Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2016 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соколова К.В. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СЮРРЕАЛИЗМА КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СЮРРЕАЛИЗМА КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

Соколова Ксения Васильевна

Магистрант II курса, кафедра теории и истории культуры ИИК, НИ ТГУ,

г. Томск

Е-mail: carity@sibmail.com

Савельева Елена Николаевна

научный руководитель, канд. философских наук, доцент ТГУ, г. Томск

 

В XXI веке развитие глобализационных процессов способствует превращению мира в необъятное поле коммуникации, что естественным образом, формулирует постановку вопроса об эффективном межнациональном взаимодействии. В этом плане, в качестве примера сотрудничества отечественных и зарубежных авторов, хотелось бы обратиться к появлению в 2007 году «Энциклопедического словаря сюрреализма» под редакцией Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, который продолжил серию фундаментальных трудов, начатую в 2005 году «Энциклопедическим словарем английской литературы XX века».

Если задать вопрос среднестатистическому человеку, мало знакомому с сюрреализмом, с чем ассоциируется данное направление искусства, то, в большинстве случаев, услышишь: Сальвадор Дали, творчество психически нездоровых людей, реже: французская группа литераторов и художников начала XX столетия, основанная Андре Бретоном. Несомненно, все вышеперечисленные ответы в определённой степени являются верными, но парадоксальность сюрреалистического искусства состоит в необъяснимом сплочении таких несовместимых черт, как: грубый натурализм, таинственный иррационализм и утонченный интуитивизм. Идеи сюрреалистического искусства вышли далеко за границы европейских государств, оказав огромное влияние на развитие художественных вкусов и творческих установок, в том числе и на художников из России.

«Энциклопедический словарь сюрреализма» является впервые изданным в России научным изданием, которое освещает одно из самых значимых литературно-художественных направлений авангарда XX века в Европе (в том числе в России), Африке и Америке. Глубокие и всесторонние исследования, теоретические статьи, созданные от лица ведущих литературоведов, искусствоведов, культурологов и теоретиков культуры из России, Франции, Германии, Канады, представляют собой комплексный обзор эволюционного становления сюрреализма с момента его зарождения до хронологического рубежа середины XX века, когда крупнейшие мастера культуры столетия определили весомую роль сюрреалистической поэтики для развития художественного языка современности. Структура словаря объединяет в себе статьи по шести классификациям – статьи-монографии, уделяющие внимание творчеству живописцев различных континентов; обзорные статьи, соединяющие соответствующие процессы в определенных регионах; статьи о многочисленных печатных изданиях, связанных с проявлениями сюрреалистических идей; статьи, освещающие самые значимые программные художественные произведения; статьи о влиянии сюрреализма на отдельные виды искусства (как пример, на живопись и музыку); и наконец, статьи, анализирующие важные теоретические понятия, необходимые для формирования системы поэтики сюрреализма.

Публикация Энциклопедического словаря затруднялась определенными драматическими обстоятельствами исследования данного течения в СССР. Для советской науки 20—30-ых годов не характерно было изучение истории искусства сюрреализма, так как европейский авангард был ограничен идеологическими рамками цензуры, рассматривающей любое новаторское творчество в негативном ключе. Идеологические рамки государства вычеркивали из любой сферы культуры любого представителя, оппозиционно настроенного по отношению к советским порядкам. Для начала 30-ых годов характерно появление нового термина - «левое активное революционное крыло сюрреализма», включающего в себя Поль Элюара, Луи Арагона и многих других, вступивших в ряды Французской коммунистической партии, а с конца 30-ых по 60-ые годы термин во всех энциклопедических словарях получает отрицательную социологическую окраску. В последующие годы анализ сюрреалистического направления в отечественной культурологии находился на перепутье между резкими критическими замечаниями по поводу его программ и высокой оценкой наследия сюрреалистов. Кардинальные преобразования в отечественной науке, возникшие на рубеже ХХ—ХХI веков, не способствовали появлению целостной картины эволюционного развития сюрреализма, его взаимосвязи с общим достоянием мировой художественной культуры. Именно поэтому, данный словарь является творением многонационального авторского коллектива учёных из многочисленных стран: Россия, Франция, Канада, Германия. Это первое в России комплексное исследование сюрреализма, функционирующего в разных видах искусства (литература, кино, музыка, театр, изобразительное искусство) свидетельствует о коммуникации с опытом авангарда других стран. Не только живопись и литература, но и кинематограф, театр, философия, средства массовой информации, реклама, дизайн – ко всему в той или иной степени притронулся сюрреализм. Становление и развитие этого движения, его связь с культурой XX века, должно, по мнению авторов, просвечиваться “через форму энциклопедических словарных статей, охватывающих явления самых различных категориальных уровней” [1. с. 368] Ещё одна важная цель, стоявшая перед создателями энциклопедии, обобщить уже имеющийся обширный и иногда довольно сложный научный материал, с целью создания фундаментальной базы для продолжения исследований сюрреализма в мировой науке.

Строение энциклопедического словаря достаточно просто для самостоятельного освоения: довольно ёмкое предисловие, повествующее об этимологии слова и его истории, после - раскрывающиеся установки, которыми при создании словаря руководствовались авторы, затем следуют теоретические статьи с переводом на русский язык. Словарь акцентирует внимание читателя и на ключевых сюрреалистических концепциях: «автоматическое письмо», «ready-made», «объективная случайность» и многое другое. В словаре можно познакомиться с перечнем и разъяснением программ практически всех сюрреалистических журналов и антологий на французском и испанском языке, создателями произведения проводится обширный анализ роли и значения этого направления в контексте эпохи, определяется место направления в культуре своего времени, соотношение с искусством прошлого и значение для современной культуры. В итоге, пролистав словарь читатель будет иметь необходимый набор данных, включая биографию, наименования основных научных произведений, соприкасающихся с творчеством представителей сюрреализма - писателей, поэтов, художников, композиторов, актеров. Нельзя не признать важность авторов «Словаря сюрреализма» из разных стран, попытавшихся первыми выделить специфическую составляющую направления на любом континенте, создавая соответствующие разделы о национальных вариантах сюрреализма.

Можно отметить, что сюрреализм со своим бунтарским характером, на первый взгляд, достаточно легко поддаётся систематизации и становится предметом для научного анализа: первый словарь сюрреализма, собственно говоря, был составлен самими сюрреалистами: Бретоном и Элюаром, здесь немаловажную роль сыграла переводческая деятельность авторов, проявившаяся при исследовании французских словарей сюрреализма 1982 и 1996-го годов.

В целом, «Энциклопедический словарь сюрреализма» оставляет приятное впечатление, чувствуется современная, слаженная, гармоничная работа коллектива энциклопедистов, любящих и отменно знающих свой предмет, пытающихся заинтересовать любого человека, взявшего в руки энциклопедию. Авторы большинства концептуальных теоретических статей «Энциклопедического словаря экспрессионизма» видят в качестве своей главной цели выработку аппарата, помогающий осознать, что такое сюрреализм. В качестве доказательства, обратимся к статье, освещающей цюрихское «Кабаре Вольтер»: «Энциклопедия сюрреализма» подробно описывает, чем было «Кабаре Вольтер» и что оно означало для культуры: «Опыт ‘Кабаре Вольтер’ постулирует новый тип бытования искусства, при котором смысловой «центр тяжести» перемещается с произведения в пространство взаимоотношений между ним, автором и зрителем; публика была впервые осознана как самодостаточный эстетический феномен и как объект целенаправленных художественных манипуляций» [2. с. 285] Данные сведения, необходимые и для знакомства с эволюцией сюрреалистической живописи, и для понимания механизмов сюрреалистического кинематографа могут осветить то, на что опирались создатели первых сюрреалистических антологий, и то, как им удавалось влиять на читающую публику, создавая полные сюрреалистические сборники, на долгие годы сформировавшие представления о сюрреализме и оказавшие своё непосредственное влияние на его исследование.

Таким образом, появление энциклопедии сюрреализма нельзя не приветствовать. Создание «Энциклопедического словаря сюрреализма» выступает важным событием для отечественного и мирового литературоведения и культурологии, так как появление таких масштабных трудов происходит у нас достаточно редко. Эта книга пригодится не только специалистам, для которых данный словарь несомненно станет новым знаменем для исследования в научных работах, но и широкому кругу читателей, которые стремятся познакомиться с значимым пластом культуры Европы первой половины XX века.

 

Список литературы:

  1. Балашов Н.И. Дадаизм и сюрреализм. История французской литературы. - М.: Просвещение, 1963. – 485 с.
  2. Энциклопедический словарь сюрреализма / Отв. ред. и сост. Т. В. Балашова, Е. Д. Гальцова. - М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2007. - 581 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.