Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 11 января 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Колмагорова Е.П. МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ МУЗЫКАНТАМ ОВЛАДЕТЬ ОПТИПАЛЬНЫМ КОНЦЕРТНЫМ СОСТОЯНИЕМ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(179). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(179).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ МУЗЫКАНТАМ ОВЛАДЕТЬ ОПТИПАЛЬНЫМ КОНЦЕРТНЫМ СОСТОЯНИЕМ

Колмагорова Елизавета Павловна

студент, кафедра современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков, Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

Илларионова Людмила Петровна

научный руководитель,

док. пед. наук, проф., Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

METHODS OF TAKING THE OPTIMAL STAGE CONDITION BY MUSICIANS

 

Elizaveta Kolmagorova

student, Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal, Tracks, Russian State Social University,

Russia, Moscow

Illarionova Lydmila

scientific supervisor, doctor of Pedagogy, professor, Russian State Social University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена методам помогающим музыкантам снизить уровень сценического волнения и добиться оптимального концертного состояния.

ABSTRACT

This article is about methods that help musicians to reduce the level of stage excitement and achieve the optimal stage condition.

 

Ключевые слова: сценическое волнение; оптимальное концертное состояние; музыкальная психология.

Keywords: stage excitement; optimal concert condition; music psychology.

 

В профессиональной деятельности музыканта нередки случаи сильного волнения перед публичным выступлением или так называемая «боязнь сцены» – данные фобии способны свести многолетний труд к нулю и серьезно замедлить его творческую реализацию. Как показывают исследования, лишь незначительный процент людей на планете (по некоторым данным менее 5%) никогда не испытывали страха публичных выступлений. По оценке психологов, страх публичных выступлений занимает второе место, следуя сразу же за страхом смерти. Но, благодаря исследованиям и достижениям многих психологов, изучающих данную область, были сформированы несколько эффективных способов, которые помогают существенно снизить градус волнения музыканта, и при наличии системной работы способны помочь ему овладеть оптимальным концертным состоянием.

Оптимальное концертное состояние — это один из факторов, способствующих удачному выступлению. Важно помнить, что под термином «оптимальное концертное состояние» кроется совокупность физической, умственной и эмоциональной подготовки музыканта. И, если фактор хорошего физического самочувствия обычно не вызывает вопросов, то психологическая составляющая подготовки всегда требует более тщательного раскрытия.

В 30-е годы ХХ психологом Иоганном Шульцем был изобретён метод, под названием аутогенная тренировка. Данный метод позволяет существенно снизить уровень психосоматических расстройств, в том числе, он широко используется в борьбе с тревожными состояниями, например, такими, как страх публичных выступлений. Суть метода направлена на достижение мышечного расслабления в совокупности с поддержанием определенного дыхательного ритма, которая, в своею очередь, создает особое состояние сознания, и вследствие этого происходит воздействие на различные функции организма и эмоциональный фон.

Автором еще одного способа, позволяющего снизить уровень тревожных расстройств, стал Милтон Эриксон. В своей статье он опубликовал результаты длительных экспериментов, основанных на работе гипнотических опытов Кларка Л. Халла. Эриксоновский гипноз имел существенные отличия от классического варианта гипноза, его можно назвать лёгким трансом для влияния на бессознательное. Суть гипноза заключается в погружении в особое состояние, которое устанавливает связь между сознательным и бессознательным.  Пользуясь данной методикой, можно задействовать внутренние ресурсы для решения поставленных задач. Принято считать, что данный вид гипноза не способен навредить психике человека и абсолютно безопасен при самостоятельном использовании.

Для того, чтобы гипноз был эффективен, необходимо систематически прослушивать запись от 10 до 21 дня, также необходимо помнить, что погружение в сон во время сеанса не уменьшает его терапевтического эффекта.

Следующий метод достаточно известен среди музыкантов – игра перед воображаемой аудиторией. Применяется он на заключительных этапах подготовки, когда программа уже полностью разучена. Суть метода исходит из его названия, музыкант как можно более реалистично должен представить, что играет перед аудиторией и проиграть программу от начала до конца, также желательно записать свою игру и после проанализировать ее.

С помощью этого способа мы заранее можем выявить потенциально слабые места и устранить их.

Еще один способ — это медитативное проигрывание. Данный способ требует от музыканта сосредоточенности и полной концентрации. Суть метода заключается в проигрывании концертной программы, полностью погружаясь в нее. Для начала необходимо проиграть произведение в медленном темпе, поставив задачу не допустить лишних мыслей до конца проигрывания. Если же все-таки концентрация была утеряна, необходимо сражу же восстановить мысленный контроль. Тренируя медитативное погружение, музыкант формирует сенсорные синтезы, создавая ощущение своего единства с музыкальным материалом.

На завершающих этапах подготовки, когда музыкант разучил концертную программу и закрепил ее, следующим шагом станет выявление потенциальных ошибок, которые могут возникнуть во время концертного выступления.

Для того, чтобы выявить слабые места, которые могут привести к ошибке, можно использовать следующие способы:

  1. Игра с отвлекающими факторами. Играть программу на фоне посторонних звуков, или более сложный вариант – с закрытыми глазами.
  2. Попросить кого-то во время сложного места произнести слово «Ошибка» или иной вариант психотравмирующего слова, но при этом постараться избежать ее.
  3. Выполнить комплекс физических упражнений, который приведет к учащению пульса (состояние схожее при сильном волнении), и сразу же проиграть программу.

Подготовка к концерту – это важный этап, от грамотного подхода к которому зависит, насколько удачно сложится будущее выступление. Успехи в профессиональной деятельности зависят не только от тщательной музыкальной подготовки, трудолюбия и уровня таланта, но и от таких факторов, как сила воли и психологическая готовность к преодолению препятствий, которые могут встретиться на пути у любого музыканта. Чтобы эти препятствия были преодолены успешно, и музыкант мог всесторонне и в полной мере получить творческую реализацию, необходимо уметь поддерживать себя в оптимальном концертном состоянии. Особенно важно помнить, что нельзя пренебрегать факторами психологической подготовки и стараться внедрять их в свои рутинные занятия.

Учитывая важность подготовки музыканта к концертному выступлению, необходима предварительная работа с ним, обеспечивающая психологическую подготовку к публичному выступлению, помогающую ему справиться с волнением или страхом выступления. Считаем необходимым проводить со студентами творческих вузов цикл занятий пропедевтического характера, которые могут проводиться в форме бесед, консультаций, тренингов психологами, преподавателями по специальности, или устраивать предварительные выступления в концертном зале (репетиции) в кругу своих сверстников, учащихся разных курсов одного класса по специальности, с публичным обсуждением, комментариями, рекомендациями. Такие занятия позволят снизить градус напряжения и волнения молодого музыканта перед публичным выступлением и помогут ему настроиться, активизировать свои внутренние ресурсы для обеспечения оптимального концертного состояния.

 

Список литературы:

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебник и практикум для вузов/ В.И. Петрушин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. – 380 с.
  2. Петрушин В.И.  Психология здоровья: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. 2-е изд., испр. и доп.  Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 381 с.
  3. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологи исполнительской деятельности / Г.М. Цыпин. М.: Музыка, 2014. – 128 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.