Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 ноября 2022 г.)

Наука: Политология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рассыльщикова К.В. ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ КАК СИМУЛЯКР ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(151). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21(151).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ КАК СИМУЛЯКР ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Рассыльщикова Ксения Васильевна

студент, кафедра прикладной политологии, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

COLOR REVOLUTIONS AS A SIMULACRUM OF THE POLITICAL PROCESS

 

Ksenia Rassylschikova

student, Department of Applied Political Science, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблематике цветных революций с точки зрения философии постмодерна, а именно симуляции политического процесса.

ABSTRACT

This article is devoted to the problems of color revolutions from the point of view of postmodern philosophy, namely the simulation of the political process.

 

Ключевые слова: симуляция, демонизация, политический процесс, революция.

Keywords: simulation, demonization, political process, revolution.

 

Рассматривая феномен цветных революций в политической науке разделяются подходы понимания данного феномена, разница которого различается в определении главного действующего актора. Данный феномен предлагается рассмотреть с позиции политической философии Жана Бодрийара, а именно с концепции симулякра.

В политической философии Бодрийара симуляция и симулякр занимают ведущее место, разница заключается в том, что первая категория – это инструментальное наполнение, а также механизмы изменения восприятия, в то время как второй уже обозначает готовую концепцию измененной реальности [1, с. 32]. Достижение реализации симуляции достигается такими важными вещами как потребление, соблазн, гиперреальность, а также демонизация внешнего мира. Симуляция позволяет создать имитацию мифологического переживания для субъекта, который переживает трансперсональный опыт через органы сенсуального восприятия. Актуальность данного подхода заключается в том, что предложенные методы обходят политическую проблематику кризиса идеологии и ценностей, а также проблему коммуникативной связи и целостности политических институтов и политического мифа. [2, с. 55].

Проблема политической идеологии выражается в однотипности предложенной картины между различными течениями, где разница выражается только в названии, также это относится к аксиологической парадигме общества, в которой преобладает релятивизм. Следовательно, это вызывает проблему организации общества, потому что общая повестка полностью стирает социальные и классовые границы. Это также связано с кризисом политического дискурса [3, с. 43], а также развитием потребления, которое сглаживает классово-социальные противоречия. Политические институты выражаются в застывших механизмах политического процесса, в то время как общество переживает модернизацию и отход в несистемное пространство, поэтому традиционные модели коммуникации перестают быть эффективными.

Следовательно, для мобилизации населения используется воздействие потреблением, создавая идеальный образы реальности, которые можно достичь посредством приобретения, которые в свою очередь позволят пережить трансперсональный опыт [3, с. 65]. Также этому способствует феномен «ретро», который для консервативно настроенной части общества предлагает создать иллюзию традиции и истории, в то время как связи с реальной историей нет. Данный же опыт создает для восприятия гиперреальность, в которой субъект наиболее оторван от реальности, что является завершающей стадией для симулякра.

Также стоит сказать о психологии масс, которая является важнейшей составляющей для концептуальной целостности политического процесса постмодерна. С момента массовых движений ХХго века технологии формирования масс не изменились [4, с. 98]. А принцип, при котором увеличивающийся объем массы также пропорционально откатывает общее сознание до первобытного состояния, актуализируется в условиях развитого глобального сетевого общества. Благодаря развитию медиа пространства процесс демонизации и создания гиперреальности осуществляется намного легче, также, как и мобилизация массы посредством вовлечения в соблазн, в рамках которого масса думает, что способна изменить свое положение. Также сама революционная разрядка в митингах и беспорядках позволяет достичь желаемого политического результата.

Данные феномены являются результатом системного общественного преобразования, ведь общество потребления приводит к структурному упрощение жизненного пространства, завлекая прекрасным образом, на фоне чего традиционный политический дискурс кажется безжизненным и пустым. В свою очередь это приводит сами институты к необходимому брэндингу в погоне за аутентичностью с потенциальным избирателем. Это в свою очередь превращает политику в консюмеризм, а политические институты становятся только менеджеристкой направленности, для удовлетворения спроса на эмоциональные посылы и погонями за имиджем с постановкой скандалов [5, с. 110]. В стратегическом плане институциональное действие политических акторов может прийти к кризисной стагнации, которая будет состоять только в решении потребительских запросов ради поддержки колеблющихся избирателей, что в макроцикле может привести к экономическим и социальным кризисам.

Если рассматривать сами цветные революции, то это данный феномен с одной стороны продолжает волны демократизации [6, с. 84], а с другой стороны показывает противоречия гражданского общества и неспособных политических институтов построить стабильную политическую систему. В рамках данного политического процесса происходит изменение политического режима, либо рокировка политических элит. Способы достижения данного преимущественно реализуются через методологию построения симулякра. В рамках данного симулякра выстраивается порядок поляризации общества, что позволяет избегать затруднений в построении целостной идеологической концепции, воздействуя только на иррациональную сторону человеческой личности. Также это сопровождается медиа-информационным влиянием на массовое сознание, благодаря чему нынешняя система власти и ценностей демонизируется, сплачивая массу на противостояние режиму. Следовательно, тут мы видим конечный порядок симуляции, когда реальность утеряна, а изначальный посыл не до конца понятен. Это возникает в силу того, что данная революция на данный момент не приносит существенных изменений кроме дестабилизации государства, не смотря на то что это издержки переворота. С другой стороны, данный способ представляется эффективным механизмом обновления политической системы, учитывая указанные проблемы потребительства для политики. Симулякр позволяет произвести временный откат общественного сознания к состоянию активности общества модерна, потому что лозунги создают иллюзию возвращенной исторической связи и ценностей. Это позволяет осуществить модернизацию институционального пространства до возникновения нового момента цинизма и гражданской апатии. С точки зрения синергетики это можно обозначить как политический макроцикл, где цветные революции в перспективе должны занять позицию точек бифуркации функционирования самоорганизующийся системы.

Но если рассматривать в рамках данного подхода, то для политической элиты данный политический процесс выглядит эффективным механизмом управления, в рамках которого можно минимизировать затраты на идеологическое обслуживание населения, ведь для реализации необходимого плана достаточно создать аксиологическую имитацию переживания проблемы, чтобы создать образ визуального разрешения противоречия. Также это позволяет осуществлять политическую мобилизацию на любые решения элит или контрэлит.  Также данный подход позволяет для политической системы создавать гибкие стратегии решений проблем, если использовать описанный механизм как методологию нового вида политического процесса.

На основании рассмотренного подхода политической философии, можно сказать что в рамках общества постмодерна полностью переосмысляются и реконструируются практики политического процесса, а также политического управления. Постидеологическое пространство расширяет возможности воздействия на иррациональную природу человека, а также это позволяет легко менять аксиологическое определение любого действия. А соблазн в рамках потребления позволяет вовлечь и полностью мобилизовать гражданское общество на политическое действие. Стоит также сказать, что современные медиа прекрасно позволяет создавать гиперреальность. Данный феномен следует воспринимать не как кризисное состояние, а скорее, как новый этап развития политических систем, которые вырабатывают методологию политики уже в реальности отсутствия идеологии и при наличии аксиологического релятивизма. Таким образом, технологии цветных революций можно считать проявлением политики постмодерна.

 

Список литературы:

  1. Бодрийар Ж. Симуляции и Симулякры.М.: Издательский дом Постум, 2015.
  2. Бодрийар Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.
  3. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Издательство «Ad Marginem», 1999
  4. Blumer H. Collective Behavior. New Outline of the principles of Sociology. N.Y., 1951.
  5. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. М.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2021.
  6. Пшеворский А. Переходы к демократии. М.: Путь, 1993.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.