Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Барахоева Л.Б. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(152). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(152).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

Барахоева Лейла Беслановна

студент, кафедра уголовного права и процесса,  Российский государственный гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

MANAGEMENT OF THE INSTITUTION FOR THE PROTECTION OF PARTICIPANTS IN THE ADMINISTRATION OF LEGAL PROCEEDINGS DURING THE PERIOD OF PERESTROIKA

 

Fariza Barakhoeva

student, Department of Department of Criminal Law, Russian State University for the Humanities,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Настоящая работа развитию института защиты участников уголовного судопроизводства в период перестройки. Рассматривается ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

ABSTRACT

This work is devoted to the history of the formation and development of the institute for the protection of participants in criminal proceedings during the period of perestroika. A number of legal acts regulating certain aspects of ensuring the safety of participants in criminal proceedings are considered.

 

Ключевые слова: Уголовное судопроизводство; обеспечение безопасности; участники уголовного процесса.

Keywords: Сriminal justice; security; participants in the criminal process.

 

Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства является гарантией самого правосудия – гарантией не менее важной, чем право обвиняемого на защиту и иные основополагающие традиционные институты уголовного судопроизводства. Это государственная задача, обязанность государства, выполнение которой направлено на обеспечение как публичных, так и личных интересов [7, с. 61]. Резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности. Криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов, совершают противоправные деяния, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом.

О нормативном регулировании обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства ни в Советском Союзе, ни в первые годы существования Российской Федерации говорить не приходится, поскольку до периода перестройки в подобных мерах не было необходимости.

Как результат, в начале 90-х гг. в России возникла острая необходимость в принятии нормативно-правовых актов, регулирующих защиту свидетелей. Это было обусловлено следующими причинами.

Во-первых, наличием пробелов в законодательстве. Государству, обществу, законодателю, в частности, понадобилось около 15 лет, чтобы сформировать законодательную основу для регулирования данных общественных отношений.

Во-вторых, особенностью процессуального положения свидетеля. Он субъект уголовного, уголовно-процессуального права, показания которого являются условием успешного раскрытия и расследования преступления.

В-третьих, состояние общества, которое характеризуется экономической и политической нестабильностью, ростом межнациональных конфликтов и преступности, и в котором лица, задействованные в уголовном судопроизводстве, оказались незащищенными. Возросло количество посткриминального воздействия на лиц, участников уголовного судопроизводства. Такое воздействие осуществлялось в целях заставить отказаться от намерения содействовать правосудию, прекратить это содействие, а равно из мести за оказанное содействие.

Российский законодатель в 1989 г. ввел в уголовный закон сразу несколько норм, направленных на обеспечение уголовно-правовой охраны участников уголовного процесса. Так, в главе 8 появились статьи, предусматривающие уголовную ответственность за вмешательство в разрешение судебных дел (ст. 176.1), угрозу или насильственные действия в отношении судьи, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и их близких родственников (ст. 176.2).

Начало системной работе в области обеспечения мер безопасности участников уголовного судопроизводства было положено с принятием в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, гарантировавшей всем гражданам права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права [1, ст. 22]. Свобода человека, его честь и достоинство, как высшая ценность общества, были подтверждены Декларацией прав и свобод человека.

Конституция Российской Федерации в полной мере продолжила наметившиеся тенденции, провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью. Кроме того, обязанностью государства является их защита (ст. 2, ст. 45 Конституции РФ). Ст. 52 Конституции РФ гарантирует потерпевшим от преступлений охрану их прав, обеспечение доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Поскольку ч. 4 ст. 15 Конституции РФ рассматривает общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части правовой системы государства, можно с полной уверенностью утверждать, что международные правовые акты в области защиты прав человека имеют существенное значение в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства.

Концепция судебной реформы, принятая в 1991 году, указала на необходимость «определить эффективные меры защиты лиц, сотрудничающих с правосудием, включая возможность смены их места жительства и обмена документов» [2, ст.1435].

В 1995 г. в Уголовном кодексе РСФСР появилась статья, устанавливающая ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и их близких родственников [4, ст.591]. Концепция судебной реформы, принятая в 1991 году, указала на необходимость «определить эффективные меры защиты лиц, сотрудничающих с правосудием, включая возможность смены их места жительства и обмена документов».

Реализация мер, направленных на обеспечение защиты участников уголовного судопроизводства, привела к появлению новых норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение посягательств на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность (ст. 295 УК РФ).

Также была установлена уголовная ответственность за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ). Сохранилась норма, предусматривающая наказание за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ).

Следует отметить, что уголовный закон определяет в качестве охраняемых лиц не только непосредственных участников уголовного процесса, но и их близких. Это вполне обоснованно, поскольку посткриминальное воздействие на близких лиц может вынудить потерпевшего, свидетеля и других участников процесса отказаться от содействия правосудию.

Очередным одним шагом к созданию полноценного института безопасности участников уголовного судопроизводства стало принятие в 1995 г. Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [3, ст.1455]. Нормативным правовым актом был определен круг лиц в отношении которых могут применяться меры безопасности, а также перечень самих мер в число которых вошли: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.

Не смотря на значительные прогресс в ликвидации пробелов в нормативном правовом регулировании обеспечения безопасности, указанный Федеральный закон не распространялся на непрофессиональных участников уголовного судопроизводства, таких как свидетели и потерпевшие и др. В силу ряда причин соответствующий законодательный акт был принят лишь в 2004 г. Его положения во многом повторяют нормы, получившие закрепление в Федеральном законе от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ. Вместе с тем он унаследовал от предшественника и многие его недостатки. В частности, не раскрывалось содержание и порядок реализации, закрепленных в нем мер безопасности. [5, ст. 35]

Новой вехой развития данного института стало принятие в 2004 г. Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» №119-ФЗ, давшего понятие государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, перечислившего основные меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также основания их применения. В целях реализации данного Федерального закона Правительство РФ приняло программы «Об обеспечении безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Также во исполнение данных федеральных законов принят целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, использование которых возможно, как до возникновения уголовно-процессуальных правоотношений, так и после.

Таким образом, лишь с 80-90-ых гг. XX века в связи сложившейся в стране социально-экономической обстановкой началось формирование нормативной основы будущего правового института, своеобразным апогеем которой явилось включение в УПК РФ ряда норм, регламентирующих данный институт, а также принятие Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» №119-ФЗ, устранившего существенные пробелы правового регулирования.

 

Список литературы:

  1. «Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 июня 1990 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
  2. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 31.10.1991. № 44. Ст. 1435
  3. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
  4. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. 24.04.1995. № 17. Ст. 1455.
  5. Лукинский, А. В. Становление и развитие института государственной защиты: историко-правовое исследование: диссертация кандидата юридических наук: - М., 2013. С. 35.
  6. Петрухин, И. Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). – М., 1999. – с. 64.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.