Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2015 г.)

Наука: Биология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сапожникова М.Ю. ОЦЕНКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ШУМУ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУКОВЫЕ СТИМУЛЫ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(27). URL: http://sibac.info/archive/nature/2(27).pdf (дата обращения: 17.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОЦЕНКА  ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ  К  ШУМУ  И  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  РЕАКЦИИ  НА  ЗВУКОВЫЕ  СТИМУЛЫ  РАЗЛИЧНОЙ  ПРИРОДЫ

Сапожникова  Марина  Юрьевна

студент  1  курса,  факультет  естественнонаучного  образования  ЧГПУ  им.  И.Я.  Яковлева,  РФ,  г.  Чебоксары

Е-mail

Индейкина  Ольга  Сергеевна

научный  руководитель,  канд.  биол.  наук,  ст.  преподаватель  кафедры  биологии  и  ОМЗ  ЧГПУ  им.  И.Я.  Яковлева,  РФ,  г.  Чебоксары

 

Актуальность.  Как  известно  чувствительность  к  шуму  является  важной  индивидуальной  особенностью  и  коррелирует  с  другими  психологическими  характеристиками  [1,  с.  46].  Также  уровень  чувствительности  к  шуму  коррелирует:  с  социальным  положением,  то  есть  чем  выше  социальный  статус  человека,  тем  выше  уровень  чувствительности  к  шуму;  с  поведением  людей,  то  есть  люди  с  высоким  уровнем  чувствительности  к  шуму  более  социально  активны,  креативны  и  т.  п.,  также  для  людей  с  высокой  чувствительностью  характерен  более  высокий  уровень  интеллекта  [1,  с.  47;  3,  с.  115;  4,  с.  185;  5,  с.  1499].

Поэтому  нас  заинтересовал  вопрос  о  том,  как  уровень  чувствительности  к  шуму  будет  влиять  на  характер  и  степень  выраженности  эмоциональной  реакции  при  прослушивании  звуковых  стимулов  различной  природы.

Объект  и  методы  исследования.  В  эксперименте  участвовали  100  практически  здоровых  студентов,  обучающихся  на  1—4  курсах  факультета  естественнонаучного  образования  Федерального  государственного  бюджетного  образовательного  учреждения  «Чувашский  государственный  педагогический  университет  им.  И.Я.  Яковлева».

Исследование  проходило  в  три  этапа.  На  первом  этапе  исследования  нами  был  произведен  подбор  звуковых  сенсорных  стимулов  различной  природы:  в  качестве  раздражающего,  угрожающего  характера  была  выбрана  композиция  Diamanda  Galas  “Wild  Women  with  Steak-Knives”;  в  качестве  успокаивающего,  релаксирующего  характера  —  композиция  “Ba  Mo  Leanabh”  в  исполнении  Fiona  Mackenzie;  малоизученный  негармоничный,  монотонный  звук  —  белый  шум;  и  привычный,  повседневный  звук  —  транспортный  шум.  В  качестве  источника  шума  нами  был  использован  CD-проигрыватель  Panasonic  (SL-CT820).  Звук  подавался  через  наушники  Sony,  бинаурально.  Уровень  интенсивность  воздействия  звукова  составил  60  дБ  (А),  что  соответствует  гигиеническому  нормативу  (СанПиН  2.2.4/2.1.8.562-96)  [2].  На  втором  этапе  был  определен  уровень  чувствительности  к  шуму  у  каждого  студента  (шкала  N.D.  Weinstein)  [1,  с.  44].  На  третьем  этапе  проводилась  оценка  эмоциональной  реакции  на  звуковые  стимулы  двумя  способами:  1)  посредством  гедонической  шкалы  лиц  (при  этом  оценки  были  закодированы:  1  —  соответствовала  резко  негативной  оценке;  5  —  выраженной  положительной  оценке.).

Результаты  исследования  и  их  обсуждение.  По  ответам  на  вопросы  теста  Weinstein  в  нашей  модификации  получены  следующие  результаты:  среднее  значение  чувствительности  к  шуму  составило  73,22±1,51  балла  (95  %  Д.И.:  72,22—76,22;  минимальное  значение  —  37  баллов,  максимальное  значение  —  106  баллов).  При  этом  низкий  уровень  чувствительности  к  шуму  наблюдался  у  одного  студента;  у  30,3  %  студентов  —  средний  уровень  чувствительности  к  шуму  и  у  68,69  %  студентов  —  высокий  уровень  чувствительности  к  шуму.

Изучение  эмоциональной  реакции  на  стимулы  по  гедонической  шкале  лиц  показало,  что  среднее  значение  эмоциональной  оценки  при  прослушивании  угрожающей  композиции  Diamanda  Galas  “Wild  Women  with  Steak-Knives”  составило  2,13±0,12  балла  (95  %  Д.И.:  1,89—2,36;  минимальное  значение  —  1  балл,  максимальное  значение  —  5  баллов).  Однако  треть  оценок  были  резко  негативными  —  33,68  %.  Доля  умеренно  негативных  оценок  составила  38,95  %.  Нейтральное  отношение  к  данной  композиции  проявили  14,74  %  испытуемых.  Среди  испытуемых  нашлись  такие,  которым  данная  композиция  понравилась:  у  6,32  %  студентов  она  вызвала  умеренно  положительные  эмоции,  и  у  6,32  %  студентов  —  выраженные  положительные  эмоции.

Успокаивающая,  релаксирующая  композиция  “Ba  Mo  Leanabh”  в  исполнении  Fiona  Mackenzie  гораздо  более  положительно  воспринималась  испытуемыми,  что  отразилось  на  среднем  значении  эмоциональной  оценки,  которое  равнялось  4,1±0,09  баллам  (95  %  Д.И.:  3,9—4,24;  минимальное  значение  —  1  балл,  максимальное  значение  —  5  баллов).  При  этом  у  испытуемых  преобладали  положительные  эмоциональные  оценки  данной  композиции:  30,3  %  испытывали  выраженные  положительные  эмоции;  55,6  %  —  умеренно  положительные  эмоции.

Менее  положительное  отношение  отмечалось  при  прослушивании  транспортного  шума:  среднее  значение  эмоциональной  оценки  составило  2,66±0,07  балла  (95  %  Д.И.:  2,53—2,79;  минимальное  значение  —  1  балл,  максимальное  значение  –  4  балла).  В  то  же  время  среди  эмоциональных  оценок  на  транспортный  шум  превалировали  нейтральные  эмоции  —  у  58,7  %  студентов;  отрицательные  эмоции  выразили  32,61  %  испытуемых  и  резко  отрицательные  эмоции  проявились  у  30,26  %  испытуемых.  Необходимо  Интересно  отметить,  что  5,43  %  испытуемых  оценили  данный  звуковой  стимул  как  умеренно  приятный.

Похожие  эмоциональные  реакции  вызвал  у  испытуемых  белый  шум:  среднее  значение  эмоциональной  оценки  равнялось  1,97±0,08  баллам  (95  %  Д.И.:  1,82—2,12;  минимальное  значение  —  1  балл,  максимальное  значение  —  4  балла).  Анализ  распределения  эмоциональных  оценок  показал  превалирование  выраженных  отрицательных  (28,12  %)  и  умеренно  отрицательных  (47,92  %)  оценок  данного  стимула.  Нейтральная  оценка  была  характерна  для  20,92  %  испытуемых  и  одному  студенту  белый  шум  понравился.

Индивидуальные  соотношения  между  чувствительностью  к  шуму  и  эмоциональными  реакциями  на  звуковые  стимулы  представлены  на  рис.  1.  Исходя  и  полученных  данных,  нами  были  отобраны  32  студента,  у  которых  отмечалось  сочетание  высокой  чувствительности  к  шуму  и  выраженной  эмоциональной  реакции  на  предъявляемые  звуковые  стимулы.

 

Рисунок  1.  Оценка  чувствительности  к  шуму  и  эмоциональная  реакция  на  звуковые  стимулы.  Примечание:  I   —  оценка  чувствительности  к  шуму;  II  —  композиция  Diamanda  Galas  “Wild  Women  with  Steak-Knives”;  III  —  композиция  Fiona  Mackenzie  “Ba  Mo  Leanabh”;  IV  —  транспортный  шум;  V  —  белый  шум

 

В  результате  проведенного  исследования  мы  получили,  что  наиболее  положительные  эмоции  вызвала  релаксирующая  музыка,  а  самые  негативные  —  белый  шум  и  композиции  Diamanda  Galas  “Wild  Women  with  Steak-Knives”.  При  этом  отмечается  достоверное  различие  средних  значений  оценок  между  всеми  парами  стимулов,  за  исключением  пары  композиция  Diamanda  Galas  “Wild  Women  with  Steak-Knives”  —  Белый  шум.

 

Список  литературы:

1.Димитриев  Д.А.,  Индейкина  О.С.  Изучение  влияния  уровня  чувствительности  к  шуму  на  характер  эмоциональной  реакции  при  прослушивании  различных  звуковых  стимулов  //  Научно-информационный  вестник  докторантов,  аспирантов,  студентов.  —  2012.  —  Т.  19.  —  №  2.  —  С.  43—48.

2.СанПиН  2.2.4/2.1.8.562-96  Шум  на  рабочих  местах,  в  помещениях  жилых,  общественных  зданий  и  на  территории  жилой  застройки.

3.Kishikaw  H.,  Toshihito  M.,  Uchiyam  I.,  Miyakaw  M.,  Hiramats  K.  Noise  sensitivity  and  subjective  health:  Questionnaire  study  conducted  along  trunk  roads  in  Kusatsu,  Japan  //  Noise  and  health.  —  2009.  —  Vol.  11.  —  №  43.  —  P.  111—117.

4.Meijer  H.,  Knipschild  P.,  Salle  H.  Road  traffic  noise  annoyance  in  Amsterdam  //  International  Archives  of  Occupational  and  Environmental  Health.  —  1985.  —  №  56.  —  P.  25—297.

5.Miedema  H.M.E.,  Vos  H.  Noise  sensitivity  and  reactions  to  noise  and  other  environmental  conditions  //  J.  Acoust.  Soc.  Am.  —  2002.  —  Vol.  113.  —  №  3.  —  P.  1492—1504.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (3)

# Ирина 21.02.2015 00:00
В статье отражены результаты трехэтапного исследования чувствительности к шуму и и эмоциональная реакция на звуковые стимулы. Автором под руководством научного руководителя выявлены мелодии, вызывающие положительные и негативные эмоции. Работа имеет высокую практическую значимость.
# Ирина 21.02.2015 00:00
В статье представлены результаты трехэтапного научного исследования чувствительности к шуму и эмоциональной реакции на звуковые стимулы.<br />Под руководством научного руководителя автору удалось выявить мелодии, которые вызывают положительные и негативные эмоции у респондентов. Работа имеет высокую практическую значимость.
# Павлова Екатерина Вл 25.02.2015 00:00
Интересная и содержательная статья. Теперь буду знать какую музыку включать детям.

Оставить комментарий