Статья опубликована в рамках: CIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2020 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО_ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
АННОТАЦИЯ
Автор рассматривает проблему разработки методики развития творческого воображения старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности, применимой родителями самостоятельно в условиях семейного воспитания. Выявлены подходы для разработки такой методики, описаны примеры возможных заданий.
Ключевые слова: творческое воображение, старший дошкольник, художественно-игровая деятельность, совместная деятельность, семейное воспитание, методика развития творческого воображения.
Целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО устанавливает обладание ребенком развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Целевые ориентиры – это основания преемственности дошкольного и начального общего образования, суть которой состоит в наличии у ребенка сформированных предпосылок к учебной деятельности. Поскольку успешное развитие общих способностей, творческого воображения зависит от ближайшего окружения, от родителей ребенка, постольку важно именно в семье создавать условия для их развития. Затем к этому процессу подключаются педагоги, которые, обладая специальными знаниями в соответствующих областях, могут развить потенциальные возможности ребенка. Все необходимые качества воображения возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Однако, значительная часть родителей не уделяет развитию собственно воображения должного внимания и нацелена на обучение детей чтению, письму и математике, то есть делает упор на учебную деятельность.
Однако ведущая деятельность для дошкольного возраста – это игра, а центральное возрастное психологическое новообразование – воображение. Психическое развитие детей обусловлено периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Таким образом, именно игровая деятельность способствует наиболее успешному развитию ребенка на этапе дошкольного детства, обеспечивая развитие центрального психологического новообразования ребенка.
Общностью с игровой деятельностью, позволяющей развивать воображение, обладает также и деятельность художественная. Такая деятельность применительно к детям дошкольного возраста обладает характеристиками, присущими игре: образным началом, условностью языка, действий и ситуаций, эмоциональной непосредственностью мотивов, увлеченностью и интересом к самому процессу действия.
Психологические исследования показывают, что именно общение ребенка с значимым для него взрослым является решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества такого общения зависит уровень будущих способностей, его характер. Вместе с тем, не каждое общение с ребенком выступает таким развивающим фактором, а лишь то, которое направлено на развитие потенциала дошкольника, когда взрослый организует деятельность ребенка, представляет образцы деятельности, стимулирует ребенка к самостоятельной деятельности, оказывая ему необходимую помощь.
Художественно-игровое взаимодействие ребенка с родителями позволяет активизировать творческое воображение старшего дошкольника, так как включает в себя два наиболее естественные для старшего дошкольника вида деятельности, развивающие его воображение, – игру и художественную деятельность. Стремление к общению с значимым взрослым является важной потребностью на данном возрастном этапе. В игре и художественной деятельности с взрослым ребенок стремится поделиться своими интересами, художественными переживаниями, что придает совместной художественно-игровой деятельности ребенка с родителями эмоционально-ценностный характер, что положительно сказывается на мотивации ребёнка к такой деятельности.
Специально подобранные игры и игровые ситуации с художественным содержанием, выступают эффективным средством развития творческого воображения. Для условий семейного воспитания, где родители сами не обладают изобразительными навыками, и как правило, достаточным количеством времени, наиболее подходящими являются игры и игровые ситуации, подобранные с опорой на выразительную, то есть мотивационную, а не изобразительную сторону художественной деятельности.
Учитывая изложенные выше положения, встает вопрос, какова наиболее применимая для условий семейного воспитания является методика развития творческого воображения в совместной художественно-игровой деятельности детей и родителей?
По нашему мнению, такая методика должна реализовать идею субъект-субъектных отношений участников творческого процесса – детей и родителей обеспечивать творческий рост ребенке при поддержке со стороны значимых взрослых.
При разработке методики целесообразно применение деятельностного и диалогического подхода с опорой на методы, соответствующие усложняющимся этапам творческого роста детей: от развития мотивации к творчеству к способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей и к самовыражению при самостоятельном создании оригинальных образов.
Деятельностный подход предполагает, что именно в обучении, основанном на деятельностном подходе, формируется творческая личность, в том числе и дошкольника. Последнее определяется, прежде всего, содержанием, средствами и способами, которые ребенок осваивает в процессе деятельности.
Данный подход определяет учет возрастных особенностей детей при построении образовательного процесса, сензитивных периодов развития ребенка. Для дошкольников такими видами деятельности названы игра, художественная деятельность, используемая при разработке методики развития творческого воображения.
Учет деятельностного подхода при формировании содержания образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
Деятельность –это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. На первом этапе обучения деятельности предполагается совместная деятельность ребенка под руководством взрослого. Деятельностный подход влияет на развитие критериев творческого воображения следующим образом.
Беглость (продуктивность) воображения – путем стимулирования детей на активное высказывание своих мыслей, выполнение решений, составление заданий, результат которых оценивается количественно.
Оригинальность – использование установки на творческое, необычное выполнение заданий, обучение использования механизмов воображения, выделение достаточного количества времени на выполнение задания, что возможно именно в условиях семейного воспитания при отсутствии временных рамок занятия, использование нестандартных техник, задание на дорисовывание, придумывание.
Гибкость - использование поочередной подачи информации о новых проблемных ситуациях, обучения приемам творческого воображения, применение дидактических игр, в процессе которых ребенок усваивает приемы творческого воображения, задания с отсутствующим готовым решением с целью нахождения ребенком разнообразных новых решений.
Диалогический подход наиболее соответствует такому принципу ФГОС ДО как личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Согласно данному подходу, личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий с окружающими. Ключевым понятием данного подхода является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта в социальной ситуации развития ребенка. Установление подобных взаимоотношений возможно только в случае обоюдного соблюдения интересов ребенка и взрослого, понимания детства как периода жизни значимого самого по себе, тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Взаимодействие с взрослым взрослых в рамках единого смыслового пространства способствует развитию личности ребенка. Диалогический подход предполагает преобразование позиций взрослого и ребенка в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связано не с передачей знаний «сверху», а с актуализацией, стимулированием активности ребенка. Применение этого подхода помогает создать единство субъектов деятельности – ребенок и взрослый с целью творческого развития участников взаимодействия, такое сотрудничество субъектов, при которой совместно осознанными и реализуемыми действиями обеспечивается активность сторон. Таким образом, в рамках данного подхода развитие творческого воображения опосредовано совместной творческой деятельностью и общением ребенка и взрослого.
Диалогический подход при разработке методики развития творческого воображения в условиях семейного воспитания способствует развитию критериев творческого воображения с помощью отбора и построения занятий таким образом, что родитель и ребенок вместе участвуют в выполнении задания, взаимной направленности вектора активности, эмоциональной окрашенности занятий.
Таким образом, в целях развития творческого воображения старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности деятельностный подход дает знание о наиболее эффективных методах и средствах, формах развития творческого воображения старших дошкольников, а диалогический ограничивает содержание художественно-игровой деятельности наличием общего семантического поля, равноправных позиций участников деятельности при взаимодействии ребенка с родителем.
Применение деятельностного и диалогического подходов позволяет создать психологическое единство субъектов, благодаря которому происходит процесс развития творческого воображения, обусловленный необходимостью удовлетворения потребности ребенка в общении с значимым взрослым. Использование при разработке методики подходы, методы, формы и приемы развития творческого воображения позволяют вовлечь детей в совместную творческую деятельность с родителями, обеспечить развитие умений и навыков применения средств художественной выразительности, создания образов.
Концептуальной основой для разработки методики может являться принцип идеальности, означающий, что занятия не требуют специального оборудования и могут быть проведены в любое время, а также требования простоты выполнения.
В методику развития творческого воображения целесообразно включение усложняющихся этапов, обеспечивающих творческий рост детей, что выражено в том, что однотипные задания на формирование умений применения одних и тех же приемов творческого воображения (например, типизация, агглютинация) и средств выразительности (форма, цвет) применены на каждом из трех этапов методики с повышением уровня самостоятельности выполнения.
Методика должна быть построена таким образом, что занятия, направленные на развитие того или иного навыка, помещены в каждом из этапов. На первом этапе, в основном, родители демонстрируют тот или иной образец действий, объясняют их целесообразность. На втором этапе создание образов происходит совместно, применяется эвристический метод. На третьем этапе детям даётся больше самостоятельности в творческом самовыражении на основе пройденного материала. При выполнении заданий, сформулированных на каждом последующем этапе, дети могут использовать опыт, приобретенный на предыдущих этапах.
Каждое занятие начинается с разминки, создающей положительный эмоциональный настрой, с применением приемов тактильного и коммуникативного взаимодействия.
Обучение по методике имеет творческий и игровой характер, поскольку каждое занятие сопровождается игровыми моментами. Задания подобраны таким образом, что взрослые и дети одинаково активно включаются в различные коммуникации друг с другом – игровые диалоги, диалоги на бумаге, ролевое взаимодействие, тактильное взаимодействие, эмоционально-значимые задания.
Для методики возможен выбор тех заданий, которые могут быть использованы в условиях семейного воспитания родителями, не имеющими опыта изобразительной деятельности, опыта проведения творческих занятий с детьми, то есть отбор заданий исходит их принципа идеальности и требования простоты выполнения.
Например, в методике могут быть использованы задания на формирование приемов творческого воображения: агглютинация (создание аквариума с диковинными рыбами, аналогичных рыбе-пиле, рыбе игле и т.д., рисование бабочек, скомбинированных с любимыми лакомствами – бабочка-пломбирница, арбузница), типизация (определение типичных признаков и перенос их на другие объекты); задания на изучение и применение выразительной возможности цвета (выразить с помощью цвета заботу и любовь, расколдовать с помощью цвета злого волшебника); задания на развитие умения видеть целое раньше частей (игра на отгадывание того, частью чего является изображение, рисование найденных в интерьере дома частей предметов и угадывание по нарисованным частям целого предмета). Также целесообразно использовать приемы ролевого взаимодействия (например, рисование фоторобота воришки под словесное описание (от имени сыщика и свидетеля), использование роли продавца, который продает варежки с узорами, похожими на животных и покупателя (нужно объяснить, какие варежки нужно купить, сказав, на что похож узор (развитие ассоциативного мышления)). Также возможно использовать задания на развитие ассоциативного мышления (нарвать бумажки (или взять камешки) и дать каждой из них имя, повторить каждое из имен несколько раз); использовать нетрадиционные техники рисования (кляксография, рисование ладошками, кляксография с трубочкой) в целях развития ассоциативного мышления, вызова эмоционального отклика у детей.
Кроме того, задания должны быть построены таким образом, что перед их выполнением ребенок с родителем предварительно обсуждают, продумывают содержание образа, его обоснование, что способствует целенаправленному замысливанию и воплощению замысла. Творческое воображение – это воображение, направленное на конкретны результат. Обучение целенаправленности и обоснованности замысливания – одно из направлений по развитию творческого воображения.
Для эмоционального вовлечения детей и родителей в деятельность могут быть использованы приемы тактильного взаимодействия – родитель пальцем рисует предметы на спине у ребенка, а ребенок отгадывает; рисование «рука в руке» в сочетании с ролевым взаимодействием (сначала родитель «выводит на прогулку» карандаш, который держит в руке ребенок, карандаш бегает по листочку, поворачивается, останавливается, взбирается на горы, плавает по волнам. Затем получившиеся каракули используются для поиска в них образов) и др. Также для вовлечения участников в деятельность, снятия мышечного напряжения могут быть использованы несложные двигательные игры («Море волнуется», «Зеркало»).
Таким образом, применение художественно-игровой деятельности для развития творческого воображения может быть успешным благодаря связи с ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста, что влечет эмоциональный отклик у детей, вызывает интерес к деятельности. Применение диалогического подхода, игровых приемов, приемов, способствующих возникновению эмоциональной связи детей и родителей в совместной творческой деятельности, способствует минимизации психоэмоционального дискомфорта, раскрепощению участников деятельности, повышению уровня уверенности при создании образов.
Список литературы:
- Волков Б.С. Дошкольная психология: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М. : Акад. Проект, 2007. — 287 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : СПб: Союз, 1995. - 358 с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 344 с.
- Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., Изд-во Моск ун-та, 1979. С. 144.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина/ Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Воронеж, 1997. - 384 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. – 144с.
- Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 4-е изд., дораб. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 176с.
- Развитие личности ребенка от пяти до семи. – Изд. испр. и перераб. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 576 с. – (Серия «Развитие личности ребенка»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
дипломов
Оставить комментарий