Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2023 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вахидова К.Ш. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ В МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ ПРОЗЕ А. СОЛЖЕНИЦЫНА («МАТРЕНИН ДВОР», ПАСХАЛЬНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД» И ДР.) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(164). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(164).pdf (дата обращения: 03.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ В МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ ПРОЗЕ А. СОЛЖЕНИЦЫНА («МАТРЕНИН ДВОР», ПАСХАЛЬНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД» И ДР.)

Вахидова Кристина Шевкетовна

студент, кафедра русской и зарубежной литературы, Самаркандский государственный университет,

Республика Узбекистан, г. Самарканд

PUBLICISTIC AND ARTISTIC WORK IN SMALL AND MIDDLE PROSE OF A. SOLZHENITSYN ("MATRENIN'S YARD", EASTER PROCESSION, ETC.)

 

Kristina Vаkhidova

Student, Department of Russian and Foreign Literature, Samarkand State University,

Republic of Uzbekistan, Samarkand

 

АННОТАЦИЯ

В статье сделана попытка разбора художественной и публицистической сторон малой прозы А. Солженицына. За основу взят рассказ писателя «Матренин двор», который, по нашему мнению, лучше всего отображает суть данной темы.

ABSTRACT

The article attempts to analyze the artistic and journalistic sides of A. Solzhenitsyn's short prose. Based on the story of the writer "Matrenin Dvor", which, in our opinion, best reflects the essence of this topic.

 

Ключевые слова: публицистика, издание, художественность, образ.

Keywords: journalism, publication, artistry, image.

 

А.И. Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение, и признание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Солженицына определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису.

В основу изучения творчества А.И. Солженицына положен социологический подход. Проблемно-тематический принцип анализа художественных произведений объясняется их художественно-документальной природой и своеобразным художественным решением наиболее значимых для жизни общества проблем.

Характернейшая черта Солженицына — острота и критичность мысли, рождающей недоверие к принятым политическим и общественным установкам и догмам. В юности искренне принимающий советскую действительность и романтизирующий революцию (характерно, что замысел юношеского романа о первой мировой войне получает название «Люби революцию»), он в конце войны, капитаном, фронтовым командиром с боевыми наградами, видит окружающий мир уже по-другому (не сомневаясь еще в основах большевизма, он считает, что Сталин отошел от ленинских заветов) и делится своими «политическими негодованиями» в письмах к другу, воевавшему на другом фронте.

Писательские интересы Солженицына необычайной широки — по сути это вся трагическая история жизни русского народа от первой мировой войны до наших дней; жанровый диапазон очень велик — от рассказа до огромной эпопеи. Особую роль в его творчестве играет лагерная тема, центральное произведение которой «Архипелаг ГУЛАГ» — по авторскому определению, «художественное исследование», [3, c.15] соединяющее литературу с документальным свидетельством, художественное начало с публицистическим. Это не только история репрессий в государстве с 1918 года, это огромный памятник всем, кто прошел лагерный путь.

Рассказы А.И. Солженицына «Матрёнин двор» (1959) и В.Г. Распутина «Изба» (1999) разделяют сорок лет, однако между ними существует внутренняя связь, их сближают социально-публицистическая заостренность проблематики, реалистически-достоверная основа повествования, тип героини и особенности построения авторской модели мира. Уже в первых своих произведениях Солженицын «выдвинул новую шкалу ценностей, новый язык» [3: с. 8], открыл необыкновенные характеры – праведников, стоиков, «рыцарей». Исследователи обратили внимание на «огромный импульс», который дал рассказ «Матрёнин двор» всей деревенской прозе: она стала не просто крестьянской, а христианской [4: с. 87]. В русской литературе второй половины ХХ века образ Матрёны открыл целую череду женских характеров, типологически восходящих к нему, среди них и героини Распутина: Анна из «Последнего срока», Дарья из «Прощания с Матерой» и Агафья из рассказа «Изба». Сближает распутинских «старух» с Матрёной то, что Жорж Нива выделил как главное в героине Солженицына: она – «символ самоограничения, выживания нетронутой и потаённой народной культуры» [1].

Как известно, поначалу рассказ Солженицына назывался «Не стоит село без праведника». Это заглавие непосредственно связывало читательские ожидания с образом Матрёны. Измененное по совету А.Т. Твардовского, напечатавшего рассказ в журнале «Новый мир» (1963, № 1), заглавие «Матрёнин двор» переключало читательское внимание на конфликт произведения и основной сюжетный мотив утраты дома.

Образ Матрёны раскрывается в произведении исподволь, постепенно психологически усложняясь и обретая цельность и завершенность. В.А. Чалмаев определил процесс создания ее образа как «неожиданный эффект психологического расширения, укрупнения портрета. Именно эта героиня Солженицына с ее нехитрыми заботами, с бедными радостями («справила пальто из ношеной железнодорожной шинели») может быть поставлена в один ряд с самыми крупными характерами прозы» писателя [2, с.84].

Таким образом, Солженицын в финале рассказа раскрыл кодовый смысл образа Матрёны, что стало художественным открытием автора, запечатлевшего тип героини, характерный для русской деревенской прозы второй половины ХХ века.

 

Список литературы:

  1. Смирнова Альфия Исламовна Образ героини и семантика дома в рассказах А. И. Солженицына «Матрёнин двор» и В. Г. Распутина «Изба» // CCS&ES. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-geroini-i-semantika-doma-v-rasskazah-a-i-solzhenitsyna-matryonin-dvor-i-v-g-rasputina-izba (дата обращения: 12.05.2023).
  2. Синенко В.С. Этика стоицизма Александра Солженицына. – Уфа: Изд-во «Восточный университет», 1999. – 136 с.
  3. Солженицын А.И. Матрёнин двор // Солженицын А.И. Малое собр. соч.: Рассказы. – М.: ИНКОМ НВ, 1991. – С. 112–146.
  4. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына: учебное пособие. – 3-е изд. М.: Флинта : Наука, 2009. – 384 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.