Статья опубликована в рамках: CCIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
УНИКАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
«Война − жесточе нету слова,
Война − печальней нету слова.
Война − святее нету слова
В тоске и славе этих лет».
Твардовский А. Т.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести комплексный анализ развития музыкальной культуры в годы ВОВ и современные тенденции в период Специальной Военной Операции.
Актуальность исследования избранной темы обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, в связи с предстоящей знаменательной датой 80летия со дня победы в ВОВ; во-вторых, сегодняшние условия напряженного психологического состояния в российском обществе заставляют нас кричать и бороться за справедливость и правду. Та история дает возможность опровергнуть ложь, которую западные политики хотят переписать. Во-третьих, важностью разбора отечественной музыкальной культуры в период ВОВ, особенностей ее развития и сравнение ее с культурой и деятельностью творческой передовой нашей современности.
В годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство не исчезло. Искусство напрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны. В нем звучали героизм, призыв, вера в грядущую победу. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке происходящие события, обстановку композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах, оставив нам летопись страшного времени.
Исследуемый период выбран не случайно, так как в эти годы музыкальная культура вместе со всей страной выдержала суровое испытание войной и развивалась в чрезвычайно сложных и неблагоприятных условиях.
Предметом исследования является музыкальная культура в период ВОВ и СВО: профессиональное и самодеятельное композиторское творчество; деятельность государственных музыкальных организаций.
Наша задача показать историко-культурную значимость вклада музыкальной культуры в дело разгрома гитлеровского фашизма и ее практическую пользу для современного общества.
Объектом исследования является военная песня как культурологический феномен. Она всегда объединяла нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо масштабных замыслов, военная песня несет в себе гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все эти духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями нашей страны, никогда не потеряют своей актуальности.
Научная новизна исследования состоит в определении теоретических основ исследования военной песни в духовной жизни общества в современных условиях СВО.
Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Многие театры, музыкальные коллективы, учебные заведения были эвакуированы в тыл, где они напряженно работали. Интенсивной была творческая деятельность композиторов, оказавшихся в эвакуации. В годы войны написаны симфонии Н.Я. Мясковского, 2-я симфония А.И. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), симфонии В.И. Мурадели, Т.Н. Хренникова, Г.Н. Попова и других мастеров советского музыкального искусства.
В сентябре 1941 г., когда враг рвался к Ленинграду, по радио выступил Д.Д. Шостакович. «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения, − сказал композитор. Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как «Ленинградская симфония», произведения о войне, о стойкости и беспримерном мужестве советских людей, об их нерушимой вере в победу. Композитор в симфонии рисует картину столкновения резко враждебных сил: эпической лирической теме Родины противопоставлена тема фашистского нашествия. Шостакович дал беспощадный портрет фашизма в виде тупой механической темы марша, которая стала символом бесчеловечности [4].
Этот факт, который заставил нас обратить внимание, повторился в историко-музыкальном проекте "Партитура памяти", блестяще задуманный историком Юлией Кантор и Санкт-Петербургской филармонией 9 августа 2022г. С выстрела из пушки в Петропавловской крепости в полдень народ погрузился в пронзительную интонацию событий тех лет, этот день воссоздался точно по сценарию премьеры симфонии. 9 августа 1942 года в окруженном нацистами городе ее исполнили полуживые от голода музыканты оркестра под руководством Карла Элиасберга. Исполнение Седьмой симфонии в блокадном городе - это был мощнейший культурный залп. Впервые были показаны уникальные «находки» этой симфонии. В частности, связанных с премьерами Седьмой симфонии в регионах в 1942 году. Например, подлинник программки первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в Чкалове (Оренбурге) под управлением Б. Хайкина, откликнулись родственники «воскресшего» музыканта- ударника Ж.К. Айдарова, которого Элиасберг обнаружил в голодной коме [4].
Перед музыкальным искусством периода войны стояли определенные задачи, в первую очередь, это объединение сил для героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками и достижению долгожданной победы. Темы героизма, мужественного подвига выдвигались на передний план. Воинам требовалась новая музыка, способная укрепить патриотические чувства, морально-боевые качества и дисциплину. С такой идейно-политической задачей лучше всего должен был справиться именно марш. Возможности жанра полностью отвечали «боевым» установкам: ритмическая организованность, собранность, фоническая звучность, динамичность формы, ясный, простой и доходчивый мелодический и гармонический материал. Таким образом, роль этого жанра уже на начальном этапе войны моментально возросла. Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война» с ярким призывом «Вставай страна огромная!».
Сегодня мы слышим такой же утвердительный лозунг — «Победа за нами!», представленный депутатом и музыкантом Денисом Майдановым и луганским музыкантом, поэтом, общественником Романом Разум. Это патриотический гимн, посвященный «всем воинам, отстаивающим Русский мир на Украине и всем, кто борется с укронацистами и предателями Родины». В основе лежит суровый речитатив, как сухая констатация факта, в которой отражена вся правда сегодняшнего дня. Этот музыкальный монумент подкрепляется реальными видеосъемками с реальными людьми. По биению сердца и уверенную неспешность, возвышенные интонации припева на громкой динамике выстраивают музыкальный «архитектурный монолит».
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались из всего, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. Одни из таких: «В землянке», «Катюша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Огонек», «Темная ночь», «Журавли» и т.д.
Особый вклад в песенное творчество внесли поэты: Василий Иванович Лебедев-Кумач, Исаковский Михаил Васильевич, Френкель Ян Абрамович, Константин Симонов. В это время активно работали композиторы: Н. Богословский, А. Фрадкин, Соловьев- Седой, Блантер, Исаак Дунаевский, Мурадели Вано Ильич, Хренников Тихон Николаевич.
В годы Великой Отечественной войны артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.
Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко. Во время войны 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. [1].
По радио вся страна слушала голоса А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной, С. Т. Рихтера, и многих других известных и любимых артистов. В блокадном Ленинграде оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму 1941-1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона.
Артисты Большого театра тоже активно помогали фронту. Они cдали 116 литров своей крови для спасения жизни героев. В свои выходные дни артисты Большого театра устраивали шефские концерты, сборы от которых шли в фонд Красной Армии. Таким образом, в фонд обороны было перечислено почти 2 миллиона рублей. За годы Отечественной войны работники искусств дали 23 949 концертов и спектаклей, на которых присутствовали почти 13 миллионов человек.
В наше время мы не забываем этот ритм работы фронтовых музыкантов. Каждый год в День Победы, а сегодня в госпиталях вокальные ансамбли Оренбургского Областного колледжа культуры и искусств участвуют в волонтерском движении акции «Концертные фронтовые бригады». Оренбургский театр музыкальной комедии уже в третий раз совершает поездку в зону Специальной Военной Операции, где в составе агитбригады вошли выпускники Оренбургского колледжа культуры и искусств: Черняк Кирилл и Кузбагарова Амира. Благодаря целевым показам спектаклей театром организована систематическая гуманитарная помощь нашему подшефному батальону 27-ой гвардейской мотострелковой дивизии.
Нынешние западные политики пытаются переписать историю, перечеркивая подвиг советских граждан в Великой Отечественной войне. «Риторика, подвергающая сомнению саму ценность победы советского народа, звучит от лидеров европейских стран, которые относят себя к победителям, вклад СССР пытаются уменьшить или вовсе нивелировать. Переписывание истории в этих странах состоялось, но результаты этого процесса нужно рассматривать не только в идеологическом контексте. Это приведет и уже приводит к социальным последствиям, вызванным духовной и интеллектуальной деградацией молодого европейского поколения. Яркий пример тому - Украина. Уверена, что только успех спецоперации позволит коренным образом изменить ситуацию, положив конец распространению неонацизма», − заявила член клуба «Дигория» М. Воропаева [8].
Попытки извратить историю и снизить роль нашей армии в разгроме нацизма не возможны, так как песни того времени являются летописью, «живыми» памятниками, историческими документами. Так, например, в песне «На безымянной высоте», упоминается местность, которая находится у поселка Рубеженка Куйбышевского района Калужской области. 716 дней (2 октября 1941г. - 17сентября 1943г.) на земле Калужской бушевала военная гроза. За время боевых действий потери обеих противоборствовавших сторон были огромны.
Изучая современную музыкальную культуру, мы не могли обойти жанр армейской песни. И самым суровым звучанием отличился ансамбль морской пехоты «Черные береты». Песни о службе, любви, Родине и дружбе составляют 100 процентов их репертуара. Но, самым символичным является трек «Время Z». Время, когда мы должны закончить с этим «адом на земле». Мы знаем, что музыка – это искусство, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организацией. Ритм времени Z маршеобразный, как военные колонны техники, как строй солдатского шага. Особую плакатность и патетику несут слова припева, раздающиеся как эхо:
Ах, ты воля, сжатая в кулак!
Вера и от предков сила!
От Приморья и до Балтики седой,
От Кавказских гор и до гор Урала
За тебя, родная, станем мы стеной,
Как стояли наши предки за державу!
Время Z это не только военная операция, это и время испытаний, укрепление нашего духовного сознания, объединения, это время героев. Эти чувства и мысли воплотил в своей песне «Время героев» наш оренбургский композитор Денис Катахов. В своем интервью он сказал: «Моя песня сегодня для ребят, которые потеряли своих товарищей, и навсегда останутся в этом логове ужасов войны, разрухи, и в море крови».
Авторская военная песня в большинстве случаев передает личный (автобиографический) опыт исполнителя. Поэтому группа «Комбат», которым руководит майор запаса ВДВ Сергей Попцов, в данный момент находящийся в зоне боевых действий СВО — всегда желанный гость в воинских частях, ветеранских и трудовых коллективах.
За почти три года проведения специальной военной операции россияне сложили уже немало песен и стихов. Как и в годы Великой Отечественной войны, куплеты поют для поднятия духа не только бойцов, но всего народа, его патриотизма.
Доминирующей тематикой выступает сохранение исторической памяти. Песня «Струна» посвящена защитникам России, участвующим в спецоперации в Донбассе, а также командиру отряда морской пехоты ВС России с позывным «Струна». Певица Юта написала трек буквально за сутки. Она добавила, что, как и многие, смотрела видеоролики с фронта, где был тот самый герой её будущей песни.
Ярким представителем современной патриотической песни является певец SHAMAN. Феноменальный успех клипа и песни "Я русский" исполнителя Shaman − всего за сутки с момента публикации на YouTube видео набрало миллион просмотров, тысячи лайков и комментариев. Эту знаковую композицию называют рок-манифестом.
3 марта 2022. Президент РФ Владимир Путин заявил, что гордится быть частью могучего, сильного и многонационального народа России.
"Я - русский человек и, как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи, но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня - Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дагестана, лакца по национальности, других наших воинов, мне хочется сказать: я - лакец, я - дагестанец, я - чеченец, ингуш, татарин, еврей. Вместе с тем никогда не откажусь и от своего убеждения, что русские и украинцы - это один народ. Даже несмотря на то, что часть жителей Украины запугали, многие оболванены нацистской националистической пропагандой, а кто-то сознательно пошел по пути бандеровцев, других приспешников нацистов, которые в годы Великой Отечественной войны воевали на стороне Гитлера", - добавил президент РФ [9].
Сегодня в нашей стране проходят множество патриотических конкурсов, но самым важным является XXXII Международный фестиваль-конкурс военно-патриотической песни «Солдатский конверт». Он открывает для нас новые имена талантливых исполнителей, но самым ценным являются участники гуманитарных миссий в зоне СВО. Среди них Дмитрий Клычков. За более 30 поездок команда исполнителя ни один раз попадала в опасные для жизни ситуации, иногда было ощущение, что и вовсе не вернутся домой. Именно в одной такой ситуации: в непосредственной близости ракетного обстрела с стороны ВСУ из всеми известной Авдеевки, родилась мелодия и строчка к песне «Мама, я 300». Премьера песни состоялась в марте 2023г. в районе Марьинки, когда они привезли помощь танковому батальону 39-й гвардейской Сахалинской бригаде [10].
Рассмотрев становление и развитие музыкальной культуры в период ВОВ и СВО, можно сделать вывод о взаимосвязи с политической и с нравственной составляющими духовной жизни общества. Потому что это музыка, отражающая события в местах боевых действий, в походных условиях под гитарный аккомпанемент, где обострены чувства, где самые экстремальные ситуации, ситуации опасности. Эти песни возникают тогда, когда требуется мобилизация всех физических и нравственных сил, когда проявляется вся суть человека. И поэтому именно военная песня имеет огромный потенциал влияния на духовную жизнь общества, как никакой другой песенный жанр.
В преддверии 80-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне на заседании комитета по культуре Думы Российской Федерации под председательством Ольги Казаковой подняли вопрос о том, стоит ли школьникам прививать интерес к песням патриотического воспитания. Певец Олег Газманов призвал расширить репертуар и увеличить количество патриотических песен на российском радио и телевидении. Сегодня необходимо не только укрепить дух народа, но и сохранять историческую память о великих подвигах людей и достижений страны. Патриотические песни, по мнению Народного артиста России Олега Газманова, не только вдохновляют людей на подвиги, но и служат символом сплоченности народа, укрепляют связь между поколениями. Заслуженный артист Денис Майданов поддержал дискуссию, добавив, что искусство всегда было мощным инструментом для передачи и сохранения ценностей.
Список литературы:
- Аксенов, Е. С. Военная музыка России: история и современность / Е. С. Аксенов и др. − М.: Военное изд-во, 2007. − 247 с.
- Головченко, К. П. Песня и её место на фронте великой отечественной войны / К. П. Головченко // Культурный ландшафт регионов. − № 1. − 2019. − С. 43-50.
- Ефремова, С. А. Музыка времен Великой Отечественной войны / С. А. Ефремова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. − № 5. – 2015. − С. 465.
- Кудрявцева, Т. Е. Шостакович и советский военный миф / Т. Е. Кудрявцева // Музыкальное образование и наука. − № 2 (3). – 2015. − С. 5-9.
- Мищенко, И. Е. Культурно-тематические особенности современной военной песни / И. Е. Мищенко // Вестник культуры и искусств. − № 4 (76). – 2023. − С. 71-81.
- https://dzen.ru/a/ZBFlr6rZFBokkXo8?ysclid=m3vwuezuzf229329152.
- https://www.irk.ru/news/articles/20230224/songs/.
- https://www.gazeta.ru/social/news/2022/05/07/17700482.shtml.
- https://tass.ru/politika/13955467?ysclid=m3xzlwbltq990646096.
- https://vk.com/soldatkonvert.
дипломов
Оставить комментарий