Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 30 мая 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Беляева А.А. ФОТОСЕРИЯ В ЭКСПОЗИЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ И МЕДИА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(188). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(188).pdf (дата обращения: 30.06.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОТОСЕРИЯ В ЭКСПОЗИЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ И МЕДИА

Беляева Анастасия Александровна

студент, институт общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

PHOTOSERIES IN THE EXHIBITION SPACE AND MEDIA

 

Anastasia Belyaeva

student, Institute of Social Sciences and Mass Communications, Belgorod State National Research University,

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Начиная от средства коммуникации, формы публикации в журналистике и рекламы и заканчивая объектом в науке и экспозиционном пространстве музеев — фотография является уникальным предметом репрезентации действительности.

ABSTRACT

Starting from a means of communication, a form of publication in journalism and advertising, and ending with an object in science and the exhibition space of museums, photography is a unique subject of representation of reality.

 

Ключевые слова: фотосерия, фотографическое сообщение, экспозиционное пространство, дискурс, интернет-журналистика, мультимодальный ансамбль.

Keywords: photoseries, photographic message, exhibition space, discourse, online-journalism, multimodal ensemble.

 

Потенциал фотографии быть независимым самостоятельным авторским высказыванием обуславливает широту её дискурсивного пространства. В рамках серийности фотография развивает и передаёт определённый, новый концепт. Фотосерия, в отличие от отдельной фотографии, в большой степени претендует на статус целого художественного произведения, которое можно репрезентировать в различных областях человеческой жизнедеятельности. В зависимости от ожиданий со стороны зрителя фотографическое сообщение будет передавать различные типы знаний [4]. Исходя из этого, мы можем говорить о возможности фотографического сообщения существовать в разных дискурсивных пространствах, относится к разным дискурсам.

Структурное различие фотосерии также предполагает вариацию соотношения визуального компонента фоторяда с вербальным комментарием. Этим можно объяснить распространённость фототипологии в экспозиционном пространстве, где фотография стремится продемонстрировать свою языковую самостоятельность, и, напротив, преобладание фотосерий с открытой структурой в журналистике, где фотография не претендует на статус искусства и сохраняет тесные связи с вербальным компонентом [5].

Рассматривая коннотативный потенциал экспозиционного пространства — музея как способ репрезентации фотосерии, можно говорить о преимущественных критериях. Таких как масштаб изображения, возможность пространственного расположения фотоизображений, публичность репрезентации, освещение и т.д. Положительные черты формата фотоальбома в качестве репрезентации фотосерии куратор и исследователь фотографии Камилла Е. Браун определяет в управлении последовательностью и размещением фотографий, а также соотношением словесного и изобразительного модусов [2, с. 364].

За время эстетического дискурса XIX века границы экспозиционного пространства значительно расширились, начиная от музеев, официальных салонов и заканчивая выставками — всемирными или частными [4]. Фотография как вид современного искусства, предназначенный для демонстрации на стенах галереи, только за последнее десятилетие превзошёл по количеству совокупность фотоизображений, создававшихся за всю историю существования этой техники. Ведущими в этой отрасли, безоговорочно, стали не эмоциональные, отрешённые и проникновенные фотоснимки, которые в комплексе сформировали целое направление — эстетика бесстрастности [3].

Современная художественная фотография стала концептуальным перформансом [3], где эстетика бесстрастности выводит её за пределы гипербол, субъективности и сентиментальности, акцент делается на фотографии, как на способе выйти за рамки индивидуального восприятия. Поскольку фотография в искусстве стремится к изолированности от мультимодального ансамбля и претендует на языковую самостоятельность, то в форме фотосерии особое внимание художники уделяют фототипологии, которая в наименьшей степени нуждается в вербальном комментарии.

Существование фотосерии в рамках интернет-журналистики определяется высококонкурентной цифровой средой, где внимание зрителя становится ведущим ресурсом. На фоне огромного количества информации происходит трансформация медиатекста, где главенствующую роль в мультимодальном ансамбле всё чаще берёт на себя визуальный компонент публикации. Поскольку, риторические приёмы, аналогичные вербальным, не трудно обнаружить и в визуальных сообщениях [6, с. 229], фотография всё отчётливее занимает позицию медиа.

Фотосерия может проявлять себя в разных дискурсах — быть одновременно парциальной частью медиатекста, а также являться самостоятельным высказыванием в экспозиционном пространстве. Подобные фотосерии можно отнести к мультиплатформенным проектам, которые являются экспериментальной особенностью для автора. Такие проекты нацелены на большой охват аудитории как в медиасреде, так и в экспозиционном пространстве.

В качестве примера рассмотрим работы Ксении Диодоровой. В создании своих мультиплатформенных проектов она придерживается убеждения, что авторской концепции необходимо придать форму по трём ключевым направлениям: средовая форма представляет собой выставки, инсталляции, скульптуры и любой другой материал, который появляется в данной среде; в цифровой форме авторская идея воплощается через лонгрид или интерактивный сайт; объектная форма, где концепция проекта оформлена в виде книги, журнала или другой печатной продукции. Подобное привлечение различных форм позволяет расширить аудиторию, по мнению автора. Содержание медиапродукта также имеет устойчивую форму из текстового и визуального компонентов. Смешивание разных типов информации создают и отвечают за образность, смыслы и маршрут, по которому авторская задумка и эмоции поступают к зрителю.

Например, проект автора про трудовых мигрантов «В холоде» исполнен в трёх форматах: онлайн-версия, печатный формат и средовой формат. Онлайн-версия проекта объединила в формате мультимедийного лонгрида весь документальный материал, собранный за несколько месяцев в Таджикистане и России — фотографии, аудио-, видеозаписи и тексты. В печатном формате выпущено авторское издание на русском и английском языках. В книгу вошло около 200 фотографий, а также авторский текст о традициях памирцев, их культуре и историях тех семей, которые стали героями проекта. Внутри издания можно также встретить несколько информативных иллюстраций и QR-коды, каждый из которых ведёт к видеоролику, дополняющему то, что происходит на конкретном изображении. Средовой формат проекта включал в себя выставки в галереях и на фестивалях в городах России и Италии.

Онлайн-площадка как способ репрезентации фотосерии позволяет автору не ограничивать себя в использовании невербального материала. Однако не все фотосерии могут интерпретироваться без вербального комментария, но, благодаря именно способности медиа проявлять себя как искусство, фотографическое сообщение способно демонстрировать языковую самостоятельность и доминировать над вербальной составляющей материала. Фотосерия в экспозиционном пространстве обретает новый образ, который также становится поводом для рассмотрения темы с другого подхода.

 

Список литературы:

  1. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. / - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 378-392 с.
  2. Браун, К. Е. Фотоальбом / К. Е. Браун. / гл. ред. Дж. Хэнинг; пер. с англ.
  3. Коттон, Ш. Фотография как современное искусство / Ш. Коттон \ пер. А.
  4. Краусс, Р. Фотографическое: опыт теории расхождений: сборник / Р. Краусс / пер. с фр. и англ. А. Шестакова. – Москва : Ад Маргинем Пресс, 2014. [Текст] – 303 с.
  5. Тяжлов Я.И. Структура фотосерии // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №4 (38). [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-fotoserii (дата обращения: 20.05.2024). [Текст] – 129-139 с.
  6. Эко, У. Отсутствующая структура: введение в семиологию / У. Эко / пер. с ит.: В. Резник, А. Погоняйло. – Санкт-Петербург : Symposium, 2006. [Текст] – 538 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.