Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 декабря 2017 г.)
Наука: Медицина
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СТРЕСС. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ И БИОХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ У ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ
Каждый из нас периодически задаётся вопросом: почему разные люди по-разному ведут себя в незнакомой обстановке; почему одни студенты-первокурсники заметно полнеют, а другие нещадно худеют с началом занятий в институте; почему одни дети при переезде c родителями в другой город активно приспосабливаются и заводят новых друзей, а другие депрессуют и настойчиво требуют возвращения на прежнее место жительства? Целью нашего исследования явилось выявление связи поведенческой роли индивидуума при стрессах с биохимическими аспектами такого поведения.
Ни для кого не секрет, что набор врождённых потребностей и стиль их удовлетворения определяют психологический тип каждого из нас, который особенно ярко проявляет себя лишь в стрессовой ситуации. Метод определения психологического типа с помощью опросников чреват ошибками вследствие сознательной и бессознательной лжи исследуемых. Именно поэтому в наши дни для определения данного показателя зачастую используют шутки, основная цель которых – вынудить совершенно незнакомого человека проявить свой нрав, то есть особенности своего психологического типа. Этот способ применял еще Пифагор. Решая вопрос, принять ли человека в свою школу, он принимался над ним подшучивать. Во всех организациях принято подтрунивать над новичком. Результативность этого метода объясняется тем, что шутки, исходящие от малознакомой личности, что совершенно неприемлемо в нашем обществе, интерпретируются «подопытным» как лёгкое стрессовое воздействие, которое и раскрывает все карты перед исследователем. В результате таких вот бесхитростных экспериментов были выделены два основных типа поведения при стрессе: тип А, или реакция «борьба или бегство», и тип Б, или реакция «затаивания». Само собой разумеется, что такая классификация является ядерной, то есть крайней, и фактически невозможна в обществе, ведь все мы являемся промежуточными типами с преобладанием той или иной реакции. Характеристика вышеуказанных вариаций довольно проста. Носителям типа А присущи следующие особенности: агрессивность, амбициозность и активность в общественной жизни. Обладателей типа Б отличают прямо противоположные качества: низкая агрессивность, низкая амбициозность, и низкая активность в общественной жизни [1]. Такое описание обрисовывает нам человека лишь с поведенческой точки зрения, но для полного понимания ситуации необходимо разобраться в процессах, скрытых от внешней среды. Если рассматривать биохимические аспекты поведенческих вариаций, то следует обратить внимание на следующее:
- для типа А основу стрессовой реакции составляет активация мозгового слоя надпочечников, то есть повышенная секреция адреналина;
- для типа Б – активация коркового слова надпочечников и повышенная секреция глюкокортикоида-кортизола [2].
Такие различия в организации эндокринных реакций объясняют особенности метаболизма при стрессах и дают нам ответы на поставленные вопросы. Ведь именно сочетание поведенческого типа Б с активным «заеданием» стресса (одна из распространённых форм смещённой активности) приводит к заметному ожирению, что объясняется несоответствием между калорийностью поступающей пищи и энергозатратами организма, а также высокой липогенностью гормона кортизола. В свою очередь, поведенческий тип А в комбинации с повышенной агрессивностью или половой активностью, которые также являются распространёнными формами смещённой активности в стрессовых ситуациях, ведёт к неадекватному исхуданию, которое объясняется повышенными энергозатратами организма в сочетании с высокой мобилизующей энергозапасы функцией гормона адреналина.
Схема 1. Варианты развития событий у двух психологических типов в условии развития неконтролируемой ситуации (ГАС – гипофиз-адреналовая система).
В схеме 1 мы постарались наглядно продемонстрировать возможные биохимические и психоэмоциональные исходы у двух противоположных типов при условии развития неконтролируемых обстоятельств, то есть таких, в которых человек или животное не может повлиять на ситуацию ни знаниями, ни опытом. Следует отметить, что приоритеты между двумя психологическими типами расставляются в зависимости от контролируемости стресса. Так, если контроль ситуации вполне возможен, а от человека требуются какие-либо активные действия, направленные на изменения условий внешней среды, то в таком случае наивысшей приспосабливаемостью будет обладать человек с типом реагирования А. Если же ситуация неконтролируема, и от человека требуется элементарное приспособление с целью выживания, а «борьба» с условиями внешней среды попросту невозможна, в таком вот случае тип А реагирует так называемым «бегством» от непреодолимых трудностей, что проявляется в формировании выученной беспомощности, депрессии и ослаблением обратных связей в гипофиз-адреналовой системе. Такие изменения впоследствии могут привести к серьёзным нарушениям функционирования организма как целого и привести к развитию так называемых болезней адаптации (самые распространённые из них: инфекционные, паразитарные, онкологические заболевания; ожирение, артриты; стероидный диабет и сахарный диабет II типа; артериальная гипертензия; импотенция; бесплодие). Этих негативных последствий можно избежать лишь в случае субъективизации контролируемости ситуации, к чему способны далеко не все типы А. Соответственно, при такой вот неадекватности стрессового раздражителя, приоритет переходит к людям типа поведения Б, то есть реакции «затаивания». В результате такие индивиды попросту адаптируются к изменившимся условиям окружающий среды, у них повышается уровень тревоги, и, как следствие, активность гипофиз-адреналовой системы [3].
В качестве примера можно привести две исторически значимые личности:
- Анна Каренина – типичный психологический тип А, которая в результате неконтролируемого стресса и развития выученной беспомощности, покончила жизнь самоубийством (рисунок 1).
- Алексей – типичный психологический тип Б, стиль жизни которого был совершенно неприемлем для постоянного принятия важных решений и безотлагательного их выполнения (рисунок 2).
Рисунок 1. Анна Каренина (кадр из фильма 1967 г. с Т. Самойловой в главной роли) – пример психологического типа А.
Рисунок 2. Один из ярких примеров поведенческого типа Б – царевич Алексей.
В действительности же, с нашим организмом происходит ещё целый ряд изменений в период воздействия определённого стрессора, также зависящий от психологического типа.
Согласно таблице 1, если более подробно рассматривать оба типа, то можно выделить следующие особенности, присущие как человеку, так и высшим животным:
Таблица 1.
Перечень возможных изменений, обусловленных стрессом, у двух психологических типов
ˡ Локомоция (от фр. locomotion – «передвижение») – перемещение животных (в том числе человека) в пространстве (в водной среде, в воздушной среде, по твердой поверхности, в плотной среде), обусловленное их активными действиями.
Многие из этих стереотипных реакций объясняются преобладанием того или иного гормона в крови: как адреналина/кортизола, так и прогестерона/окситоцина при стрессе.
Из представленных аргументов и фактов можно сделать следующий вывод: самой высокой способностью к приспособлению обладают люди, находящиеся примерно посередине между поведенческими типами А и Б, то есть составляющие так называемую реактивную «золотую середину».
Помимо изложенных выше стратегий поведения при стрессе, есть ещё одна версия, которая с каждым десятилетием становится всё актуальнее и актуальнее, а название ей – половая. Так сложилось, что учёные всего мира, помимо репродуктивных особенностей, стараются объяснить и многочисленные социальные флуктуации в поведении мужчин и женщин. Благодаря многовекторным лабораторным и «полевым» исследованиям удалось выяснить множество нюансов, которые в дальнейшем воссоединили в одну полноценную теорию, два постулата которой: женский тип – пластичный, мужской – стрессоустойчивый [4]. Причём возможно, что при дисбалансе половых гормонов у беременной женщины, будущие мужчины будут развиваться по женскому типу, а будущие женщины – по мужскому. Всё зависит от гормонального фона матери в период развития плода (так как половые гормоны оказывают организующее влияние на половые особенности психики и поведения), а также от гендерных различий, которые являются результатом воспитания и культурных влияний.
Итак, женский (пластичный) тип характеризуется следующими особенностями: наличием большего количества синапсов в структурах ЦНС (эффективность работы любой системы зависит в первую очередь не от количества элементов, а от числа связей между ними) и, как следствие, наличием большего числа митохондрий в нейронных связях, что обуславливает лучшую энергетическую обеспеченность мозга. К тому же, функционирование ЦНС по женскому типу отличает и ряд других особенностей:
- большая скорость метаболизма глюкозы;
- усиленный мозговой кровоток;
- меньшая, по сравнению с мужским типом, асимметрия головного мозга;
- большее количество межполушарных связей;
- большее количество серого вещества, и гораздо большая плотность нейронов в области речевых центров;
- а также размер ядра ложа конечной полоски сравнительно меньше, чем у мужчин.
Такие отличительные черты объясняются преобладанием женских половых гормонов – эстрогенов, как в процессе внутриутробного развития, так и в дальнейшие периоды. Вывод из всех представленных фактов таков: стиль поведения при женском типе является наиболее пластичным, то есть наиболее приспособленным к работе в неблагоприятных условиях (не путать со стрессом, так как подразумеваются неблагоприятные, но в то же время стабильные условия без какой-либо доли новизны).
Если же рассматривать мужской тип поведения, то его отличает гораздо более высокая стрессоустойчивость, зато гораздо меньшая пластичность, нежели женский тип. Благодаря многочисленным исследованиям было установлено, что женщины лучше управляют автомобилем на компьютерном симуляторе благодаря более развитым сенсорным системам и превосходящей сенсомоторной интеграции. В реальных же условиях дорожного движения, когда постоянно возникают непредсказуемые аварийные ситуации, женщины в разы хуже справляются с вождением, нежели мужчины; так как последние в стрессовой обстановке сохраняют способность к принятию решений в отличие от женщин, которые чаще демонстрируют замирание, как смещённую реакцию при стрессе [5].
Рисунок 3. Женщины плохо действуют в стрессовых ситуациях, в отличие от мужчин (Гелла не удержалась на златоруном овне, уносившем ее вместе с братом Фриксом от злой мачехи, и утонула в проливе, который в память о ней назвали Геллеспонтом)
Все эти кардинальные различия объясняются тремя постулатами:
- Во-первых, гипофиз-адреналовая система женщин, по сравнению с мужской, активнее в состоянии покоя, гораздо чувствительнее, реактивнее и неустойчивее, нежели мужская;
- Во-вторых, у мужчин при стрессе активируется кора больших полушарий, отвечающих, как известно, за принятие решений, тогда как у женщин активируется лимбическая система, отвечающая за эмоции;
- В-третьих, у мужчин явно преобладает синтез анксиолитического андрогена дигидроэпиандростерона (ДГЭА), который секретируется не только семенниками, но и корой надпочечников, а также синтезируется в ЦНС, то есть является не только гормоном, но и нейростероидом [6]. Противотревожный и антиноцицептивный эффекты ДГЭА объясняются тем, что его метаболиты активно взаимодействуют с рецепторами ГАМК, а также с опиатными рецепторами. К тому же следует отметить, что женский организм дольше возвращается к норме после стресс-обусловленного гормонального всплеска (кортизол/адреналин); и как раз поэтому именно женщины чаще всего подвержены развитию болезней адаптации. Авторами [7, c. 25-27] представлены результаты многолетних исследований определённых возрастных категорий мужчин и женщин (диаграмма 1 и 2), которые доказывают вышеперечисленные постулаты:
Диаграмма 1. Частота развития депрессии у мужчин и женщин в подростковом периоде. По оси абсцисс – возраст в годах. По оси ординат – процент больных.
Диаграмма 2. Частота различных депрессивных расстройств у мужчин и женщин. ДД – длительная депрессия, дистимия – плохое настроение, СД – сезонные расстройства аффекта, ПМС – предменструальный синдром, МДП – биполярная депрессия.
Из двух вышепредставленных диаграмм можно заключить следующее:
- начиная с подросткового возраста женщины страдают депрессией чаще мужчин;
- все депрессивные расстройства встречаются у женщин чаще, чем у мужчин.
Итак, в заключение необходимо отметить, что помимо вышеописанных стратегий поведения, существует бесчисленное множество теорий, цель которых – объяснить те или иные поступки и показатели на различных этапах нашей жизнедеятельности. Следовательно, если рассматривается конкретный случай поведения, необходимо использовать сразу несколько имеющихся в запасе схем с результатами биохимического исследования для более объективного интерпретирования результата.
Список литературы:
- Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 340 с.
- Лучинин А. С. Психогенетика: учеб. пособие. М.: Владос-пресс, 2005.–125 с.
- Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М.: Григоренко Е. Л. Психогенетика. М.: Аспект-Пресс, 1999. – 245 с.
- Бутовская М. Л. Тайны пола: Мужчина и женщина в зеркале эволюции. М.: Век 2, 2004. – 286 с.
- Пушкарева Н. Л. Женская история. Гендерная история: учеб. пособие. Калуга: изд-во, 2001. – 311 с.
- Вейнингер О. Пол и характер. М.: Астрель, 2012. – 340 с.
- Toskon D. Depressive conditions in men and women // American Psychiatric Press, Inc., Washington DC. 2010. V.7. №12. P 23-25.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий