Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2023 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Исаева Я.Г. ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ ПОРТРЕТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(165). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(165).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ ПОРТРЕТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ

Исаева Ясемен Гахраман кызы

студент, кафедра дизайна и изобразительного искусства, Вятский государственный университет,

РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель,

д-р пед. наук, доц., проф. кафедры дизайна и изобразительного искусства, Вятский государственный университет,

РФ, г. Киров

TEACHING PORTRAIT DRAWING IN THE CLASSROOM FINE ARTS AT SCHOOL

 

Yasemen Isaeva

Student, Department design and fine arts, Vyatka State University,

Russia, Kirov

Andrey Savinov

Scientific Supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Design and Fine Arts, Vyatka State University

Russia, Kirov

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается методика преподавания графическому рисунку мягким материалом, как способ развития у обучающихся общеобразовательной школы заинтересованности к теме «Портрет» и освоении новых графических материалов.

ABSTRACT

In this article, the method of teaching graphic drawing is changed, which is capable of developing an interest in the "Portrait" and the development of new graphic materials among students of a general education school.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство, портрет, преподавание изобразительного искусства.

Keywords: fine arts, portraiture, teaching fine arts.

 

Изобразительное искусство – одна из основных дисциплин школьного образования. В разные эпохи высказывались различные мнения по поводу изобразительного искусства и ее места в системе образования. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе в настоящее время – это не только ключевая художественная дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, недостатки в освоении которого ведут к серьезному ущербу миропониманию, как материальному, так и духовной культуре [1].

Основной ролью уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе является обучение учащихся правильно анализировать и уметь изображать реалистичные рисунки, приучая школьников к аккуратности и исполнительности. Существует много интересных и разнообразных тем по данной дисциплине, но одним из самых интересных является тема «Портрет». Портретный жанр отлично раскроет способности учащихся и позволит им передать характер через рисунок. Для того, чтобы повысить интерес школьников к урокам изобразительного искусства, необходимо на современном методическом уровне подходить к подготовке и проведению уроков.

В рамках прохождения педагогической практики были разработаны уроки на тему портретного жанра в графике, а именно, мягким материалом. Уроки разрабатывались на основе учебного пособия Н. Н. Ростовцева «История методов обучения рисованию» [2]. Был проведен опрос для учащихся 6-7 классов в МБОУ СОШ №56 г. Кирова, чтобы лучше разобраться в особенностях возраста и индивидуальной характеристике классов, с целью разработать эффективное проведение уроков. Результаты опроса позволили определить в каком направлении следует выстраивать методику проведения уроков, а именно: повторить тему портретного жанра; познакомить детей с мягким материалом; научить учащихся правильно использовать мягкий материал; вспомнить поэтапное построение головы человека.

На основе проанализированных уроков и результатов опроса, были разработаны технологические карты, конспекты уроков и другие методические материалы. Теоретическая часть заключалась в повторении правил построения головы. Повторение помогло учащимся найти правильную композицию и изобразить голову человека пропорциональной. Также теория включала в себя знакомство с таким графическим материалом, как сангина. Учащиеся узнали о свойствах и преимуществах мягкого материала.

Практическая работа в классах заключалась в изображении портрета человека мягким материалом (сангиной). В 6 классе учащиеся изображали голову человека (девушку или юношу). От учащихся 7 класса требовалось передать образ через портрет. Заданием было изобразить портрет профессиональной направленности. Учащиеся должны были задумать образ, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.

Чтобы графический портрет отражал характер и настроение портретируемого, учащимся, для примера, были представлены работы художников. Было рекомендовано обратить внимание на расположение тела, мимику. Особое внимание уделялось работе со светотенью, чтобы придать реалистичность портрету.

В 6 классе практическая часть выполнялась единовременно с учителем, проговаривалось каждое действие. Дети работали сразу мягким материалом, без использования карандаша. После общего построения головы человека, учащиеся добавляли детали, которые бы отличали их портреты друг от друга. С помощью направления взгляда, мимики и различных внешних особенностей получились разные портреты.

В 7 классе учащиеся тоже работали единовременно с учителем, но построение было дано в более упрощенной форме. Далее перед ними стояла задача передать профессиональную принадлежность портретируемого. Чтобы это сделать, им было необходимо изобразить характерные для данной профессии предметы интерьера, специальную одежду, приборы и т.д. Работая над деталями, необходимо постоянно сравнивать их с общим рисунком и другими деталями изображения. При помощи средств передачи выразительности (точка, линия, пятно) портреты получились контрастными и реалистичными. Также ознакомление с видами портретов помогло изобразить портреты в разных позах.

После проведения занятий стало понятно, что для повышения качества рисунков по теме «Портрет» необходимо использовать наглядные пособия, а именно, презентации. Для 6 классов этапы работы необходимо показывать более подробно, проговаривая каждое действие. С учащимися 7 классов необходимо больше уделять времени на создание образов и передачи характера портретируемого.

Таким образом, методические разработки уроков по теме «Портрет» в общеобразовательной школе могут помочь учащимся внимательнее смотреть на личность человека, понимать его характер, концентрировать свое внимание на эмоциональном состоянии человека и соблюдать пропорции, при этом научатся лучше контролировать свои движения, разовьют технику работы, так как мягким материал требует определенного технического подхода для создания работы. Все это положительно повлияет на образовательный процесс на уроках изобразительного искусства, повысит интерес учащихся.

 

Список литературы

  1. Аникина А.П. Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника / А. П. Аникина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11415/ (дата обращения: 13.05.2023).
  2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: [Учебник для худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов] / Н. Н. Ростовцев. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Просвещение, 1980. – 240 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.