Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 января 2021 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Афанасьева А.В. НАСКОЛЬКО АКТУАЛЕН ФЕМИНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ? // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(108). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(108).pdf (дата обращения: 22.05.2022)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАСКОЛЬКО АКТУАЛЕН ФЕМИНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

Афанасьева Анастасия Валерьевна

студент, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, психолого-педагогический факультет, Воронежский государственный педагогический университет,

РФ, г. Воронеж

Лактионов Василий Викторович

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц., кафедра философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин, гуманитарный факультет, Воронежский государственный педагогический университет,

РФ, г. Воронеж

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос о том, насколько остро проблема гендерного неравенства стоит сегодня в России и в мире и какую роль в борьбе за равноправие женского начала в социуме играют идеи классического феминизма. Проводится анализ последних новостей на данную тему и точек зрения различных наблюдателей (активистов феминизма, журналистов, юристов), а также даются и анализируются результаты опроса, проведенного специально для данного исследования. Делается вывод о том, что в России идеи феминизма пользуются определенной популярностью, однако борьба женщин за равенство прав с мужчинами в бизнесе, искусстве, быту и общественной жизни пока далека от завершения.

ABSTRACT

The article examines the issue of how acute the problem of gender inequality is today in Russia and in the world and what role the ideas of classical feminism play in the struggle for the equality of the female principle in society. The analysis of the latest news on this topic and the points of view of various observers (feminist activists, journalists, lawyers) is carried out, as well as the results of a survey conducted specifically for this study are given and analyzed. The conclusion is made that in Russia the ideas of feminism enjoy a certain popularity, however, the struggle of women for equality of rights with men in business, art, everyday and public life is still far from over.

 

Ключевые слова: феминизм; феминизм в России; феминизм в Украине; гендерное неравенство; женское начало.

Keywords: feminism; feminism in Russia; feminism in Ukraine; gender inequality; feminine principle.

 

В основе феминизма лежит мировоззренческий постулат о том, что половая принадлежность человека не сводится к набору биологических характеристик и физиологических функций. Пол влияет и на социальную роль, и на мышление человека о самом себе. Социокультурную составляющую понятия «пол» принято обозначать термином «гендер» [3, с. 8].

Феминизм обратил внимание на то, что общество построено на основе стереотипных мужских ценностей, тогда как женские вызывают в лучшем случае насмешку, в худшем — ненависть и презрение. Действительно, исследователи установили, что примерно до конца XIX в. практически все описания человека как социокультурного и духовного существа, по сути, сводились к описанию мужчины как субъекта и объекта общественных отношений, культуры, мышления. Например, французский философ Жак Деррида (1930–2004) ввёл понятие «фаллогоцентризм», отражающее тот факт, что во многих языках мира (в том числе в русском) обобщённые названия представителей различных профессий и самого человека обладают мужским родом. Тем самым уже на уровне языковой культуры женщина воспринимается как некое производное от мужчины [24, с. 186].

В дополнение к этому феминизм поставил перед исследователями задачу выявления характеристик женского гендера. Например, немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858–1918) считал, что женскому мышлению от природы чуждо понятие права, то есть «юридических норм и приговоров». Он был убеждён, что женское представление о справедливости могло бы привести к созданию совершенно иной системы права [3, с. 76]. Однако обшая проблема подобных утверждений заключается в том, что исследователи не предлагают конкретных примеров того, как именно понимает справедливость женщина. Напротив, практика показывает, что женщины наравне с мужчинами способны получать юридическое образование, формировать юридические нормы и следовать им, не требуя никаких особых условий для своего образования и работы в законодательных органах, судебной системе и т. п.

Кроме того, исследователи-мужчины часто отказывают женщинам в рациональном мышлении. Так, французский психоаналитик и философ Жак Лакан (1901–1981) считал, что женщина может только «чувствовать, но не понимать», а потому не способна построить теорию женского самосознания [8, с. 92]. Ну а поскольку женщина принципиально непознаваема мужским мышлением, то мы никогда не узнаем, о чём на самом деле думает женщина. Однако эссеистика Сьюзен Зонтаг (1933–2004) с её вниманием к «неопознаваемым» темам искусства и философия Ханны Арендт (1906–1975), призывавшей «думать над тем, что мы делаем», опровергают эту точку зрения.

В качестве третьего примера можно привести мнение, что капитализм — это изобретение мужчин, что женщина принципиально не способна встроиться в эту разновидность патриархата, поэтому необходимо создание социалистического общества как антитезы капитализму. Однако исследователи справедливо указывают на то, что ни в одной из социалистических стран так и не была решена основополагающая проблема заинтересованности мужчин в удержании женщин в подчиненном положении [2, с. 255]. В истории имел место даже такой красноречивый факт, что после Февральской революции 1917 г. в России Совет рабочих депутатов негативно отнёсся к предложению Лиги равноправия женщин отменить «все ограничения касательно женщин» [26, с. 416].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследователи зачастую берут некую стереотипно мужскую черту, подыскивают антоним и выдают получившееся качество за характеристику женского начала. Иными словами, они пытаются определить женское, отталкиваясь от мужского и отрицая его наличие в женском. Между тем не стоит забывать о существовании общечеловеческих черт, свойственных как мужчинам, так и женщинам. Иначе возникает опасность, что некое общечеловеческое качество будет объявлено мужским, а женщины окажутся его как будто лишены. Например, современные исследователи не раз обращали внимание на то, что собственнические чувства свойственны женщинам наравне с мужчинами — например, в области половых отношений (ревность) [2, с. 122]. Соответственно, необходимо следить за тем, чтобы женщина, борясь за равноправие, не объявила все отрицательные качества человеческой природы мужскими и не выстроила в результате обратную иерархию, когда мужчина займет подчиненное место. Действительно, история уже показала, что порой женские движения в основе своей антидемократичны. Так, английские суфражистки XIX в. на деле оказались просто дамами среднего класса, которые хотели принимать участие в политике, но при этом с презрением относились к женщинам рабочего класса и их социальным нуждам. Аналогичным образом белых американских женщин, боровшихся за свои права в XIX в., в целом устраивало современное им общество со всеми присущими ему видами неравноправия [2, с. 97]. Можно констатировать, что любая модная идея используется для рекламы принципов, совершенно суждых этой идее, особенно в массовой культуре. Например, в инстаграм-блогах самые обыкновенные фотографии, соответствующие распространенным мужским взглядам на женскую красоту, порой сопровождаются феминистскими лозунгами [14].

В довершение ко всему многие исследователи и уж тем более деятели массовой культуры, к сожалению, забывают, что помимо гендерного (мужского и женского) и общечеловеческого планов существует ещё и субъективный, который предполагает множественность и вариативность стратегий субъективной реализации человека [8, с. 45]. «Настоящая женщина» вовсе не обязана стремиться к «становлению женщиной», перед нею, как и перед любой другой личностью, открыты или должны быть открыты все пути для развития самосознания и реализации себя в обществе. Здесь следует обратить внимание на то, что некоторые исследователи считали, будто субъективность — это и есть основополагающая черта женского мышления. Другие же, напротив, отстаивали мнение о том, что женщина по своей природе существо коллективное: «её субъективная конструкция изначально не единична, а коллективна и взаимосвязана» [8, с. 185].

Итак, краткий обзор теоретической дискуссии показал, что вопрос об определении характеристик женского гендера остается открытым. Вероятно, по этой причине современные деятели феминизма не пытаются или почти не пытаются предложить некие «женские» ценности в противовес «мужским», а вместо этого, как правило, ограничиваются борьбой за равноправие. Следует отметить, что вопрос о равноправии мужчин и женщин по-прежнему не решен даже в тех странах, где женщины и мужины имеют гарантированные конституцией равные гражданские права. Всемирный экономический форум в своем докладе о глобальном гендерном неравенстве отмечает, что даже в самом равноправном регионе мира — Западной Европе — разрыв между мужчинами и женщинами закрыт только на три четверти (76,7%). Россия находится на 81 месте среди 153 стран (70,6%), а постсоветские страны, наиболее близкие в культурном отношении к России — Белоруссия и Украина — поставлены на 29-е (74,6%) и 59-е (72,1%) места соответственно [28].

Поскольку в данной статье невозможно дать обзор ситуации во всем мире, ограничимся только Украиной и Россией.

В этих странах борьба женщин за равноправие далека от завершения. Так, в 2010 году во время предвыборных теледебатов кандидатов в президенты Украины Виктор Янукович так отозвался о своем политическом оппоненте Юлии Тимошенко: «Если она женщина, то должна идти на кухню и показывать там свои прихоти» [27]. Сам факт того, что крупный политик позволяет себе такое публичное высказывание в важный момент своей карьеры, говорит о его убежденности в том, что большинство избирателей разделяет эту точку зрения. Но с тех пор многое изменилось: в Украине появились законы о криминализации домашнего насилия и о праве женщин учиться в военных заведениях, об отмене списка запрещенных профессий и о новом правописании феминитивов в украинском языке. Наблюдатели отмечают, что именно это привело к тому, что отпала необходимость в проведении эпатажных акций в поддержку феминизма, которые, например, устраивали участницы движения Femen [9; 12; 16; 18]. При этом обращает на себя внимание тот факт, что феминистки, как правило, не выступают с проповедью каких-то женских ценностей, принципиально противопоставленных мужским, они всего лишь хотят, чтобы окружающие не смотрели друг на друга сквозь призму гендерных стереотипов. Поэтому феминистки зачастую поддерживают другие движения, связанные с борьбой за свободу гендерного самоопределения (ЛГБТ, квиры и др.) и против попыток тех или иных общественных и политических групп монополизировать трактовку понятия «нравственные ценности» [9; 12; 16; 18].

Ситуация в России несколько иная. Многие активисты подвергаются преследованиям. Например, одним из самых громких процессов 2020 года стал суд над активисткой и художницей Юлией Цветковой (р. 1993), правозащитный центр «Мемориал» признал ее политзаключенной [7]. На создателей телесериала «Чики» подали жалобу именно за «пропаганду феминизма» [5; 15]. Один из наблюдателей в мае 2020 года так резюмировал ситуацию: «В России все еще не удается развенчать миф о том, что бизнес у женщины — просто дорогая игрушка, доставшаяся ей от мужчины. Из-за преобладания консервативных взглядов в стране компании боятся использовать смелые образы в продвижении, а в законодательстве нет механизма, который помог бы женщинам доказать факт дискриминации по полу в суде» [25]. Многие кинокритики, например, обратили внимание на такой удивительный факт, что в вышедшем на экраны в 2019 году фильме о декабристах «Союз спасения» их знаменитые жены, удивительное мужество и благородство которых неоднократно воспевались и в искусстве, и в историографии, почти не получили внимания [13]. Это вызвало широкий общественный резонанс [19], которому центр социального проектирования «Платформа» даже посвятил отдельное исследование [20].

Тем не менее в обществе тема феминизма продолжает обсуждаться вопреки попыткам некоторых общественых и политических групп (в том числе на государственном уровне) представить дело так, будто вся Россия в едином порыве поддерживает «традиционные ценности» вопреки попыткам «пятой колонны» их навязать нашей стране. Например, когда в 2017 году был принят закон о декриминализации домашнего насилия [17], это вызвало широкий общественный резонанс. С одной стороны, спикер Государственной Думы Вячеслав Володин заявил о том, что недопустимо «демонизировать» «домашние побои» [4], «положительные стороны» в декриминализации домашнего насилия нашли и в МВД РФ [1]. Однако многие общественные деятели, в том числе не связанные с феминизмом, выступили против попыток государства навязать обществу столь странные «традиционные ценности» [1; 11]. Так, в 2019 году Федеральный союз адвокатов России начал реализацию социального проекта «Женское право», обосновывая его «стремительно растущим общественным спросом на юридическое просвещение в области защиты прав женщин и детей, увеличением количества правонарушений и преступлений, совершаемых в отношении данной категории лиц, а также общественным обсуждением законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия» [22].

Запрос российского общества на антисексизм и феминизм отражает также существование премии «Сексист года», которая вручается с 2010 года. Она организована участницей инициативной группы «За феминизм» Натальей Биттен. Поддержку премии в разное время оказывали, в частности, партия «Яблоко», Союз журналистов России и организаторы Московского международного кинофестиваля «8 женщин» [23]. В Воронеже более 25 лет существует организация «Независимая женская демократическая инициатива», в 2019 году Воронеж принял VI международный фестиваль прав человека и гражданских инициатив «Город прав», причем организаторы отмечали, что он стал самым насыщенным за всю историю его проведения [10].

В рамках подготовки данной статьи с 1 по 20 декабря 2020 года мною также было проведено экспресс-исследование общественного мнения, в котором приняли участие 112 человек. Опрос был размещен на платформе Google в открытом доступе. Ссылки на опрос были размещены в нескольких группах социальной сети «ВКонтакте» с открытым доступом с общим охватом около 1000 человек. Принять участие в опросе могли все желающие. Были заданы следующие вопросы и получены следующие ответы.

1. Чем вы занимаетесь?

37,6% — работаю

39,4% — учусь

13,8% — работаю и учусь

2. Знаете ли вы о движении феминизма в мире и нашей стране?

27,5% — да, но в тонкостях не разбираюсь

22,9% — знаю только в общих чертах

20,2% — да, я хорошо осведомлен

15,6% — очень мало что знаю

9,2% — знаю, но плохо осведомлен о ситуации в стране

3. Что такое феминизм, с вашей точки зрения?

48,6% — борьба женщин за равные с мужчинами права во всех сфеах жизни

28,4% — общественное движение за всеобщее равенство

4. Знаете ли вы об акциях феминисток и их сторонников?

34,9% — иногда случайно узнаю из новостей, могу вспомнить пару примеров

31,2% — иногда случайно узнаю из новостей, не придаю этому значения

13,8% — ничего не знаю

11% — что-то слышал

9,2% — да, внимательно слежу за ними

5. Каковы, по вашему мнению, перспективы феминизма в России?

39,8% — все зависит от роста гражданского самосознания россиян

38,9% — не берусь предсказывать будущее

10,2% — никаких, поскольку эти идеи чужды российской ментальности

6. В каких информационных источниках вы получаете информацию по данной теме?

66,1% — интернет (сайты, блоги, YouTube-каналы)

17,4% — телевидение

15,6% — не интересуюсь

7. Есть ли среди ваших друзей и знакомых феминистки и (или) люди, разделяющие идеи феминизма?

50,5% — да

37,6% — не знаю

11,9% — нет

8. Ваш пол

81,7% — женский

18,3% — мужской

9. Ваш возраст

50% — до 30 лет

50% — 30 лет и старше

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что тема опроса заинтересовала в основном женщин, лишь каждый пятый из респондентов был мужчиной. При этом в числе ответивших молодежи и людей более старшего возраста оказалось поровну. Это говорит о том, что тема феминизма интересует женщин всех возрастов.

Кроме того, следует отметить, что в российских СМИ (прежде всего в интернет-СМИ) тема феминизма освещается достаточно хорошо: более половины респондентов так или иначе сталкиваются с новостями о феминизме, обращают на них внимание, хотя целенаправленно следит за ними только каждый десятый. И половина дала верный ответ на вопрос о сущности феминизма — борьбы женщин за равные с мужчинами права во всех сферах жизни. Около половины респондентов убеждены в том, что среди их друзей и знакомых есть феминистки и (или) люди, разделяющие идеи феминизма. Но следует учитывать, что феминисткой могут считать любую женщину, которая так или иначе в частной жизни отстаивает свои права в общении с мужчинами, однако не принимает никакого участия в общественных акциях и не интересует феминизмом как общественным движением.

Подавляющее большинство опрошенных не смогло высказаться определенно относительно перспектив феминизма в России.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть основные положения моей работы. В поисках принципиально женского исследователи часто идут ложными путями. Они либо называют женским всё, что не является мужским (а поскольку вся культура, по сути, создана мужчинами, то, выходит, женского в культуре просто нет, а может быть, женщина и вовсе не способна на культурное творчество?), либо навязывают женщине давно известные стереотипы, тоже выработанные мужчинами: женщина иррациональна, милосердна, альтруистична и т. п. Между тем практика показывает, что женщина обладает теми же достоинствами и пороками (собственничество, стремление к созданию иерархии), что и мужчина. На мой взгляд, многие проблемы, связанные с положением женщины в обществе, связаны не с тем, что в основе социокультурных парадигм лежит нечто мужское с почти нулевым участием женского начала, а с тем, что культура общества в целом невысока [6]. Нелепо было бы, скажем, приписывать препятствия, которые чинило российское государство в XIX в. желающим развестись, стремлению мужчин доминировать над женщинами, ведь от невозможности развестись в равной мере страдали и мужчины. Точно так же нелепо приписывать существование проституции и в XIX в., и сейчас тому, что общественные отношения выстраиваются только так, как хочется мужчинам-доминаторам [21, с. 257]. Уважение друг к другу — это то, что в равной мере требуется и мужчинам, и женщинам. И прежде всего это уважение к выбору способа развёртывания собственной субъективности, не имеющей гендерной привязки.

Итак, я прихожу к выводу, что сегодня в странах с европейским путем общественно-культурного развития феминизм как способ борьбы с гендерным неравенством уже не столь актуален, как в те годы, когда женщины обладали меньшими гражданскими правами по сравнению с мужчинами. В настоящее время большее значение приобретает антисексизм в целом. Однако в России проблема дискриминационного отношения к женщине по-прежнему стоит достаточно остро, причем наибольший интерес к ней проявляет сравнительно молодое поколение младше 30 лет.

 

Список литературы:

  1. Барышева Е. Почему в декриминализации домашнего насилия в РФ нет ничего хорошего // DW: сайт. 24.05.2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.dw.com/ru/почему-в-декриминализации-домашнего-насилия-в-рф-нет-ничего-хорошего/a-48852876 (дата обращения 15.11.2020).
  2. Брайсон В. Политическая теория феминизма. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 304 с.
  3. Брандт Г. А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. — СПб.: Алетейя, 2006. — 160 с.
  4. Володин В. Запрос на какие-то интриги всегда существует (интервью) // Коммерсантъ: сайт. 9.02.2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3214419] (дата обращения 15.11.2020).
  5. Володина М. На сериал «Чики» пожаловались в МВД и Роскомнадзор из-за «пропаганды ЛГБТ и феминизма» // Сноб: сайт. 26.07.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://snob.ru/society/na-serial-chiki-pozhalovalis-v-mvd-i-roskomnadzor-iz-za-propagandy-lgbt-i-feminizma/ (дата обращения 15.11.2020).
  6. Воронина К. Говорить о феминизме полезно для жизни // МОЁ! Online: сайт. 27.07.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moe-online.ru/opinion/15029 (дата обращения 15.11.2020).
  7. Данилов А. Дело Юлии Цветковой: почему художницу, которая схематично рисует женское тело, судят за распространение порнографии // Esquire: сайт. 10.07.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://esquire.ru/articles/191433-delo-yulii-cvetkovoy-pochemu-hudozhnicu-kotoraya-shematichno-risuet-zhenskoe-telo-sudyat-za-propagandu-pornografii/#part0 (дата обращения 15.11.2020).
  8. Жеребкина И. «Прочти моё желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. — М.: Идея-Пресс, 2000. — 256 с.
  9. Карась О. Не красотой единой: как развивается феминистическое движение в Украине // Сегодня: сайт. 16.07.2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ukraine.segodnya.ua/ukraine/ne-krasotoy-edinoy-kak-razvivaetsya-feministicheskoe-dvizhenie-v-ukraine-1297540.html (дата обращения 15.11.2020).
  10. Козлова О. Феминизм, психические расстройства и гражданские акции. Главные темы фестиваля «‎Город прав»‎ в Воронеже // 7x7: сайт. 11.06.2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://7x7-journal.ru/articles/2019/06/11/feminizm-psihicheskie-rasstrojstva-i-grazhdanskie-akcii-glavnye-temy-festivalya-gorod-prav-v-voronezhe (дата обращения 15.11.2020).
  11. Коробка Е. Декриминализация домашнего насилия // Адвокатская газета: сайт. 25.11.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/diskussii/dekriminalizatsiya-domashnego-nasiliya/ (дата обращения 5.12.2020).
  12. Королева Е. Женское царство. Как в Украине изменяется отношение к женщинам и причем здесь феминизм // Фокус: сайт. 30.05.2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://focus.ua/ukraine/430577-vremya-zhenshhin (дата обращения 15.11.2020).
  13. Лиходзиевский В. «Союз спасения» спасает современную Россию… от феминизма // Блокнот: сайт. 9.01.2020 [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://bloknot-voronezh.ru/news/soyuz-spaseniya-spasaet-sovremennuyu-rossiyu-ot-fe-1178741 (дата обращения 15.11.2020).
  14. Обуховская Э. 7 самых красивых феминисток из Instagram // Cosmopolitan: сайт. 7.12.2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cosmo.ru/beauty/star_beauty/7-samyh-krasivyh-feministok-iz-instagram/ (дата обращения 15.11.2020).
  15. Общественники подали жалобу на сериал «Чики» за пропаганду феминизма и ЛГБТ // Коммерсантъ: сайт. 26.07.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4432697 (дата обращения 15.11.2020).
  16. Портников В. Украина и права женщин // Радио Свобода: сайт. 10.02.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/29023887.html (дата обращения 15.11.2020).
  17. Путин подписал закон о декриминализации домашних побоев // Интерфакс: сайт. 7.02.2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/548888 (дата обращения 15.11.2020).
  18. Сивец Л., Савоскина К. Что значит быть феминисткой в Украине: три истории о женщинах в искусстве // Hromadske: сайт. 7.11.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hromadske.ua/ru/posts/chto-znachyt-byt-femynystkoi-v-ukrayne-try-ystoryy-o-zhenshchynakh-v-yskusstve (дата обращения 15.11.2020).
  19. Симанкова Е. «Союз спасения»: кому и как на самом деле помогали жены декабристов // Милосердие: сайт. 13.01.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/soyuz-spaseniya-komu-i-kak-na-samom-dele-pomogali-zheny-dekabristov/ (дата обращения 15.11.2020).
  20. «Союз спасения» как барометр // Центр социального проектирования «Периметр», 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pltf.ru/wp-content/uploads/2020/02/soyuz-spaseniya-kak-barometr-fin.pdf (дата обращения 15.11.2020).
  21. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860–1930. — М.: РОССПЭН, 2004. — 616 с.
  22. Сустина Т. «Женское право»: первые итоги социального проекта // Адвокатская газета: сайт. 6.03.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/mneniya/zhenskoe-pravo-pervye-itogi-sotsialnogo-proekta/ (дата обращения 15.11.2020).
  23. Торочешникова М. «Сексист года — 2019» // Радио Свобода: сайт. 10.03.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/30479301.html (дата обращения 15.11.2020).
  24. Трофимова Е.И. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. — М.: РАН, 2002. — №6. — С. 178–189.
  25. Царева М. Бизнес женщинам не верит // Коммерсантъ: сайт. 27.03.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4299150 (дата обращения 15.11.2020).
  26. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. — СПб.: Алетейя, 2007. — 544 с.
  27. Янукович советует Тимошенко пойти на кухню и показывать там свои прихоти // УНIАН: сайт. 20.01.2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.unian.net/politics/314574-yanukovich-sovetuet-timoshenko-poyti-na-kuhnyu-i-pokazyivat-tam-svoi-prihoti.html (дата обращения 15.11.2020).
  28. Global Gender Gap Report 2020 // World Economic Forum, 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2020.pdf (дата обращения 15.11.2020).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом