому образ раскрывает эмоциональный и деятельностный виды счастья. Движимый чувством любви к Ангелине и духом соперничества он готов был своровать батончик из магазина [5, с. 85], а также украл у своего лучшего друга билеты на КВН. Однако мальчик обладает рефлексией: героя начинает мучить совесть: «Я вор. Я обокрал своего друга. Не только обокрал, но еще и предал. Я вор и предатель. Я еще и дрался с ним, бил его. Моего Кита. Который меня всегда выручал» [5, с. 98]. Егор, несмотря на то, что его жизни угрожала опасность в то время, когда он вылезал из окна, пытается спасти своего товарища от неоправданной гибели. После этого, увидев Ангелину с другим парнем, мальчики понимают, как они ошиблись, разрушив дружбу. Красивая девочка с белыми пушистыми хвостиками нравственно пала в их глазах. В конце концов, прощение Никиты и возобновление их дружбы делают мальчика настолько счастливым, что он теряет дар речи: «Я молча киваю. Потому что все слова у меня застряли в горле» [5, с. 122]. Егор начинает понимать важность дружбы, поэтому и день для него кажется веселым и радостным, – он идет в школу со своим лучшим другом [5, с. 122].

Таким образом, нами были проанализированы статьи на платформе cyberleninka.ru, посвященные намеченной проблеме, а также изучены классификации счастья различных авторов. Анализируя их, нами была выведена отдельная типология ощущения счастья, которая включает следующие виды:

- эмоциональный;

- деятельный;

- рефлексивный;

- гедонистический;

- иллюзорный;

- эстетический.

Были изучены и проанализированы виды счастливых образов в современной юношеской литературе, в произведениях В. Ледерман «Теория невероятностей» и «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом “Д”». Исходя из этого, мы выявили, что в фантастической повести «Теория невероятностей» счастье главных героев видоизменяется: с иллюзорного вида превращается в эмоциональный вид. В произведении «Всего одиннадцать, или Шуры-муры в пятом “Д”» главные герои переживают эмоциональный и даже деятельностный виды счастья.

 

Список литературы:

  1. Аскандарова Э.Э. Классификация счастья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://users.livejournal.com/-esina/888743.html  (дата обращения: 20.09.2020)
  2. Вавичкина Т.А., Власова Ю.Е. Проблема счастья в романе Нагиба Махфуза “Дети нашей улицы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-schastya-v-romane-nagiba-mahfuza-deti-nashey-ulitsy (дата обращения: 20.09.2020)
  3. Значение имени Вениамин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kniga-imen.ru/imena/veniamin.html (дата обращения: 03.10.2020)
  4. Какие бывают виды счастья? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdamzavas.net/3-20692.html (дата обращения: 20.09.2020)
  5. Ледерман В. Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д». – М.: КомпасГид, 2017. –  С. 128.
  6. Ледерман В. Теория невеоятностей [В 2 кн.]. – М.: КомпасГид, 2018. – С. 350.
  7. Мариева Н.В. Тема счастья в новеллах Й.П. Якобсена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-schastya-v-novellah-y-p-yakobsena (дата обращения: 20.09.2020)
  8. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М.: Наука, 1981. – С. 176.
  9. Шапинская Е.Н. Эскапизм в киберпространстве: безграничные возможности и новые опасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eskapizm-v-kiberprostranstve-bezgranichnye-vozmozhnosti-i-novye-opasnosti (дата обращения: 11.11.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.