Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 октября 2012 г.)
Наука: Химия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СЕЛЕКТИВНОСТЬ ПОГЛОЩЕНИЯ ИОНОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПРИРОДНЫМИ И СИНТЕТИЧЕСКИМИ АМИНОПОЛИСАХАРИДАМИ
Наумов Игорь Игоревич
студент 4 курса, кафедра промышленной экологии и химии КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана г. Калуга
E-mail: white_kras@mail.ru
Шемель Ирина Геннадиевна
научный руководитель, старший преподаватель КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана г. Калуга
В соответствии с принципами государственной политики деятельность предприятий по обращению с отходами должна быть направлена на:
1. максимальное уменьшение их объемов;
2. подготовку для дальнейшего использования;
3. экологически безопасное для окружающей природной среды и для
4. здоровья населения временное хранение или захоронение.
Основным фактором, определяющим область использования или необходимость захоронения осадков, является их химический состав и соответствие требованиям действующей нормативной документации. Имеются многочисленные исследования по поиску возможных направлений использования осадков сточных вод, в том числе и для получения строительных материалов, продуктов пиролиза, однако, в мировой практике основным способом является использование в качестве местных органических удобрений [7].
Высокоминерализованные осадки рекомендуется использовать для технической рекультивации нарушенных земель. Реальная ситуация, сложившаяся в РФ, не в полной степени соответствует вышеизложенным принципам. Большая часть осадков сточных вод размещается на территории очистных сооружений или за ее пределами в местах неорганизованного складирования, складируется с целью захоронения на специализированных полигонах и т.п., что может оказывать негативное влияние на окружающую среду. В соответствии с ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 установлены нормативы платы в зависимости от класса опасности отхода.
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является подготовка осадков сточных вод к использованию в качестве удобрений, средства рекультивации или даже к захоронению. Эта задача должна быть не менее приоритетной, чем очистка воды. Одного обезвоживания осадка сточных вод не достаточно, следует снизить содержание ТМ до нормативов, а также проводить по его стабилизации, обеззараживанию, уничтожению запаха, приданию рыхлой структуры и, в конечном итоге, — товарного вида или относительно инертного состояния. В таком случае может быть получен гигиенический сертификат на его дальнейшее использование в сельском хозяйстве и жилищно-коммунальной сфере (субстраты для выращивания цветов, газонов и пр.).
Наиболее простым и распространенным способом обезвоживания осадков является сушка их на иловых площадках. Иловые площадки необходимо своевременно освобождать от подсушенного осадка. На малых очистных станциях осадок вручную отгружают в машины и отвозят для использования его в качестве удобрения в ближайшие колхозы и совхозы. Обработка осадков, депонированных на иловых картах, возможна при положительных температурах, на не замерзших иловых картах (исключение карты очень большой площади). Реагенты вносятся путем розлива по площадкам с осадками вручную или из брандспойта. Это зависит от размера карты, её благоустройства и влажности депонированного осадка.
Необходимо разработать основы технологии извлечения ТМ из осадков СВ. При этом в соответствии с современными экологическими требованиями необходимо использовать явление биоремедиации (это комплекс методов очистки вод, грунтов и атмосферы с использованием метаболического потенциала биологических объектов — растений, грибов, насекомых, червей и других органов.
Наибольшим успехом в настоящее время пользуются биосорбенты и биополимеры, т. е. вещества смешанной природы, обладающие свойствами живой и неживой материи. Особое место среди сорбентов занимают cвязывающие материалы биологического происхождения. Они обладают хорошими сорбционными свойствами и имеют возможности химической модификации [8].
В последние годы много внимания уделяется применению хитиновых сорбентов. Хитин — единственный полисахарид, в молекуле которого имеется азот, входящий в ацетиламидную группу. Хитин по структуре линейный аминополисахарид, состоящий из N-Ацетил-2-амино-2-дезокси-О-гликопиранозных звеньев (рис. 1).
Рисунок 1. Формула хитина
По химической структуре хитин близок к целлюлозе и только ей уступает по распространенности в природе. Хитин нерастворим в воде, разбавленных кислотах, щелочах, спиртах и других органических растворителях. Он растворим в концентрированных растворах соляной, серной и муравьиной кислот, а также в некоторых солевых растворах при нагревании, но при растворении он заметно деполимеризуется. Хитин как неразветвленный полисахарид с β-(1-4) — гликозидными связями, образует фибриллярные структуры, для которых характерна линейная конформация молекул, закрепленная водородными связями. Подобные молекулы, располагаясь приблизительно параллельными пучками, образуют структуры, регулярные в трех измерениях, что характерно для кристаллов [4—5].
В клеточной стенке грибов хитин находится не в свободном состоянии, а связан ионными или водородными связями с полисахаридами, липидами, белками и микроэлементами в хитин-глюкановый комплекс (ХГК). Благодаря этому, хитин и ряд его производных обладают мощными сорбционными свойствами. Основным механизмом сорбции у хитина является образование хелатов, поэтому он связывает практически все тяжелые металлы, в том числе и актиниды, и индифферентен к легким металлам, например, к таким биогенным элементам, как калий, натрий, кальций и др.
Основную задачу по выделению ТМ, по нашему мнению, может решить биосорбция металлов высшими грибами (например, вешенкой). Способность поглощать тяжелые металлы из почвы и воздуха хорошо известна, это является причиной смертельных отравлений ежегодно во многих областях РФ в летние месяцы. Следовательно, эту особенность необходимо использовать на благо человека [1—3].
Биоволокна имеют полое строение с толщиной стенки от 0,2 до 1 мкм. Основу волокон составляют хитиновые микрофибриллы толщиной 15—25 нм. Грибные хитиновые микрофибриллы содержат до 250 линейных полисахаридных цепочек толщиной 12—25 нм и длинной несколько микрон, образуя единую жесткую структуру, площадь которой может превышать 1 000 м2 на 1 г сорбента. Благодаря такой архитектонике в процессе сорбции эффективно участвует внешняя и внутренняя поверхность микрофибрилл, пространство между которыми заполнено глюкановым матриксом с растворенными в нем меланинами. В зависимости от поставленных требований, химическим составом волокон можно варьировать в широких пределах: содержание хитина может задаваться от 60 до 95 %, глюканов — от 5 до 35 % и меланинов — от 0 до 10 %. Наличие в хитине нескольких функциональных групп (гидроксильных, карбонильных, аминных, ацетиламидных и кислородных мостиков) обуславливает достаточно сложный механизм сорбции металлов и радионуклидов. В зависимости от условий, он может включать комплексообразование, ионный обмен и поверхностную адсорбцию, но превалирует хелатное комплексообразование, связанное с высокой элекронодонорной способностью атомов азота и кислорода. Благодаря этому, хитиновые сорбенты характеризуются широким спектром поглощаемых элементов — ионы всех металлов, за исключением щелочных и щелочно-земельных. При этом такие сорбенты не связывают легкие элементы (Na, К, Cа, Mg и др.).
Источники получения хитина многообразны и широко распространены в природе. Главными из них являются панцири морских ракообразных, насекомые и грибы. По различным литературным данным наиболее высокими сорбционными свойствами обладает хитин, выделенный из грибов. При этом конечным продуктом при переработке грибов является не чистый хитин, а комплекс биополимеров клеточной стенки, состав которых зависит от источника происхождения. Известно, что хитозан-глюкановый и другие комплексы, получаемые из грибов, могут использоваться для эффективного извлечения металлов из водных растворов. Низкая механическая прочность волокон низших грибов ограничивает их широкое применение. В отличие от них полученный из высших грибов хитин- меланин-глюкановый комплекс Микотон (ХМГК Микотон) представляет собой прочный и эластичный материал тонковолокнистой структуры и широко применяется для очистки организма человека от различных включений (жиров, ТМ и др). Таким образом, принципиальное действие высших грибов уже опробовано.
Можно выделить следующие преимущества грибного источника хитина:
1. Из всех групп организмов, продуцирующих хитин, грибы обладают самой высокой скоростью роста. Время удвоения массы грибов при оптимальных условиях роста может составлять 1—3 часа. По своей биологической продуктивности грибы превосходят ракообразных в тысячи раз.
2. Возможность производства грибов биотехнологическими методами на промышленной основе. Благодаря этому, производство и качество хитина не будет зависеть от природных источников.
3. Для биотехнологического производства грибов — продуцентов хитина — можно использовать субстраты, являющиеся отходами пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности или сельского хозяйства.
4. Грибы не содержат заметного количества карбоната кальция, и для получения хитиновых продуктов требуется значительно меньшие количества кислоты [7].
Основная задача исследования состоит в обосновании возможности выделения ионов тяжелых металлов из осадков сточных вод ионообменным способом и использования в качестве ионита хитина грибов.
Оценку количества ионов проводили фотометрическим способом, используя методы [6] ( основные параметры описаны в табл. 1):
· сравнения (для ионов Ni2+);
· градуировочного графика (для ионов Cu2+ и Cr6+) (см. таблицу 1)
Таблица 1.
Параметры фотометрического определения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Концентрацию ионов никеля (II) рассчитывали относительно стандартного раствора по формуле:
, (1)
где — оптическая плотность аликвоты исследуемого раствора;
— концентрация стандартного раствора никеля (=0,4 г/л);
— объем мерной колбы (=50 мл);
— объем отбираемых аликвот рабочего раствора (10 мл);
— оптическая плотность стандартного раствора (=0,26)
Концентрацию ионов меди определяли по градуировочному графику (рис. 2).
Рисунок 2. Градуировочный график для меди
Определение марганца и хрома (в виде MnO4- и Сr2О72-) в смеси основано на законе аддитивности светопоглощения. При длине волны 550 нм поглощает только MnO4-, при длине волны 440 нм поглощает и MnO4- и Сr2О72- (рис. 3). Вследствие этого оптическая плотность смеси ионов MnO4- и Сr2О72- при длине волны 550 нм , оптическая плотность смеси при длине волны 440 нм .
Рисунок 3.Спектр поглощения MnO4- (1) и Сr2О72- (2)
Измеряли оптическую плотность растворов, содержащих смесь MnO4- и Сr2О72- при 440 и 540 нм. По градуировочному графику (рис. 4 а) при 540 нм определяли концентрацию ионов MnO4- . Затем по этой концентрации находили вклад оптической плотности MnO4- — ионов при длине волны 440 нм в суммарную оптическую плотность. Из суммарной оптической плотности при 440 нм вычитанием определяли оптическую плотность ионов Сr2О72, а по графику на рис. 4 б — соответствующую этой оптической плотности концентрацию ионов.
Рисунок 4. Градуировочные графики для ионов хрома в присутствии ионов марганца
Проведение эксперимента по сорбционной способности хитина высших грибов осуществлялось 2 способами — статическим и динамическим ионным обменом. Были проведены опыты с ионами меди (II), никеля (II), хрома(VI) как основных загрязнений. Динамический ионный обмен осуществляли на колонке с показателями: высота слоя загрузки (грибы вешенка) — 75*10-3 м, площадь поперечного сечения колонки — 255*10-6 м2, масса загрузки — 4,5 г, скорость ионного обмена 1,25 л/мин. Исходные концентрации ионов ТМ и скорости пропускания растворов варьировали. Количества пропущенных растворов через ионообменные колонки составили 400—500 мл.
Статический ионный обмен осуществлялся с аналогичными концентрациями ионов, поглощение проводили с навесками грибов вешенка обыкновенная в количестве 1 г и фармацевтическим средством на основе хитозана m=0,9 г. Время сорбции составило 48 часов.
Результаты динамического ионного обмена представлены на рисунках 5 и 6.
Рисунок 5.График зависимости концентрации ионов Cu(II)
от объема пропущенного раствора
Рисунок 6. График зависимости концентрации ионов Ni2+ от объема пропущенного раствора
Характер кривой с Cu2+ носит классический характер с выраженным периодом поглощения ионов, точкой проскока, а с ионами Ni2+ процесс хаотичный и неустановившийся, предполагаем, что это связано как с высокими скоростью пропускания и исходной концентрацией, так и проблемами координации иона никеля (II) в растворе и слабостью образующихся связей между ионами.
Диаграммы статического эксперимента поглощения ионов на хитине и хитозане приведены на рис. 7.
Рисунок 7. Результаты статического ионного обмена
Полученные данные подтверждают высокую сорбционную способность изучаемых сорбентов из разбавленных растворов (опыты с ионами меди(II) и хрома (VI)), эффективность поглощения 88—97 %. Поглощение ионов никеля (II) указывает на различный характер взаимодействия ионов с природными полисахаридами: аминополисахариды, являющиеся основой хитозана, легко образуют комплексные соединения с ионами металлов, в ацетиламидной группе хитина образование комплексов затруднено, следовательно, и эффективность процесса поглощения из растворов невысока.
В целом представленные исследования позволяют сделать вывод о принципиальной возможности поглощения ионов ТМ природными сорбентами и рекомендации использования этой способности для разработки технологии очистки осадков сточных вод путем биоремедиации.
Список литературы:
1.Наумов И.И., Шемель И.Г. Биосорбционная обработка осадков СВ // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием:сборник научных статей — Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. — с. 127—131.
2.Наумов И.И., Шемель И.Г. Биосорбционное извлечение тяжелых металлов при обработке осадков сточных вод // Международная научно-практическая конференция и школа молодых ученых и студентов «Образование и наука для устойчивого развития», посвященная 40-летию проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию и выходу доклада Римского клуба «Пределы роста» — Москва, 2012. — ч. 1 — с. 40—44.
3.Наумов И.И. Основы технологии биосорбционного извлечения тяжелых металлов при обработке осадков сточных вод // Наукоемкие технологии в приборо — и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: Материалы региональной научно-технической конференции — М., Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. — Т. 2 — С. 51—57.
4.Нудьга Л.А., Петрова В.А., Кевер Е.Е., Макарова Т.В.. // Изучение гидролиза хитин-глюканового комплекса гриба ASPERGILLUS NIGER фосфорной кислотой // Журнал прикладной химии 2002. Т. 75. № 11. — С. 1901—1903.
5.Нудьга Л.А., Петрова В.А., Петропавловский Г.А., Пазухина Г.А., Овчинников И.В. // Химический состав и свойства культивированных дереворазрушающих грибов PHANEROCHAETE SANGUINEA И GANODERMA APPLANTUM // Журнал прикладной химии. — 2001. — Т. 74. № 1. — С. 135—137.
6.Попадич И.А., Траубенберг С.Е., Осташенкова Н.В., Лысюк Ф.А. Аналитическая химия — М.: Химия, 1989. — С. 180—186.
7.Рубин А. Дж. Химия промышленных сточных вод — М.: Химия, 1983. — С. 289.
8.Феофилова Е.П.// Хитин грибов: распрастранение, биосентез, физико-химические свойства и перспективы использования// в книге «Хитин и хитозан». — М. «Наука», 2002. — 365 С.
дипломов
Комментарии (6)
Оставить комментарий