Статья опубликована в рамках: CLXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2023 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ ПОРТРЕТА МЯГКИМ МАТЕРИАЛОМ В ШКОЛЕ
TEACHING PORTRAIT DRAWING WITH SOFT MATERIAL AT SCHOOL
Anna Starukhina
Student, Department design and fine arts, Vyatka State University,
Russia, Kirov
Andrey Savinov
Scientific Supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Design and Fine Arts, Vyatka State University,
Russia, Kirov
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается важность обучения школьников жанру портрета в технике мягкого материала, обосновывается необходимость разработки специальной методики обучения портрету.
ABSTRACT
The article reveals the importance of teaching students the genre of portrait in the technique of soft material, justifies the need to develop a special methodology for teaching portrait.
Ключевые слова: изобразительное искусство, портрет, обучение портрету, методика преподавания изобразительного искусства.
Keywords: fine art, portrait, portrait teaching, methods of teaching fine art.
Уроки изобразительного искусства влияют на формирование воображения, способствуют расширению кругозора и развитию мыслительной и творческой активности учащихся [1]. Н. Н. Ростовцев отмечал, что «Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство» [4, стр. 97]. Самым подходящим жанром для развития творческих способностей и оттачивания различных техник рисования является портрет. Попытки передать сходство портрета с натурой, развивают у учащегося видение сходств и отличий характеров, эстетическое восприятие мира. Для повышения интереса учащихся к изобразительному искусству, в том числе к изображению людей, стоит разработать рекомендации для эффективного проведения уроков.
Для достижения высокой эффективности образовательного процесса следует изучить структуру уроков, которые на данный момент, используются для знакомства учеников с жанром портрета [2; 3]. Подход к обучению разнообразен, но в последнее время учителя при разработке урока все реже включают в ход урока процесс рисования с натуры. В основном это связано с ограниченностью времени на самом уроке. Учащиеся выполняют построение головы человека на основе идеальных пропорций, что в свою очередь совсем не акцентирует внимание учащихся на том, что люди имеют отличительные особенности, черты характера. Учащиеся не замечают мелких деталей и недостаточно развивают внимательность.
Для достижения более высоких результатов была разработана методика проведения уроков по рисованию головы человека, на основе которых можно будет выделить положительные и отрицательные стороны обучения и разработать рекомендации для повышения эффективности проведения урока.
В процессе прохождения педагогической практики разрабатывалась методика проведения уроков по выполнению рисунка головы мягким материалом. Основной целью разработанных уроков изобразительного искусства по теме «Построение головы человека. Мягкие материалы» и «Портрет мягким материалом» было ознакомление учащихся с пропорциями головы человека и с основными техниками владения мягким материалом, а именно рисование тонкой и широкой стороной мелка, рисование пятном и ластиком. Помимо этого, в процессе запланировано повторение видов портрета и упражнения для оттачивания техники владения материалом.
Повторение пропорций головы человека выполнялось учащимися вместе с учителем поэтапно с пояснением всех линий. Затем для ознакомления с мягким материалом ученикам было предложено выполнить несколько упражнений, на изучение возможностей материала, а именно на смену толщины линий, работу пятном и ластиком, растирание мелка пальцами и т.д. Данные упражнения повышают внимательность учащихся на своих движениях, развивают моторику и позволяют контролировать силу нажатия на мелок для получения определенного результата. В качестве закрепления темы ученикам было предложено изобразить своего учителя по изобразительному искусству, так же с пояснениями учителя на доске акцентировании внимания на характерных чертах внешности.
По итогу проведения уроков проявилась закономерность в поведении учащихся. Все классы, в которых проводились данные уроки, а именно шестые и седьмые классы МБОУ СОШ № 56 г. Киров не проявляли инициативы при выполнении заданий. При повторении построения головы человека часть учащихся говорило о малом интересе к данной теме, еще часть учащихся переживали по поводу своего уровня рисования, были не уверены в движениях и стеснялись показать свои рисунки учителю. Несмотря на старания учеников, у них не было достаточно времени на изучение данной темы, что привело к неуверенности в своих силах и понизило эффективность обучения.
После проведения серии уроков по теме портрета и включения в методику различных мероприятий, направленных на заинтересованность учащихся к теме портрета, у школьников повысился уровень выполнения работ, и они стали более качественно выполнять рисунки. Школьники так же смогли открыть для себя различные техники рисования, выбрали наиболее удачную для себя технику и выполнили портрет учителя. Часть учеников изобразило погрудный портрет, а часть – поясной. Несмотря на новый материал портреты получились достойные и с соблюдением пропорций. Некоторые учащиеся, после проведенных уроков выразили желание и дальше продолжать развивать навыки рисования портрета.
В качестве рекомендаций для повышения эффективности образовательного процесса через проведение уроков по теме «Портрет» можно отметить увеличение количества уроков на изучение этой темы. Повышение эффективности может происходить с помощью добавления в ход урока рисования с натуры, так как это дает больше возможности учащимся для сравнения полученного результата с оригиналом, и благодаря этому учащиеся приобретают большую уверенность в своих движениях. А главное надо изучить основные пропорции головы человека, поэтапность выполнения портрета (погрудный, поясной, поколенный, в полный рост), отточить навыки владения материалом.
Таким образом, методические разработки уроков по теме «Портрет мягким материалом» в общеобразовательной школе могут помочь учащимся внимательнее смотреть на личность человека, понимать его характер, концентрировать свое внимание на эмоциональном состоянии человека и соблюдать пропорции, при этом научатся лучше контролировать свои движения, разовьют технику работы, так как мягким материал требует определенного технического подхода для создания работы. Все это положительно повлияет на образовательный процесс на уроках изобразительного искусства.
Список литературы:
- Аникина А.П. Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника / А. П. Аникина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11415/ (дата обращения: 13.05.2023).
- Гарбуз Е.А. Конспект урока по ИЗО на тему "Пропорции головы человека" [электронный ресурс] – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-izo-na-temu-proportsii-golovy-cheloveka.html (13.05.23)
- Сидоренко В.М. Открытый урок по изобразительному искусству на тему «Применение мягкого материала при графической работе над портретом А.С. Пушкина» (6 класс) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-primenenie-myagkogo-materiala-pri-graficheskoy-rabote-nad-portretom-as-pushki-1022955.html (13.05.23)
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: [Учебник для худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов] / Н. Н. Ростовцев. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Просвещение, 1980. – 240 с.
дипломов
Оставить комментарий