Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2015 г.)

Наука: Медицина

Секция: Фармакология, Фармация.

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Воронов Ф.Д. «ФАРМАКОПЕЯ БОЖЕСТВЕННОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦА» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ФАРМАЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(26). URL: https://sibac.info/archive/nature/1(26).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

«ФАРМАКОПЕЯ  БОЖЕСТВЕННОГО  ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦА»  КАК  ИСТОЧНИК  ПО  ИСТОРИИ  ФАРМАЦИИ

Воронов  Филипп  Дмитриевич

интерн  1  г.о.,  кафедра  фармакологии,  организации  и  экономики  фармации  ПетрГУ,  РФ,  г.  Петрозаводск

E-mailnoloi@yandex.ru

Ружинская  Ирина  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук  доцент  ПетрГУ,  РФ,  г.  Петрозаводск

 

Китайская  цивилизация  —  одна  из  старейших  в  мире.  По  утверждениям  китайских  учёных,  её  возраст  может  составлять  пять  тысяч  лет,  при  этом  имеющиеся  письменные  источники  охватывают  период  не  менее  3500  лет.  Древнейшее  в  истории  страны  государство  Шан  сформировалось  в  середине  2  тыс.  до  н.  э.  в  долине  реки  Хуанхэ  (Желтая  река).  К  этому  времени  относится  создание  китайской  иероглифической  письменности.  Древние  китайские  тексты  записывались  на  черепашьих  щитах  (панцирях),  бамбуковых  дощечках,  бронзовых  ритуальных  сосудах,  каменных  барабанах,  а  затем  на  шелке  и  бумаге,  которая  была  изобретена  в  Китае  в  I  в.  до  н.  э.  Источники  по  истории  врачевания  древнего  Китая  —  памятники  медицинской  письменности,  данные  археологии,  этнографии,  материальной  культуры.  Иллюстрации  книг  Древнего  Китая  сохранились  в  музеях  мира  (Национальной  библиотеке  Парижа)  и  частных  коллекциях  (сэра  Г.  Уэлкома,  Лондон)  [1,  с.  122].  Именно  в  Древнем  Китае,  в  период  правления  династий  Суй  (581—618  гг.)  и  Тан  (616—907  гг.)  китайская  фармакология  получила  значительно  большее  развитие.  По  распоряжению  императора  Гао  Цзуна  в  650—683  гг.  группа  врачей  провела  серьезную  систематизацию  данных  из  книг  по  фармакологии.  В  659  году  была  обнародована  и  введена  в  действие  первая  официальная  китайская  фармакопея  —  «Синь  Сю  Бэнь  Цао»  («Вновь  составленная  книга  по  травоведению»)  или  «Тан  Бэнь  Цао»  («Травоведение  династии  Тан»),  созданная  при  поддержке  государства.

Описывается  844  лекарства,  прилагается  атлас  лекарств  с  пояснениями.  Эта  книга  первой  из  китайских  фармакологических  трактатов  попала  за  границы  государства,  например  в  731  году  в  Японию,  где  впоследствии  имела  широкое  распространение.  Шэнь  Нан  Бэнь  Цао  Цзин  (Классика  Лекарственных  веществ  Божественного  Фермера  (Землевладельца))  является  одной  из  десяти  древних  классик  китайской  медицины,  отобранной  в  Китайской  Народной  Республике  как  общенациональный  приоритет  для  исследования  в  пределах  китайской  медицинской  литературы.  Также  известный  как  Шэнь  Нан  Бэнь  Цзином,  Шэнь  Нун  Бэнь  Цао,  Бэнь  Цао  Цзином,  и  просто  Бэнь  Цзином  —  один  из  двух  самых  важных  из  10  выдающейся  классиков  китайской  медицины.  Хуан  Ди  Неи  Цзин  («Внутренний  Классик»  Желтого  Императора)  является  классическим  представителем  (родоначальником)  китайской  медицинской  теории  и  особенно  иглоукалывания  и  прижигание  точек  акупунктуры,  в  то  время  как  Шэнь  Нун  Бэнь  Цао  Цзин  —  классик  так  называемой  китайской  растительной  (травяной)  медицины  (фитотерапии).  Вся  остальная  часть  китайской  медицинской  литературы,  как  древней,  так  и  современной,  базируется  на  этих  двух  основополагающих  текстах.

Согласно  «Фармакопеи  Божественного  Землевладельца»  существует  120  «превосходных»  (высший  сорт)  лекарств,  которые  используются  в  качестве  «суверенов»  (Монарх,  Владыка,  Правитель).  В  основном,  они  насыщают  (питают)  жизнь  и  соответствуют  (связаны)  небесам.  Они  нетоксичны,  и  если  взять  их  в  большом  количестве  для  длительного  применения  —  они  не  будут  вредить  людям.  «Превосходные»  лекарства  (высший  сорт)  возносятся  различными  способами.  Вкратце,  это  нетоксичные  лекарства,  которые  в  состоянии  поддерживать  жизнь,  и  поэтому  даровать  долговечность.  Напротив,  средний  сорт  или  средний  класс  лекарств  в  состоянии  развивать  личность  или  изменять  характер,  как,  например,  Хэ  Хуань  (Кора  Акации  шелковой  —  Albizia  julibrissin)  и  Сюань  Цао  (Корень  Красноднева  рыжего  —  Hemerocallis  Fulvae).  Первый  устраняет  гнев,  в  то  время  как  второй  в  состоянии  уменьшить  беспокойство.

Так  как  этот  класс  лекарств  может  быть  ядовитым,  их  предписание  требует  особого  внимания.  «Низший»  класс  лекарств  определенно  лечит  заболевание.  Обычно  они,  по  крайней  мере,  немного  ядовиты.  Это  означает,  что  их  нельзя  брать  в  большом  количестве  на  длительный  период  времени,  не  проявив  при  этом  отрицательных,  побочных  эффектов.  В  исходном  тексте  есть  119  «высших»  классов  лекарств,  120  «средних»  классов  лекарств  и  122  «низших»  класса  лекарств.  Получается  361  лекарство  —  на  четыре  меньше  365.  Термин  «Правитель»,  «Министр»,  «Посланник»  и  «Помощник»  в  этом  тексте  не  означают  то,  что  они  значат  в  современной  китайской  медицине.  В  данном  случае,  они  просто  синонимы  «Высшего»,  «Среднего»  и  «Низшего»  класса  лекарств.  Позже,  медицинские  мыслители  расширили  эти  термины,  и  теперь  основной  компонент  в  формуле  —  это  «Правитель»,  в  то  время  как  остальные  компоненты  —  «Министры»,  «Посланники»  и  «Помощники».

Согласно  рукописи,  если  Вы  желаете  сделать  тело  подвижным  (светлым,  просветленным,  легким),  повысить  Ци,  остановить  старение  и  продлить  жизнь,  необходимо  базировать  усилия  на  «высшем»  классе  лекарств.  Это  подразумевает  не  только  подвижность  (свободу  движений),  но  также  и  приобретение  сверхъестественных  способностей,  как  возможность  летать  или  пройти  тысячу  Ли  без  устали  (в  древности  «Ли»  составляла  300  или  360  шагов,  сейчас  считается,  что  «Ли»  равен  500  метрам).  Такие  отсылки  подчеркивают  то,  что  преимущественно  Даосы  создали  раннюю  фармакопею  лекарственных  веществ.  В  этом  случае,  они  были  обеспокоены  не  сколь  лечением  заболевания,  а  достижением  «бессмертия»  и  различного  сверхъестественных  сил  за  счет  различных  «эликсиров».  Китайцы  в  буквальном  смысле  говорят  «no  aging»  (никого  старения),  что  противоречит  озабоченности  Даосов  эликсирами  бессмертия,  дарующими  чрезвычайную  долговечность.  Это  только  означает  замедление  процесса  старения  и  предотвращения  «несвоевременной»  старости.

Так  же,  существуют  120  «средних»  лекарств,  которые  используются  в  качестве  «министров». 

Они,  главным  образом,  воспитывают  личность  и  соответствуют  человечеству.  Они  могут  быть  ядовитыми,  и  поэтому  нужно  взвесить  и  обдумать  прежде,  перед  тем  как  соответствующе  использовать  их.  Если  Вы  намереваетесь  управлять  болезнью,  наполнить  пустоту  и  пополнить  истощение,  необходимо  базировать  потуги  на  «среднем»  классе.  Считалось,  что  некоторые  эффекты  лекарств  способны  лечить  заболевание  и,  в  то  же  самое  время,  хороши  для  воспитания  (взращивания)  различных  достоинств  в  людях.

Существуют  125  низших  классов  лекарств,  которые  используются  в  качестве  «помощников»  и  «посланников».  Они,  главным  образом,  лечат  заболевание  и  соответствуют  земле.  Они  обычно  ядовиты  и  не  могут  использоваться  в  течение  долгого  времени.  Если  Вы  намереваетесь  устранить  простуду,  высокую  температуру  и  злую  Ци,  разорвать  накопления  и  скопления,  и  вылечить  болезнь,  нужно  базировать  потуги  на  «низшем»  классе.  Здесь,  под  злым  Ци  подразумеваются  внезапные,  серьезные  состояния  и  /  или  умственно-неврологические  проблемы,  такие  как  эпилепсия,  моровой  ветер  и  инсульт.  Последний  —  внезапная  потеря  сознания  или  внезапный  паралич.  Иногда,  в  более  поздних  секциях  этой  книги,  этот  термин  означает  не  больше,  чем  внезапное,  серьезное  состояние.

Лекарства,  в  предписании,  классифицированы  как  «правитель»,  «министр»,  «помощник»  и  «посланник».  Чтобы  достигнуть  синергизма  и  согласования,  необходимо  использовать  одного  «правителя»,  двух  «министров»  и  пять  «помощников».  Так  же,  возможно  комбинация  из  одного  «правителя»,  трех  «министров»,  и  девять  «помощников»  и  «посланников».  Это  связано  с  пропорциями  и  количеством  компонентов  в  формуле.  Одного  «правителя»  и  двух  «министров»  называют  «нечетным»  предписанием,  рассчитанным  для  близкой  (скорой)  болезни.  Один  «правитель»  и  три  «министра»  считаются  «четным»  предписанием,  разработаным  для,  так  называемой  отдаленной  болезни.

С  одной  стороны,  «правитель»  это  лекарство  от  превосходного,  «высшего»  класса.  С  другой  стороны,  он  также  может  означать  главный  компонент  в  формуле,  который  оказывает  прямое  действие  на  болезни.  Лекарства  категории  «Министр»,  «помощник»  и  «посланник»  должны  быть  поняты  схожим  способом.

Лекарства  должны  согласовывать  друг  друга  как  «Инь»  и  «Янь»,  как  Мать  и  Ребенок  или  Братья.  Это  могут  быть  корни,  стебли,  цветы  или  фрукты,  и  они  могут  быть  травами,  камнями,  костями  или  плотью.  Некоторые  лекарства  могут  использоваться  в  одиночку.  Некоторые  нуждаются  друг  в  других.  Некоторые  взаимно  укрепляют  друг  друга.  Некоторые  боятся  друг  друга.  Некоторые  избегают  друг  друга.  Некоторые  сражаются  друг  с  другом.  Некоторые  убивают  друг  друга.  Эти  семь  эмоций  (отношений)  требуют  того,  чтобы  объединяя  лекарства,  использовались  соответственно  те,  которые  нуждаются  друг  в  друге  и  взаимно  усиливают.  Нельзя  использовать  тех,  которые  взаимно  избегают  или  взаимно  сталкиваются.  Что  до  токсичных  лекарств,  они  должны  быть  связаны  с  теми,  кто  противостоит  им  или  с  теми,  кто  убивает  их.  Иначе,  они  не  могут  использоваться  в  комбинации.

Иными  словами,  лекарства  разделены  на  Инь  и  Янь  в  зависимости  от  их  характеров  и  действий.  Те,  что  поднимаются  (восходят)  и  льются  (вытекают),  есть  Янь,  в  то  время  как  те,  что  вызывают  рвоту  или  осаждают,  есть  Инь.  Те,  что  резки,  сладки,  и  вырабатывают  тепло,  есть  Янь  и  те,  что  горьки,  кислы,  и  солены  есть  Инь.  Те,  что  богаты  ароматом,  есть  Янь,  в  то  время  как  те,  что  со  слабым  ароматом  есть  Инь.  Лекарства,  что  успокаивают  и  медленны  (в  действии)  есть  Инь.  Напротив,  те,  что  легко  и  быстро  проникают,  есть  Янь.  Те,  что  способны  побудить  разделение  Ци,  есть  Янь,  в  то  время  как  те,  что  в  состоянии  побудить  разделение  крови,  есть  Инь.  Относительно  «матери  и  ребенка»,  и  т.  д.,  есть  две  различных  интерпретации.  Согласно  одной  интерпретации,  различные  лекарства  в  предписании  должны  работать  согласованно,  подобно  матери  и  ее  ребенку  или  между  братьями.

Согласно  же  другой  интерпретации,  у  различных  лекарств  в  формуле  должно  быть  пять  фаз  эмоций  (отношений)  между  Создателем  и  Созданным  (Мать  и  Ребенок),  и  между  Помощниками  или  Посланниками  (Братьями).  Однако,  эта  последняя  интерпретация  достаточно  спорна.  Фактически,  есть  заметная  нехватка  этой  теории  пяти  фазной  систематической  связи  в  этом  тексте.  Возможно,  это  объясняется  с  точки  зрения  Даосов,  авторов  раннего  «Ben  Cao»,  которые  отвергали  модель  систематической  связи  вмести  с  другими  Конфуцианскими  идеями.

У  лекарств  может  быть  пять  ароматов  —  кислый,  соленый,  сладкий,  горький,  и  резкий.  Кроме  того,  у  них  есть  четыре  Ци  —  холодное,  горячее,  теплое,  и  прохладное.  Так  же,  они  могут  быть  ядовитыми  или  нетоксичными.  Должны  ли  они  быть  высушены  в  тени  или  на  солнце,  в  какой  сезон  и  месяц  они  должны  быть  собраны  и  обработаны,  должны  ли  они  использоваться  в  сыром  виде  или  после  обработки,  где  они  должны  быть  изготовлены,  подлинные  ли  они  или  фальшивые,  старые  или  новые,  у  всего  этого  есть  методики.  Впоследствии,  нигде  более  в  этом  произведении  не  упоминается  четыре  Ци  и  их  природа.  Лишь  ароматы  прописаны  при  индивидуальном  рассмотрении  каждого  лекарства.  Понятие  четырех  Ци,  как  часть  характера  (природы)  лекарств,  было  более  поздним  дополнением  китайской  медицинской  теории.  Поэтому,  эта  секция,  должно  быть,  была  добавлена  более  поздним  редактором.

Из-за  природы  лекарств,  некоторые  из  них  подходят  для  таблеток,  другие  для  порошков,  некоторые  для  кипения  в  воде,  другие  для  пропитывания  вином,  а  другие  для  того,  чтобы  приготавливать  пасту.  Есть  также  случаи,  где  один  материал  подходит  для  различных  форм.  Некоторые,  однако,  не  могут  быть  помещены  в  воду  или  вино.  Нужно  следовать  за  природой  лекарств  и  не  нарушать  ее.  Для  того,  чтобы  лечить  заболевание,  необходимо  исследовать  его  происхождение,  источник  и  наблюдать  его  механизмы.

Сегодня  Китай  —  крупнейшее  по  численности  населения  государство  мира.  Традиционная  китайская  медицина  долгое  время  развивалась  изолированно  от  других  стран  мира.  В  Европу  сведения  о  ней  проникли  лишь  в  XIII  в.  В  современном  мире  традиционная  китайская  медицина  играет  возрастающую  роль.  Изучение  ее  наследия  имеет  перспективное  значение  для  развития  современной  медицины.  Основные  направления  медицины  Древнего  Китая  сохраняются  в  течение  тысячелетий.  Тем  не  менее,  когда  дело  доходит  до  китайских  лекарственных  веществ,  есть  только  две  большие  книги  —  «Шэнь  Нун  Бэнь  Цао  Цзин»,  и  «Ben  Cao  Gang  Mu»  (Большое  Собрание  Лекарственных  веществ)  за  авторством  Ли  Ши-Xжэня  Му  [2,  с.  58].

 

Список  литературы:

  1. Галанза  П.Н.  История  государства  и  права  зарубежных  стран.  М.:  «Юридическая  литература»,  1969.  —  356  с.
  2. Склярова  Е.К.,  Жаров  Л.В.  История  Медицины.  Д.:  Феникс,  2014.  —  346  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий