Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 октября 2012 г.)

Наука: Медицина

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лысов Н.Е., Кочетовская Ж.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АКУШЕРСТВУ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: https://sibac.info//archive/nature/StudNatur_25_10_12.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АКУШЕРСТВУ


Лысов Николай Евгеньевич


студент 5 курса, отделения Лечебное дело, ГАОУ СПО Салаватский медицинский колледж


E-mail: nikolailysov@mail.ru


Кочетовская Жанна Владимировна


студент 4 курса, отделения Лечебное дело,ГАОУ СПО Салаватский медицинский колледж


Арзамасова Анна Владимировна


научный руководитель, преподаватель дисциплины Сестринское дело в акушерстве и гинекологии, ГАОУ СПО Салаватский медицинский колледж


E-mail: nna828@ramdler.ru


 


Профессиональная этика — это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности.


Медицинская этика — часть общей и один из видов профессиональной этики. Это наука о нравственных началах в деятельности медиков. Предметом ее исследования является психоэмоциональная сторона деятельности медиков. Медицинская этика в отличие от права формировалась и существовала как свод неписаных правил. Понятия о врачебной этике складывались с древних времен.


В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. К числу сохранившихся древних источников медицинской этики относятся законы Древнего Вавилона (XVIII в. до н. э., «Законы Хаммураппи», которые гласят: «Если врач произведет какую-либо серьезную операцию и причинит больному смерть, то он наказывается отсечением руки»). Гиппократ, «отец медицины», великий врач Древней Греции, неоднократно подчеркивал важность для медика не только способности к лечению, но и неукоснительного следования требованиям этических норм. Принято считать, что именно Гиппократ сформулировал основные принципы медицинской этики («Клятва», «Закон», «О врачах» и т. д.). Большое влияние на развитие медицинской этики оказали взгляды таджикского ученого X—XI в. врача Ибн Синны (Авиценны). Основные идеи его учения содержатся в энциклопедическом труде «Канон врачебной науки» и сочинении «Этика». Известную роль в развитии современных принципов медицинской этики сыграла Салернская медицинская школа, возникшая на юге Италии в IX в. и вошедшая в 1213 г. в состав Салернского университета на правах факультета. Представители этой школы проводили в жизнь гуманные принципы античной медицины. Большой вклад в развитие медицинской этики внесли русские клиницисты М.Я. Мудров, С.Г. Забелин, Д.С. Самойлович и др. Впервые понятие «деонтология» появилось в XVIII в. Этот термин предложил английский философ и правовед, священник И. Бентам в своей книге «Деонтология или наука о морали», который вложил в это понятие религиозно-нравственное содержание, рассматривая деонтологию как учение о должном поведении для достижения своей цели каждого человека. Слово «деонтология» происходит от двух греческих слов: deon означает должное и logos — учение. В отечественную медицину термин «деонтология» (учение о должном поведении медиков, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного) ввел выдающийся хирург Н.Н. Петров, распространив принципы деонтологии на деятельность медицинских сестер. Следовательно, медицинская деонтология — есть часть медицинской этики, совокупность необходимых этических норм и предписаний для медицинских работников в осуществлении профессиональной деятельности. Деонтология изучает нравственное содержание действий и поступков медицинского персонала в конкретной ситуации [1, с. 45]. Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Аспектами медицинской деонтологии являются: взаимоотношения медиков с больным, родственниками больного и медиков между собой. Основой взаимоотношений является слово, что было известно еще в древности: «Лечить надо словом, травами и ножом», — считали древние целители. Умным, тактичным словом можно поднять настроение больного, вселить в него бодрость и надежду на выздоровление и в то же время неосторожным словом можно глубоко ранить больного, вызвать резкое ухудшение его здоровья. Важно не только, что говорить, но и как, зачем, где говорить, как отреагирует тот, к кому обращается медицинский работник: пациент, его родственники, коллеги. Одну и ту же мысль можно высказать по-разному. Одно и то же слово люди могут понять по-разному, в зависимости от своего интеллекта, личностных качеств и т. д. Не только слова, но и интонация, выражение лица, жесты имеют большое значение во взаимоотношениях с больным, его родственниками, коллегами. Медик должен обладать особой «чувствительностью к человеку», владеть эмпатией — способностью сострадать, ставить себя на место больного. Он должен уметь понять больного и его близких, уметь слушать «душу» больного, успокоить и убедить. Это своего рода искусство, причем нелегкое. В разговоре с больным недопустимы равнодушие, пассивность, вялость. Больной должен чувствовать, что его правильно понимают, что медицинский работник относится к нему с искренним интересом. Медик должен владеть культурой речи. Чтобы хорошо говорить, нужно прежде всего правильно думать. Врач или медсестра, которые «спотыкаются» на каждом слове, употребляют жаргонные слова и выражения, вызывают недоверие и неприязнь.


Деонтологические требования к культуре слова заключаются в том, что медицинский работник должен уметь: рассказать больному о болезни и ее лечении; успокоить и ободрить больного, даже находящегося в самом тяжелом положении; использовать слово как важный фактор психотерапии; употреблять слово так, чтобы оно явилось свидетельством общей и медицинской культуры; убедить больного в необходимости того или иного лечения; терпеливо молчать, когда этого требуют интересы больного; не лишать больного надежды на выздоровление; владеть собой во всех ситуациях. В общении с больным не следует забывать о следующих коммуникативных приемах: всегда внимательно выслушивать пациента; задав вопрос, обязательно дождаться ответа; излагать свои мысли просто, ясно, доходчиво, не злоупотреблять научными терминами; уважать собеседника, не допускать презрительных мимики и жестов; не перебивать пациента; поощрять стремление задавать вопросы, отвечая на них, демонстрировать заинтересованность в мнении пациента; сохранять хладнокровие, быть терпеливым и терпимым [2, с. 78].


В своей работе фельдшер должен руководствоваться следующими деонтологическими нормами:


·     Независимость: больная имеет право поступать в соответствии с собственными принципами.


·     Действие во благо: все свои усилия медработник должен направлять на пользу больной.


·     Соблюдение тайны: врач обязан сохранить в тайне все сведения, касающиеся больной.


·     Согласие: все диагностические и лечебные мероприятия проводят только с согласия больной.


·   Знание: врач, прежде чем получить согласие на процедуру, должен ознакомить больную с сутью и целью этой процедуры, с пользой и риском от ее проведения и возможной альтернативой.


·     Доверие: основа взаимоотношений врача и больной.


·     Справедливость: больная имеет право получить то, что ей принадлежит.


Для женщины чрезвычайно значимы вопросы здоровья, связанные с деторождением, очень часто они становятся для нее главными (особенно в случаях какой-либо гинекологической или акушерской патологии); психическое состояние беременной женщины часто неустойчиво, зависимо от многих факторов (отношения к беременности в семье, типа личности беременной, исхода предыдущих беременностей, социальных факторов и т. д.), эта неустойчивость может выражаться повышенной тревожностью перед родами (страх перед предстоящими страданиями, исходом родов и т. д.), нарушением поведения роженицы из-за неадекватной оценки ситуации (у эмоционально неустойчивых женщин с плохой переносимостью боли), большой вероятностью развития в послеродовом периоде депрессии (тревога, сниженное настроение вплоть до самоубийства) и т. д. Поэтому очень важно, чтобы с первых минут контакта медика и пациентки (особенно беременной) у нее создалось впечатление, что ей хотят помочь [3, с. 11].


Медицинскому персоналу с первых минут контакта с женщиной необходимо правильно оценить ее эмоциональное состояние. Чтобы снизить эмоциональную напряженность, можно позволить женщине свободно рассказать о своих переживаниях или переключить ее внимание на другие предметы. Медицинским работникам надо быть особенно осторожными в высказываниях относительно прогнозов состояния половой сферы и детородной функции женщины. Часто, особенно со стороны будущих матерей-одиночек, по отношению к медицинскому персоналу может иметь место раздражительность, недовольство, агрессия. Но при этом медицинские работники должны понимать, что эти отрицательные эмоции не направлены именно на них, а являются следствием собственных проблем такой женщины. Главной задачей медиков в любом случае является необходимость избегать конфликтов путем «принятия» этих эмоций, сочувствием и т. п. Если женщина не считает нужным информировать супруга о состоянии своего «женского» здоровья, то врач в таких случаях вмешиваться не должен. В ходе лечения неизлечимых заболеваний медицинские работники должны всемерно поддерживать у больной уверенность в благополучном исходе заболевания, внушать наметившееся улучшение при малейшем благоприятном симптоме, который отмечает сама больная. Особенно осторожным и тактичным должен быть медицинский работник в отношении женщин с бесплодием (первичным бесплодием, невынашиванием беременности, патологией в предыдущих родах и т. д.). Следует попытаться внушить пациентке уверенность в эффективности проводимого лечения, в благополучном исходе беременности и родов [4, с. 56].


Во время учебы в медицинском колледже, на разных курсах мы проходим практику в различных медицинских учреждениях города: хирургические, терапевтические, педиатрические, инфекционные отделения, и, конечно же, родильный дом. Несомненно, приходится наблюдать отношение медперсонала к пациентам этих отделений. Хочется отметить, что в родильном доме и женской консультации абсолютно другое, специфическое, можно даже сказать бережное отношение к пациенткам, особенно к будущим мамам. Придя первый раз в родильный дом на втором курсе, мы еще не понимаем всю важность данного учреждения и специфику его пациентов, а соответственно не осознаем, что любое наше небрежное отношение к женщинам, находящимся там, может привести к очень неприятным последствиям. Мы не придаем значение тому, что главная задача медицинского работника данного учреждения не просто помочь, вылечить и принять роды, но еще и сохранить психическое и физическое спокойствие женщины, тем самым помогая ей находиться в гармонии с собой и окружающим ее миром. Полное осознание выбранной профессии приходит на последних курсах обучения, когда мы не просто наблюдаем отношение медицинского персонала к беременным и родильницам, а принимаем непосредственное участие в родовспоможении.


Исследовательская работа: Формирование профессиональной этики у студентов на практических занятиях по акушерству.


Актуальность темы исследования вызвана особенностями медицинской деонтологии в акушерстве и гинекологии, которая обусловлена следующими факторами: медицинская деятельность в акушерстве и гинекологии неизбежно связана с вмешательством в интимную сферу жизни пациентки.


Цель работы: на основе анализа проведенного исследования предложить мероприятия по модернизации формирования профессиональной этики у студентов медицинского колледжа при проведении практических занятий по акушерству.


В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:


· определить степень влияния деонтологии на нравственное содержание действий и поступков медицинского персонала в конкретной ситуации;


· проанализировать современное состояние проблемы преподавания дисциплин, развивающих нравственные и моральные устои;


· выявить и экспериментально проверить готовность студентов к осознанию будущей профессии.


Объект исследования — процесс профессионального становления специалиста.


Предмет исследования — личностно-ориентированная подготовка обучающегося к осознанию будущей профессии.


Для выявления профессиональной пригодности наших студентов к общению с беременными женщинами мы провели опрос среди студентов 1 и 5 курсов отделения Лечебное дело. Всего было опрошено 50 респондентов. Опрос проводился по следующим вопросам:


1.  Какие дисциплины  развивают нравственные и моральные устои?


2. Считаете ли вы важным соблюдение этико-деонтологических норм при общении с беременной женщиной?


3.  Как вы считаете, следует ли сообщать беременной женщине о том, что вы не слышите сердцебиение плода.


По первому вопросу студенты пришли к единому мнению, что преподавание таких дисциплин, как Русский язык и культура речи, Медицинская психология, Биомедицинская этика, Здоровый человек и его окружение, Основы права развивают нравственные и моральные устои, профессиональное клиническое мышление, ответственность за принятые решения. Можно сделать вывод: в медицинском колледже обращают серьезное внимание на профессиональное и деонтологическое воспитание будущих медицинских работников, внешний вид и культуру речи, прививают навыки медицинской этики и деонтологии как в лекционном курсе, так и путем личного примера преподавателя на практических занятиях.


Таблица 1.


Процентное соотношение студентов 1 и 5 курсов при ответе на второй вопрос



Ответ «Да» среди студентов 1 курса



Ответ «Да» среди студентов 5 курса



32%



68%


 



Рисунок 1. Процентное соотношение студентов 1 и 5 курсов при ответе на второй вопрос


 


Таким образом,  можно сделать вывод:  после изучения данных дисциплин у выпускника формируются  следующие компетенции:


·     способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;


·     соблюдение правил медицинской этики.


Таблица 2.


Процентное соотношение студентов 1 и 5 курсов при ответе на третий вопрос



Ответ «Да» среди студентов 1 курса



Ответ «Да» среди студентов 5 курса



85 %



15 %


 



Рисунок 2. Процентное соотношение студентов 1 и 5 курсов при ответе на третий вопрос


 


Полученные результаты подтверждают:


· готовность студентов к осознанию будущей профессии;


· способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы после изучения клинических дисциплин;


· использование на практике методов гуманитарных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности.


На основе анализа проведенного исследования мы предлагаем мероприятия по модернизации формирования профессиональной этики у студентов медицинского колледжа при проведении практических занятий по акушерству:


· максимально конкретизировать навыки работы с больными в клинике акушерства;


· деонтологически правильно построить работу фельдшера при ведении беременных, рожениц и родильниц с учетом специфики акушерской помощи;


· проводить санитарно-просветительную работу, включая вопросы деонтологии, тем самым повышая общий уровень медицинских знаний населения.


Таким образом, можно с полной уверенностью сделать вывод, что  за время обучения в медицинском колледже (3 года и 10 месяцев) студенты выпускаются с полным пониманием выбранной профессии.


 


Список литературы:


1. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология / А.А. Грандо. — Киев,1988.


2. Лисицин Ю.И. Медицинская этика, деонтология и биоэтика / Ю.И. Лисицин // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 1998. — № 2 — С. 7—13.


3. Свядощ А.М. Неврозы / А.М. Свядощ. — СПб., 2008.


4. Сорокин Т.Т. Роды и психика / Т.Т. Сорокин. — Минск, 2003.


5. Сук И.С. Врачебная тайна / И.С. Сук. — Киев, 1981.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (4)

# зульфия 30.10.2012 16:50
Молодцы, так держать.
# Рита 01.11.2012 18:59
Очень интересная статья, узнала много нового для себя.
# ксения 01.11.2012 19:01
молодцы, хорошая статья
# Настя 01.11.2012 19:03
Классная статья

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.