Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2023 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бондаревич Е.С. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ НАТЮРМОРТОМ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(164). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(164).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ НАТЮРМОРТОМ

Бондаревич Екатерина Станиславовна

магистрант, кафедра живописи, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

STAGES OF WORK ON A PAINTING STILL LIFE

 

Ekaterina Bondarevich,

Master's student, Department of Painting, Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методические рекомендации по поэтапному ведению живописного акварельного натюрморта в художественной школе. Определяются основные этапы работы над живописным натюрмортом. Данная статья адресована педагогам художественных школ и школ искусств, читателям, интересующимся вопросами живописи.

ABSTRACT

The article deals with methodological recommendations for the stages of painting watercolor still life in art school. The main stages of working on a painting still life are determined. The article is addressed to teachers of art schools and readers interested in painting.

 

Ключевые слова: натюрморт, живопись в художественной школе, акварельная живопись, изобразительное искусство.

Keywords: still life, painting in an art school, watercolor painting, fine arts.

 

При обучении живописи в художественной школе важная роль отводится натурным постановкам. Выделяются следующие виды натюрморта: учебный, учебно-творческий, сюжетно-тематический, творческий. Учебный натюрморт позволяет развивать живописные навыки и умения, решать конкретные учебные задачи. Живописью натюрморта учащиеся художественной школы занимаются в течение всего обучения — в 1, 2, 3, 4 классах. В процессе работы над учебным живописным натюрмортом изучаются правила композиции, тоновые отношения в постановке, влияние освещения на натуру и передача объема, цветовые и световые контрасты, световоздушная перспектива, нюансы работы материалом.

Различные теоретические и методические аспекты обучения живописи исследовали в своих трудах известные художники-педагоги Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Н.П. Бесчастнов. Методические вопросы организации творческой деятельности рассмотрены в работах В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, С.Е. Игнатьева и др.

Работа над постановкой может быть краткосрочной и длительной. Краткосрочный этюд выполняется за один сеанс, с целью передачи впечатления, быстрого поиска тональных и цветовых отношений.

Длительный этюд выполняется за несколько сеансов, от 6 до 18 часов и даже более. Длительная работа наилучшим образом подходит для глубокого и всестороннего изучения натуры, ее живописно-пластических качеств, ее пропорций, движения, формы, материальности, для освоения техники и технологии живописных материалов [4, с. 369].

При несоблюдении этапов ведения длительной работы, недостаточном уровне владения акварелью, невнимательности, учащийся может потерять мотивацию к занятиям по живописи. Поэтому преподавателю перед началом новой работы следует, оценив уровень и возможности учащихся, продумать постановку: ее тематику, композицию, колорит. Натюрморт составляется исходя из цели и задач темы, возможностей и способностей учащихся. На подготовительной стадии рекомендуется продумать разные вариации одного задания, например, составить не один, а два натюрморта с разным уровнем сложности, так, чтобы они соответствовали цели занятия.

Перед началом работы над натюрмортом в диалоговой форме проводится анализ постановки. Вместе с учащимися определяется композиционный центр, тональный строй, колорит, особенности освещения и др. Затем учащиеся переходят к непосредственной работе над учебной постановкой, следуя поэтапной методике ведения живописного натюрморта.

Особую роль в преподавании живописи, как и любой другой дисциплины, играет последовательность выполнения задания. Разделение всего процесса работы на этапы уменьшит количество возможных, часто допускаемых ошибок, и позволит получить высокие результаты.

Первый этап. Выполнение поисковых эскизов карандашом и создание акварельного этюда натюрморта. Его можно выполнять как по предварительному рисунку, так и без него, хотя отсутствие рисунка значительно усложняет задачу. В акварельных этюдах продолжительность одного сеанса работы с натуры начинается от нескольких минут и длится до нескольких часов, применяются приемы быстрого письма.

Второй этап. Конструктивное построение отдельных предметов, уточнение пропорций и характера форм, построение предметов по законам перспективы на натянутом на планшет листе бумаги. Обязательно нужно сравнивать размеры всех предметов по высоте и ширине. При этом нельзя полностью построить один предмет, потом приняться за другой. Наметив высоту и ширину одного предмета, сейчас же намечается положение другого [3, с. 63].

Третий этап. Выявление большой формы при помощи светотени, установление основных цветовых отношений между предметами и фоном. Начинать цветовую проработку следует с основного цветового тона. Очень важно правильно найти общее цветовое состояние. Верным путем ведения работы учащегося является письмо каждого предмета во взаимосвязи с окружением, когда пишется одновременно 2-3 пограничных цвета с поиском цветовых и тональных отношений 2-3 цветов сразу так, чтобы искомый в изображении цвет зазвучал в полную силу [1, с. 69]. Наметив цветовой тон самого темного места, силу каждой другой тени нужно постоянно сравнивать с этим цветовым тоном и с другими тенями, чтобы избежать тоновых совпадений. Сравнивать нужно тени с тенями, полутона с полутонами, и светлые места между собой. При работе важно учитывать особенности письма акварелью, а именно то, что письмо заливками лучше передает освещенные места, а лессировки – тени. Лессировки применяют в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового цвета, а также для усиления или приглушения его интенсивности. В акварельном натюрморте заливками можно писать освещенные места первого плана, т. к. это помогает передать материальность натуры и фактуру поверхности. Правильно положенный по форме мазок, служит хорошим средством для передачи образного строя натюрморта или модели.

Четвертый этап. Внимательная проработка формы каждого предмета, а также выявление нюансов светотеневых оттенков. Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями предметов, важно тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. Особенность светотени предметов, ограниченных плоскостями, заключается в том, что каждая плоскость имеет свой цвет, отличный от цветов других плоскостей. Освещенные места предметов имеют более четкие контуры. В тени и на дальних планах тоновые и цветовые контрасты слабее, формы не имеют резких очертаний [1, с. 131].

Пятый этап. Обобщение. Следует обобщить детально разработанную, часто дробную и несогласованную в частях форму, т.е. подчинить части и второстепенное главному, установить пропорциональные отношения между одноименными признаками, существующими в натуре. Названные этапы наглядно представлены на рисунке 1 на примере натюрморта с чайником.

 

Рисунок 1. Этапы работы над натюрмортом

 

Знания о последовательности ведения живописного натюрморта помогают учащимся в области акварельной живописи и позволяют добиться высоких результатов, избегая грубых ошибок в учебной работе. Также умение работать поэтапно ведет к развитию понимания принципов выявления объема предметов в пространстве, передачи среды, восприятия формы и систематизации мышления.

 

Список литературы:

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М.: Просвещение, 1989. —197 с.
  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. — М.: Издательство В. Шевчук, 2014. — 368 с.
  3. Секачева А.В. Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений / А. В. Секачева, А. М. Чуйкина, Л. Г. Пименова. — М.: Вече, 2002. — 216 с.
  4. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. — М.: Эксмо, 2013. — 648 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий