Статья опубликована в рамках: CCI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 28 ноября 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕЙЗАЖНЫЕ ОБРАЗЫ В ГРАФИКЕ А. А. ЧЕРМОШЕНЦЕВА
LANDSCAPE IMAGES IN THE GRAPHICS OF A. A. CHERMOSHENTSEV
Anastasia Babicheva
student, art institute, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
Ksenia Kravchenko
scientific supervisor, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается тема пейзажных образов в графических работах А. А. Чермошенцева. Показана общая идейная направленность искусства художника и эпохи. Описаны характерные особенности техники и выразительных средств на разных этапах творчества, их обусловленность внешними обстоятельствами жизни.
ABSTRACT
The article examines the theme of landscape images in the graphic works of A. A. Chermoshentsev. The general ideological orientation of the art of the artist and the era is shown. The characteristic features of technique and means of expression at different stages of creativity, their dependence on external circumstances of life are described.
Ключевые слова: графика, линогравюра, пейзаж, образ, А.А. Чермошенцев.
Keywords: graphics, linocut, landscape, image, A.A. Chermoshentsev.
С начала второй половины 1950-х годов наблюдается бурное развитие графического искусства. Высокая выразительность образов и способность оперативно реагировать на изменения в обществе прекрасно соответствовали процессам, происходившим в стране. В графических работах художники стремились уловить дух времени, изобразить современное и актуальное разными способами. Пафос строительства, красота индустрии, героика созидающего труда, величие человека, преобразующего мир — это темы, ставшие актуальными для изобразительного искусства того периода, особенно в Сибири. Бурный рост экономики и промышленности региона отразился в творчестве художников современников. Популярен пейзаж эпический, социально направленный. В этом жанре работал Омский график Анатолий Алексеевич Чермошенцев. В его творчестве отразились основные мировоззренческие представления тог времени. В основе большинства работ лежит фигура человека — образ преобразователя природы, тем не менее пейзаж играет важную роль в реализации замысла художника.
Интерес к графическим техникам проявился ещё во время учёбы в художественном училище. Графика позволяла использовать широкие обобщения, лаконично и точно передавать основную идею. Уже в это время его увлекают образы громадных строек, заводов и шахт, где трудятся люди, создают новый мир. Эти темы легко прослеживаются в большинстве его учебных работ и работ 1960-х годов. Например, графические листы: «На Иртыше», «Погрузка леса», «Сплав леса» (все - 1960) изображают обширные просторы Сибири, в которых живут и работают сильные, выносливые люди. Здесь красота сибирского пейзажа гармонично сочетается с динамикой повседневной жизни. Наиболее показательны гравюры «На буровой» (1964), «В тайге. Геологи» (1964), «Стрелочник. Абакан - Тайшет» (1967). В индустриальной композиции «На буровой» ярко выражен мотив противостояния человека и техники. Мощный образ строительства создаёт ясная ритмика, четкие силуэты громадных конструкций и фигур людей. Рабочий человек представлен тут как созидатель. Лист «В тайге. Геологи» также изображает противостояние человека трудностям, а именно силам природы. Обобщённая форма чащи выступает тут единым монолитом, отрезает дорогу к цивилизации. На фоне громадного лесного массива фигурки людей воспринимаются крохотными, незначительными для огромного мира. Люди слабы перед стихией, тем не менее, несмотря на суровые условия, они выполняют важную работу, полезную для общества. По-иному воспринимается работа «Стрелочник. Абакан - Тайшет» (1967). Она появилась после творческой поездки по стройкам Сибири в 1967. Художник делает большое количество зарисовок, но главным итогом поездки становится «Стрелочник». Природа здесь дикая, неприступная для человека, сопротивляется его влиянию. Прямое знакомство с тяжёлым трудом и грубым бытом строителей наталкивает художника на мысли о четности усилий человека подчинить себе природу, их несоизмеримости результату. Гравюра при внимательном рассмотрении ощущается довольно мрачно. В композиции почти отсутствует внешнее движение. Отрезок дорожных путей приходит из ниоткуда и уходит в никуда. Одинокая фигура стрелочника на пороге такого же одинокого среди тайги пристанционного домика создаёт ощущение заброшенности, потерянности в огромном мире. Этот мотив поддерживает мрачный, тяжёлый массив леса, нависающий над фигурой. В работе появляется уже иная мысль, внимание приковано не к романтичной фигуре строителя нового мира, а к простому рабочему, который так же приносит себя в жертву во имя социальных идеалов. Суровый образ природы противопоставляется маленькому человеку. Здесь уже можно заметить отход от «пафосного изображения созидательной энергии труда» [2, с. 10].
Следующий период творчества Анатолия Чермошенцева (конец 1960-х - начало 1970-х) характеризуется большей теплотой и лиричностью образов. Меняются темы, теперь это детство, природа и сельская жизнь, отразившиеся в гравюрах: «Родина», «Земля», «Домой», «Большеречье», «Мальчик и лошади». «Обращение Чермошенцева к сельской теме было обусловлено общей тенденцией советского искусства конца 60-х – начала 70-х годов – искать истину и красоту в истоках народной жизни» [4, с. 20]. Работы этого периода приобретают декоративность. Им свойственно вынесение на первый план основного действия и персонажей. Увеличивается разнообразие средств графического изображения — штрих, пятно, силуэт, линия. В пейзажах появляется больше пространства — воздуха и света. Часто используется замкнутая, круговая композиция. Образ обычной жизни и ощущение особой жизненной энергии достигаются выразительностью штрихов, соотношением черных и белых пятен. Например, лирические мотивы легко прослеживаются в листе «Родина» (1967). Художник специально разворачивает пространство по вертикали, а не в глубину, чтобы показать огромный мир: раскинутое до горизонта поле, солнце и птицы в небе. Среди всего этого стоят лиричные фигуры мужчины и женщины. В этой гравюре основной чёрный цвет, белым выхвачено главное: солнце, птицы и силуэты домов и людей. Заметна тяга к символизму и в графике следующих периодов. В них также используются традиционные древние символы, рожденные крестьянской культурой: солнце, радуга, птицы, скачущий конь, дерево, земля. Например, «Весна. Посевная»1982, «Дерево» 1989. Однако в более поздних работах появляется ощущение неблагополучия и неустойчивости человеческой жизни в современном мире. Мрачны листы «Обеспеченная старость», «Не скошенное поле» 1991, «Летите голуби». В рисунке «Обеспеченная старость» художник изображает пожилого человека, который, опираясь на костыли, шагает по ровной и светлой дороге, уходящей к горизонту. Низкий горизонт и пустынный пейзаж сразу акцентируют внимание на одинокой фигуре. Небо занимает большую часть листа, в нём отражается состояние души человека, замкнутого в себе, зацикленного на своих невзгодах. Здесь отражены наиболее больные проблемы, общие для позднего творчества графика: заброшенность человека в мире, хрупкость его существования, одиночество в конце жизни, невозможности преодоления собственных ограничений.
Таким образом, творчество Анатолия Алексеевича Чермошенцева охватывает большое количеств тем, актуальных для своего времени. Большое внимание в графических работах уделено уникальной красоте сибирской природы и трудовым достижениям её людей, отразившимся в лирических и эпических, социально направленных пейзажах. Гравюры художника служат документальными свидетельствами своего времени, связавшими в себе темы природы и технического прогресса.
Список литературы:
- Бабикова Т. В. Основные закономерности развития печатной графики Омска XX века и художественное образование // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №4 (21).
- Лузянина Галина Егоровна Суровый стиль в творчестве омского графика А. А. Чермошенцева в 1960-е годы. Проблемы эволюции // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. 2018. №46.
- Лузянина Г.Е., Образ Севера в произведениях сибирских художников//Четвертые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. ма- териалов ХІІ всерос. науч.-практич. конф., посвящ. 70-летию Алт. краевой организации ВТОО «Союз художников России». - Барнаул : Алтайский дом печати, 2011. - с. 142-148.
- Олещенко Л. М. Анатолий Чермошенцев : Графика. Живопись. - Омск, 2005. - 156 с.
дипломов
Оставить комментарий