Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2023 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шунина М.А. АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПАВЛА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР НОВОГО ЗАВЕТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(159). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/5(159).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПАВЛА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР НОВОГО ЗАВЕТА

Шунина Мария Алексеевна

студент, кафедра журналистики, Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

В работе рассмотрены апостольские послания Павла в ключе жанровой разновидности Нового Завета. Было проведено исследование структуры посланий. Рассмотрены уникальные элементы посланий Павла с эллинистической риторикой, но также определенными фигурами речи, которые нередко встречаются в ветхозаветной письменности.

ABSTRACT

The work examines the apostolic epistles of Paul in the key of the genre variety of the New Testament. A study of the structure of messages was conducted. The unique elements of Paul's epistles with Hellenistic rhetoric, but also certain figures of speech, which are often found in the Old Testament writing, are considered.

 

Ключевые слова: апостольские послания, Новый Завет, литературный жанр, жанровые формы, богослужебные тексты.

Keywords: apostolic epistles, New Testament, literary genre, genre forms, liturgical texts.

 

Апостольские послания – это отдельная жанровая разновидность богослужебных текстов, которые выполняют напутственную роль для православных людей.

Их возникновение и распространение связано с продвижением православной религии в массы, появлению учения Христова. Апостолы путешествовали по всему миру и так проповедовали Богооткровенные истины христианского благочиния.

Среди апостольских посланий внимание ученых и исследователей привлекают тексты апостола Павла.

Апостольские послания Павла включают в себя обращение и к целевой аудитории этих текстов: христианскому народу, - однако они все же имеют более масштабный характер распространения, так как послания носят в себе напутственный характер для всего мира. Это первый уникальный элемент апостольских посланий Павла.

Следующий – жанровая принадлежность посланий.

В апостольских посланиях Павла прослеживаются традиции эпистолярного жанра, который был распространен в то время в иудейском и греко-римском обществе. Однако при этом послания обладают неповторимостью: Павел чаще проявляется в текстах библейский дух, его слог более свободный и самобытный.

Исследования и зарубежных, и отечественных авторов позволяют выделить структуру построения посланий:

  1. Открывающая формула или вступление – имеет название прескрипт;
  2. Благодарение – имеет название проемий. Он нередко входит в состав вступления.
  3. Основная часть;
  4. Заключительная часть – имеет название эсхатокол [4, с. 162].

Представленная структура построения посланий использовалась Павлом во многих его текстах.

Введение в посланиях апостола Павла строится по принципу «отправитель-адресат», то есть он обращается к читателям с некими наставлениями, которые, по его мнению, считаются правильными. В данном случае, это основные аспекты учения Христова.

В введении присутствует приветствие читателя. Апостол Павел использует такие речевые конструкции, как «благодать вам и мир». В греческом варианте приветствие такое: «радоваться».

В приветствие также имеется благодарение: Павел выражает свою благодарность Богу. Нередко именно в этой части послания апостол выделяет его главный посыл.

Следующий элемент послания – это основная часть. Павел использует такие конструкции во вступлении к основной части, как: «умоляю вас братия…», «желаю, чтобы вы знали…». Апостол Павел описывает здесь бытовые жизненные ситуации, которые случались с реальными людьми, с кем ему приходилось встречаться или кого он видел. Это делает тексты Павла насыщенными и яркими.

В посланиях апостол Павел нередко делит основную часть на две. Четко разграничиваются доктрины и нравственные догмы христианского учения.

Уникальным дополнением к посланиям являются комментарии апостола Павла. В них он рассуждает о будущем, о своих планах, о путешествиях и т.п.

В заключении посланий апостол Павел, как и в начале, использует приветственную форму. Однако здесь она выполняет иную роль: дается апостольское благословение. У греков это имело форму стандартного и привычного для современного человека слова «прощай» или обычного пожелания крепкого здоровья.

Послания Павла также отличаются в заключении и тем, что апостол описывает свои чувства, эмоции. Апостол также символично рассуждает о Конце света, Втором Пришествии Христа и Антихристе. Эсхатологические идеи всегда присутствуют в его творчестве.

Еще одной характерной особенность посланий апостола Павла является использование в них диатрибы – беседы. Они имеют форму, похожу на риторический вопрос и ответ на него.

Иногда диатрибы пишутся в форме речи, которая прерывается вопросами или возражениями воображаемого оппонента. Его личность не раскрывается, он является «тенью» или проекцией, которая накладывается самим читателем.

Форма беседы позволяет выстроить диалог с читателем. Автор дает понять, что человек участвует в разговоре. Этот эффект достигается при помощи использования вопросов, которые задает апостол непосредственно читателю, или приглашения к обсуждению.

Диатрибы выполняют следующие функции:

- наполнение текста диалектической живостью и яркостью;

- ясность изложения;

- создание эффекта «присутствия» с помощью выражения реальных чувств человека.

Диатриба имеет отличительные признаки: присутствие нравоучения, обличение неверных идей, опровержение взглядов, которые противоречат проповеднику, ироничное отношение к оппоненту. При этом также в диатрибах почти не используются сложные лексические конструкции, все описывается кратко и ясно.

Другая отличительная особенность посланий апостола Павла, которое позволяет относить его творчество не только к эллинистической риторике, но и к ветхозаветной письменности, это наличие параллелизма.

Параллелизм – это способ построения предложений, которые имеют одинаковую синтаксическую структуру.

Нередко в посланиях используются хаизмы – способ построения предложения или словосочетания, когда последовательность двух элементов имеет крестообразную структуру. Например, «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг (А) народ Свой (В)? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова (С). Не отверг Бог (А’) народа Своего (В’)» (Рим. 11:1-2). Могут встречаться и более сложные формы хиастического параллелизма, которые могут состоять из четырех или более полустиший.

Для того, чтобы понять разницу между послания апостола Павла и другими античными текстами, в особенности, письмами, с которыми их часто путают, стоит обратиться к исследованиям различных ученых.

Одним из них был Адольф Дайсман, который провел грань между письмами и посланиями [1, с. 4]. Письма, по Дайсману, имеют такую же структуру и смысл, что и те, с которыми мы сталкиваемся в современном мире. Эти произведения появлялись случайно, но их не стоит относить к литературному стилю, так как их писали обычные люди, адресовали тексты конкретным лицам.

Послания же по Дайсману – это литературные произведения, которые предназначались для публикации или, «…по крайней мере, для публичного чтения» [3, с. 305].

Следуя этой классификации, Дайсман, а вслед за ним и Раймонд Браун, ошибочно отнес послания Апостола Павла к письмам.

Современные ученые в большинстве своем не принимают предложенную Дайсманом классификацию или же вносят значительные коррективы. Об этом, например, говорит Джон Макрей в своей книге «Жизнь и учение апостола Павла» [3, с. 305]. Он приводит другую классификацию, предложенную Баром в «Subscriptions in the Pauline Letters» [3, с. 311-312]. Согласно определению последнего, среди древнегреческих рукописей можно выделить еще так называемые записи. Записи – это «отчет третьей стороны об устном соглашении, достигнутым двумя сторонами» [3, с. 311-312].

Письма представляют собой общение в письменной форме между двумя сторонами. Запись – это не форма общения, она «имеет вторичную значимость», как «фиксированная форма вторичного соглашения» [3, с. 305].

Таким образом, среди произведений античной литературы мы имеем послания, письма и записи. Бар считал, что послания апостола Павла правильнее отнести к записям. Сам Дж. Макрей считает, что выводы Бара натянуты и, касательно посланий Апостола Павла, мы имеем дело с «творческим объединением как официальных, так и неофициальных условностей составления античных писем» [3, с. 314].

Роберт Гандри представил статистику, по которой показал, что объем литературных посланий апостола Павла отличаются от греко-римских. В посланиях апостола Павла объем слов от 300, в греко-римских – не больше 90 слов.  По мнению Гандри, Павел «основал новый литературный жанр, жанр послания – новый в части длинны такого письма» [2, с. 331].

Так, послания апостола Павла невозможно отнести к какому-то определенному литературному жанру, включая в себя такие жанры, как диатрибы, толкования, гимнографии, автобиографии. При этом апостол продолжает традиции эпистолярного жанра Он также использует некоторые элементы из различных раннехристианских текстов.

Таким образом, апостольские послания Павла можно выделить в отдельный жанр Нового Завета. Они обладают самобытностью, уникальностью, при этом сочетая в себе деталей множества религиозных текстов иудейской и греко-римской эпохи.

 

Список литературы:

  1. Браун Р. Введение в Новый Завет. – Т. 2 – М.: Библейско-богословский институт, 2007 – 1021 с.
  2. Гандри Р. Обзор Нового Завета/ Пер. с англ. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2001. – 493 с.
  3. Макрей Д. Жизнь и учение апостола Павла. – Черкассы: Коллоквиум, 2009. – 534 с.
  4. Сорокин А.В. Христос и Церковь в Новом Завете. – М.: Новоспасский монастырь, 2012 г. – 648 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.