Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Евстафиева А.А. ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ РИТМИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЭМИЛЯ ЖАК-ДАЛЬКРОЗА НА РАЗВИТИЕ ТАНЦА МОДЕРН // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(186). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(186).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ РИТМИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЭМИЛЯ ЖАК-ДАЛЬКРОЗА НА РАЗВИТИЕ ТАНЦА МОДЕРН

Евстафиева Александра Андреевна

студент, кафедра хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Сергиенко Владимир Васильевич

научный руководитель,

проф., Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

THE INFLUENCE OF EMILE JACQUES-DALCROZE'S THEORY OF RHYTHMIC MOVEMENT ON THE DEVELOPMENT OF MODERN DANCE

 

Alexandra Evstafieva

student, Department of choreography, Oryol state Institute of Culture,

Russia, Orel

Vladimir Sergienko

scientific supervisor, professor, Oryol state Institute of Culture,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена проблеме влияния теории ритмического движения Эмиля Жак-Далькроза на развитие танца модерн. Раскрыта общая характеристика основных положений теории ритмического движения Эмиля Жак-Далькроза, а также рассмотрено влияние системы музыкально-ритмического воспитания на творческие поиски мастеров танца модерн.

ABSTRACT

This work is devoted to the problem of the influence of Emile Jacques-Dalcroze's theory of rhythmic movement on the development of modern dance. The general characteristics of the main provisions of the theory of rhythmic movement by Emile Jacques-Dalcroze are revealed, and the influence of the system of musical and rhythmic education on the creative searches of modern dance masters is considered.

 

Ключевые слова: теория ритмического движения, Эмиль Жак-Далькроз, танец модерн.

Keywords: theory of rhythmic movement, Emile Jacques-Dalcroze, modern dance.

 

На рубеже XIX – XX веков стали возникать теории движения, которые рассматривали и анализировали его сущность и содержание. Направления, связанные с культурой тела, телесной выразительностью начали занимать такие же прочные позиции, как сценический танец. Широкую известность во всем мире получила теория связи движения и ритма Эмиля Жак-Далькроза. Особый интерес представляет влияние его системы на понимании танцевального движения и техниках зарождавшегося в то время «нового» танца, получившего название модерн.

В своих трудах Жак-Далькроз исследовал влияние музыкального ритма на формирование психики, разрабатывал новый способ обучения музыке. Он считал, что для понимания произведения, его содержания и характера оно должно быть «телесно пережито» и претворено в движение. Эмиль Жак-Далькроз писал: «Каждое ритмически-музыкальное движение должно найти в теле играющего соответствующее движение мускулов. Ритм, как и динамика, полностью зависит от движения, и его ближайший прототип - наша мускульная система. Все нюансы времени - allegro, andante, accelerando, ritenuto, все нюансы знергии - forte, crescendo, diminuendo, могут быть восприняты нашим телом, и острота нашего музыкального чувства будет зависеть от остроты наших телесных ощущений» [5, с. 86].

В основу своей системы он положил учение о ритме как синтезирующем элементе органического слияния музыки и пластики. «Ритм музыки и ритм в пластике соединены между собой теснейшими узами. У них одна общая основа - движение» [1, с. 45].

Применяя на практике свои идеи, Жак-Далькроз столкнулся с серьезными препятствиями в физическом состоянии тела человека, как правило, очень зажатом. Поэтому он стал создавать систему гимнастики, раскрепощающую тело человека, помогающую выразить чувства и волю. Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся абсолютный слух и способность к музыкальной импровизации. Его система музыкально-ритмического воспитания способствовала развитию пластической свободы и выразительности.

Основное в работе Жак-Далькроза - выражение через движения ритмической структуры музыки. Такими движениями были дирижирование, хлопки, выбивание ритма ногами, простейшие гимнастические упражнения. Широкую известность получили его ритмопластические интерпретации симфонической музыки, в которых как бы создавался зримый образ оркестра: разные части тела танцоров создавали кинетический контрапункт музыке, а движения соответствовали мелодическим темам и отдельным голосам инструментов.

Предназначение системы Эмиля Жак-Далькроза состоит в соединении, слиянии двух искусств, музыки и танца. Вся полнота эмоционального содержания музыки может быть осознана и воспринята только на основе телесно-мышечного отклика организма человека на музыку [2, с. 204]. Эту же задачу решали и его последователи, которые предложили перевести музыку из времени в пространство, преобразовать временной ритм в пространственный и создать видимость музыки.

Эти идеи способствовали рождению нового отношения к движению, которое наиболее ярко проявилось в творческой практике пионеров и мастеров танца модерн.

В 1911 году была открыта школа Жак-Далькроза в небольшом городке под Дрезденом - Хеллерау, и как пишет журнал «Tanz International», «свободный танец здесь если уж не был рожден, то хотя бы зачат» [3, с. 56].

Сначала Жак-Далькроз строил процесс обучения исходя из внеэмоционального воплощения музыки: танец отображал лишь ритмическое многоголосье, диктуемое музыкальным сопровождением. Но уже в своих первых постановках в Хеллерау - «Эхо и Нарцисс» на собственную музыку (1912) и «Орфей» на муз. Глюка (1913) - Жак-Далькроз не только воплотил структуру музыкальных произведений, но и передал их эмоциональное содержание, что потребовало уже чисто пластической выразительности.

Система тренажа Жак-Далькроза имела огромное значение для развития танца модерн. Его метод способствовал развитию абсолютного слуха, способности к музыкальной и пластической импровизации. Его теории получили распространение по всему миру, были открыты школы в Стокгольме, Лондоне, Вене, Париже и даже в Москве и Петрограде. Среди его учеников были те, кто впоследствии стали яркими «свободного» танца - Мэри Вигман, Грет Палукка, Мари Рамбер, Рудольф Лабан и другие.

У Жак-Далькроза движения в пространстве возникают как результат синтеза самоосознания человеком своего внутреннего эмоционального состояния, музыки, которая дает импульс движению, и структуры пространства, в котором движется человек. Эти представления отразились и в новых взглядах на танец, где шли поиски между его формой и внутренним психологическим состоянием исполнителя или хореографа. Теперь движение не может родиться из ничего, внутреннее оправдание внешней выразительности – одна из основополагающих идей этого направления хореографии [3, с. 53]. Движение должно быть осмысленным, иметь причину возникновения.

Художнику танца модерн важна определенная концепция своего творчества, определенная идея, которую он воплощает в зримой видимости танца с помощью музыки. Так, например, творческие поиски Руфи Сен-Дени были посвящены пересечению религиозности и духовности в танце. Марта Грэм и Дорис Хамфри искали ответ в прошлом — в доисторическом периоде существования человека, времени, когда человеком владели примитивные инстинкты [4, с. 189]. А Хосе Лимону хотелось отказаться от формализма, пустой виртуозности и поверхностности для того, чтобы найти жесты, которые характеризовали бы натуру человека. Для реализации этих задач каждый использовал музыку определенной ритмической структуры и выразительных характеристик.

Таким образом, можно сделать вывод, что Эмиль Жак-Далькроз, исходя из ритма музыки и его воплощения через движение, стремился создать способ соединения телесной и душевной гармонии с самим собой и окружающим миром. Впоследствии эти идеи оказали существенное влияние на поиски мастеров танца модерн.

 

Список литературы:

  1. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. - СПб.: Изд. Журн. «Театр и искусство», 1913. – 156 с.
  2. Мухаринская Л.С. Жак-Далькроз. – М.: Музыкальная энциклопедия 1974. – 381 с.
  3. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учебное пособие. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2011. – 472 с.
  4. Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2004. – 390 с.
  5. Шторк К. Система Далькроза / Пер. с нем Р. Варшавской, И.Н. Левинской. – Л.-М.: Петроград, 1924. – 132 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий