Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2016 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
БОХО-ШИК. ВНЕШНЕ-ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ БОГЕМЫ
Новослугина Яна Александровна
студент 4 курса культурологического факультета, МБОУ ВПО «ЧГИК»
г. Челябинск, Россия
Бохо-шик или стиль бохо вновь стал актуальным, выбрался из богемной среды на подмостки модных показов, завладев сердцами бьюти-гуру и сведя с ума людей, следящих за модными тенденциями.
Вобрав в себя народные мотивы, богемную эпатажность и расслабленность детей солнца – хиппи, стиль бохо стал популярным не только среди творческих людей, но и проник в модные журналы и бутики современной одежды.
Обратим свое внимание на богему, чтобы понять, как формировался образ, стиль и мода ее представителей.
Обратившись к этимологии слова, мы обнаружим, что буквально «богема» с французского переводится как цыганщина. Да и внешне богемные личности мало отличались от бедных, бездомных и вечно голодных цыган. Нарочитая многослойность спасала их от холода в неотапливаемых мансардах Литературного квартала, броские дорогие вещи сочетались в артистической среде с поношенной одеждой из некрашеного натурального волокна.
Богема, как сообщество свободное от предрассудков, стремилось использовать все доступные ему способы самовыражения, в том числе и одежду. Будучи творческими личностями, ее представители не знали рамок и хотели эпатировать своим внешним видом. Самой же маргинальной, давшей название этому сообществу, группой в глазах богемцев были цыгане. Этот народ всегда отличался своей яркостью, незакрепленностью и любовью к свободе.
Постепенно богема перестает использовать стиль цыган как отличительную черту, переходя в подполье, отмежевываясь от общества уже не через маргинальные порывы, а используя искусство (что также выводит ее из реального общественного строя, своеобразный эскапизм).
Новая волна интереса к богеме, а соответственно и использование образцов ее поведения и внешне-презентационного имиджа приходится на 1960-е года. Конечно, это связано с нарастающей популярностью контркультуры хиппи и общей культурной обстановкой того времени, когда мягкий протест, направленный, опять же, в сторону той «буржуазии», «сытого класса», того времени. Разумеется, мы не можем сказать, что богемный стиль напрямую взаимодействовал с атрибутами хиппи, но некоторое сходство у этих двух субкультур прослеживается.
Таким образом, на современном этапе мы получаем стиль бохо, сотканный из одежды представителей богемы, которые, в свою очередь, ориентировались на цыган, черт стиля хиппи, пропагандирующих свободу, а также элементов этники, что возвращает к корням, свободе от городской суеты, легкости сельской жизни в представлении жителя мегаполиса.
Также стоит отметить, что богема, как и другие культурные феномены, будучи во время ее возникновения новой, авангардной, незнакомой для других, постепенно, с течением времени, становится известна, начинает осмысляться, а в дальнейшем цитироваться и распространяться массово, но не сама ее суть, а лишь внешние признаки. Это связано с особой артистической средой ее возникновения, элитизмом, который прошел от низов социального строя, до его вершин.
Ключевым предметом гардероба девушки, желающей одеваться в стиле бохо является длинное платье или юбка. Длина может варьироваться от макси до миди. Основной отличительной особенностью этого стиля являются легкость, выраженная в оборках, кружеве. Платье лишено строгих линий, не облегает силуэт, струится, не сковывает движения. Узор может быть самым различным: клетка неконтрастных цветов, мелкие цветочные принты, вышивка на самой ткани, использование некрашеных материалов, а также пастельные тона.
Жилет удлиненный или укороченный, меховой или из тонкой прозрачной ткани, с вышивкой или кожаными вставками. Часто для украшения этого предмета гардероба используется бахрома, которая отсылает к цыганскому, вольному образу жизни. А жилет использовался представителями богемы как раз чтобы сохранять тепло, сейчас же выступает скорее декоративным элементом костюма.
Жакет также варьируется по материалам и длине, может быть выполнен как из кожи, так и из плотного льна. Предпочтение отдается натуральным материалам, экологичности и нарочитой неряшливости.
Удлиненный кардиган или свитер крупной вязки – незаменимый элемент гардероба, подчеркивающий хрупкость, бесформенность образа, а также выступающий еще одним элементом многослойности. Опять же, акцент на фактуре, объеме и силуэте.
Еще ярче стиль бохо проявляется в аксессуарах. Сумки также бесформенны, выполнены из кожи, текстиля, украшены вышивкой цветов, бахромой. Утилитарная их роль не менее важна, чем декоративная, ведь они вместительны (вечно путешествующим цыганам и хиппи, живущим под открытым небом фестивалей где-то нужно хранить и в чем-то переносить свои уникальные вещи).
Стиль бохо не может обойтись без головных уборов. Широкополые шляпы, банданы, украшенные монетами – цитаты из других стилей и дополнение к образу.
Украшения стиля бохо – отдельная, блистательная глава этого направления. Так как бохо многосоставный стиль, и украшения, как самые красноречивые детали, в нем самые разнообразные.
Обилие колец и браслетов из разных материалов, с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, бижутерии, необработанных кристаллов. Многослойность приветствуется и в игре с аксессуарами.
То же самое мы видим и в украшениях, которые носят на шее: многоярусные колье сочетаются с кулонами и подвесками (клыки, рога, перья, кулоны с растительными элементами).
Эклектичные украшения с этническими мотивами надеваются и на голову, вплетаются в прическу, браслеты носятся как на предплечьях, так и на плечевых суставах.
Обувь в стиле бохо массивная, грубая, оттеняет легкость, ажурность и декоративность платья. Это могут быть как байкерские или ковбойские высокие ботинки, так и замшевые ботильоны на толстом невысоком каблуке, сандалии с широкими перекрещивающимися ремешками. Это связано, опять же, с образом жизни: поездки на конях, долгие пешие прогулки, фестивали под открытым небом.
Прическа женщины в стиле бохо также пропитана расслабленностью, воздушностью и народными мотивами. Чаще всего мы видим распущенные волосы с легкой волной, с вплетением мелких косичек – дань стилю хиппи. Вариации на тему кос могут быть многочисленны, но ключевой остается небрежность. Волосы не затягиваются туго, выглядят слегка неряшливо и этим дополняют образ.
Как мы видим, женская мода в стиле бохо отличается неординарностью, опирается на многослойность и объемный силуэт, тяготеет к этническим мотивам и обилию украшений.
Мужчины реже следят за модными тенденциями, отдавая предпочтение классике, но, тем не менее, мы можем говорить о том, что бохо стиль повлиял и на мужскую моду.
Рубашка в стиле бохо всегда приглушенных тонов, выглядит слегка застиранной, верхние пуговицы не застегиваются, как это принято у цыган – расслабленность и неподверженность городской суете, дресс-коду.
Мужчины также как и женщины используют жилеты и жакеты, дополняя их этническими узорами, лоскутным шитьем, заплатками, завершая образ неряшливостью.
Чтобы подчеркнуть протестность, мужчины надевают рваные джинсы или свободные брюки, заправляют их в поношенные старомодные высокие ботинки, не до конца зашнуровывая их.
Прическа у приверженца стиля бохо также расслаблена, как и ее владелец: длинные волосы, слегка растрепанные. Приветствуются легкая небритость и даже борода.
Что касается аксессуаров, то мужчины с не меньшим энтузиазмом используют и браслеты, и даже носят колье-амулеты, что нисколько не портит, а лишь завершает их бунтарский образ.
Становится очевидно, что протестность и тяга к свободе несовместимы для стиля бохо с четкими линиями, строгими силуэтами и минимумом деталей.
Список литературы:
- Аронсон О.В. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. М: Прагматика культуры, 2002 – 96 с.
- Бычков В.В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века: Российская полит. энциклопедия, 2003. – 603 с.
- Султанова А.Н. Социокультурный феномен богемы. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Дагестан. пед. университет, Махачкала, 2012. [электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 23.12.2015)
дипломов