Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Эделева Е.П., Кусимова С.Г. ФЕНОМЕН «ДЕГЕНЕРАТИВНОГО» ИСКУССТВА В ЭПОХУ ГЕРМАНСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФЕНОМЕН «ДЕГЕНЕРАТИВНОГО» ИСКУССТВА В ЭПОХУ ГЕРМАНСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА

Эделева Екатерина Павловна

Студентка третьего курса, кафедра истории и теории искусств,
Уфимская государственная академия искусств им. З.Исмагилова, г. Уфа

E-mail: cool-edeleva@yandex.ru

Кусимова Суфия Гильмановна

Кандидат искусствоведения, профессор, кафедра истории и теории искусств,
Уфимская государственная академия искусств им. З.Исмагилова, г. Уфа

 

«Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации…»

Адольф Гитлер

 

Тоталитарная диктатура, нашедшая свои истоки в Германии первой половины XIX века, повлияла не только на общественно-политическую жизнь страны, но и на различные сферы искусства. Адольф Гитлер, неутомимый борец и харизматический оратор, несмотря на активную государственную деятельность, не мог представить политику без искусства. Известно, что «великий диктатор» имел талант в области живописи и изначально хотел стать известным художником,  а не политиком. В дальнейшем защищая арийскую нацию и интересы национал-социалистической партии, диктатор устанавливал свой свод законов для «нового» искусства, призванного служить народу Германии. Искусство в то время стало настоящим инструментом власти над миллионами, а так же «кафедрой», с которой вождь Германии показывал гражданам «дорогу к солнцу», к светлому будущему немецкой нации.

Гитлер стремился к созданию собственного направления в искусстве, а все прочие новаторства называл «дегенеративными». Первый шаг, определивший дальнейшие действия фюрера, было уничтожение института «Баухауз», целиком и полностью принадлежавшего традициям модернизма, которые Гитлер категорически отказывался принимать. Затем публичное сожжение нескольких тысяч книг «негерманского духа» и, наконец, компании против директоров музеев и преподавателей университетов.

Кислорода становилось все меньше, диктатура ужесточалась с каждым днем все сильнее. В 1933 году вместе с архитектором Паулем Людвигом Троостом, Гитлер построил самый крупный в Мюнхене Дом германского искусства, в честь которого был проведен праздник в стиле средневековья. Первые попытки модернизации «нового» искусства не имели огромного успеха. Все было чересчур старомодным и не современным.  Проведенная выставка  сопровождалась шествием, переодетые рыцари несли огромное солнце и фигуры героев из древнегерманских легенд. Речь фюрера, произнесенная на открытии, не просто призывала, но требовала отказа от всякого декадентства, провокационности и «новаторства». Главной целью являлась пропаганда искусства немецкого народа. В исканиях кубистов, сюрреалистов, футуристов и других художников Гитлер видел непозволительное искажение действительности, грубое обезображивание реальности и ненужный уход от объективности. «...если они пытаются навязать народу это безобразие, тогда этим должен заняться уголовный суд» [4, с. 290] - неистовствовал Гитлер. Он заявил, что ныне наступил век нового человека, целиком и полностью преданного своей нации, своему народу. Однако общей солидарности в этом деле Гитлеру так и не удалось достичь: многие считали несправедливым такую политику.

В 1937 году в Институте археологии художник Адольф Цинглер организовал самую удивительную и странную выставку художников-модернистов под названием «Дегенеративное искусство». Отныне всех модернистов, имеющих «дефектное зрение», стали называть преступниками. Особенно это касалось немецкого художника экспрессиониста Эмиля Нольде, которого Гитлер ненавидел больше остальных. Прежде всего это было связано с темами работ Нольде: художник часто изображал национализм, ксенофобию и антисемитизм. В период правления Гитлера было конфисковано несколько тысяч картин, в числе которых были картины Пикассо, Матисса, Ван Гога, Сезанна. Власти часто наведывались к художникам и устраивали проверки, запрещали покупать краски. 730 картин, специально отобранных комиссией, выставили на всеобщее обозрение под видом «дегенеративного искусства». Уничтожение индивидуальности, неприятие чужих взглядов, формирование примитивного, прямолинейного искусства, превозносившего идеи нацизма — характерные черты для Германии того времени. Всякое отклонение от общих правил, измена идеям через воспроизведение жизни посредством «новых» приемов художественной выразительности, воспринималось как болезнь и  психическое отклонение, а иногда и принадлежность к еврейской нации. В доказательство своей правоты, рядом с величайшими мастерами вывесили безобразные картины реальных душевнобольных людей. Таким образом, диктатура подавляла идею свободного творчества и частично останавливала развитие новых направлений в искусстве Германии.

В XX веке развитие искусства и культуры Германии заметно возросло, но  Гитлер видел в этом разложение идеи единства и целостности, ценностных ориентиров и общих задач нации. С этого момента и началась тотальное искоренение модернистов. Художники были обязаны вступить в Имперскую палату изобразительных искусств, аналог Советского союза художников. Отказавшимся и не подходящим по творческим критериям установили запрет на профессию. В журнале «Немецкий художественный вестник» опубликовали манифест, который гласил только о запретах. Власти всячески уводили искусство от идей космополитизма, наказывали тех, кто совершал беззаконие, пользуясь картинами мастеров, изолировали художников и пропагандировали массовое искусство.

Термин «дегенеративного искусства» был введен художником Вольфгангом Вилльрихом, которой впоследствии дал такое же название будущей выставке. Он опирался на расовую теорию и говорил о том, что искусство способно выразить как наилучшие, так и наихудшие черты нации. Процессы искусства он обозначал терминами из биологии и психиатрии. Известно, что в биологии термин «дегенеративный» обозначает процесс упрощения, связанный с исчезновением функций, неким отклонением от нормы. Таким же образом характеризовали работы современных художников.

Многие другие немецкие художники поддерживали Вилльриха, будучи уверенными в том, что истинное немецкое пропагандистское искусство является единственным, верным и прекрасным. Немцы даже не пытались экспериментировать и создавать что-то необычное, нестандартное. Однако, избавляясь от художников, якобы отставших от своего времени, власти сами возвращались к опыту прошлого.

Всего за два с половиной месяца выставку увидело около 2,5 миллионов человек — рекорд, который до сих пор не могут установить даже самые лучшие музеи всего мира. Зрителя привлекало не только название, но и лозунги лидеров по отношению к современному состоянию немецкого искусства. Протест, агрессия и споры провоцировали пылкий интерес людей. Это позволило лишний раз убедиться в значимости величайших произведений. Сегодня многие открытия в области искусства не редко становятся предметов жесточайших споров. Как правило, споры о произведении искусства сами говорят за него и увеличивают стремление человека к самопознанию. Похожая ситуация возникла и в Германии, но она была непродолжительной из-за подавления и угнетения со стороны тоталитарной власти.

Прибегая к реформации искусства, Гитлер и его соратники незримо управляли мнением масс и влияли на их представления об истинах искусства. Первым средством для этого служили агитационные речи, а так же оскорбительные лозунги и предупреждения. Тотальное закрепощения личности и свободного выражения собственных взглядов маскировалось под защитой народного сознания от надвигающейся волны «разрушительного» созидания. «Бездарей и пачкунов на свалку истории!», «Не позволим себя больше дурить!» [5, с. 73], - слышались крики возле дверей выставки.

Тот факт, что картины оплачивались налогами рабочего класса, возмущал горожан и настраивал на агрессию. Люди подсчитывали, сколько бы они могли приобрести на эти деньги, в то время как интеллигенция рассказывала о пагубном влиянии новаторов чуждой нации. Атмосфера постепенно накалялась и походила на балаган, в котором царила враждебность вперемешку с весельем и сарказмом. Создавалось неприятное ощущение, которое пугало и говорило о чем-то зловещем. Уже у дверей института археологии толпа зевак видела настораживающую надпись «Несовершеннолетним и беременным женщинам вход воспрещен» [5, c. 73].

После многочисленных выставок, власти утроили настоящий аукцион, на котором за бесценок продавались картины. Так продолжалось до начала Второй мировой войны.

Во взглядах Гитлера на искусства можно найти черты философского учения Ф.Ницше, на которого фюрер сам не раз ссылался. Главным образом, это касается идеи Ницше о здоровом и упадническом: здоровое прославляет жизнь и способствует ее развитию, упадническое заражает ее и убивает. Гитлер, следуя тем же принципам, буквально переставил эти понятия местами: ошибочно он принимал здоровое и прекрасное за нечто болезненного и аморальное, приводя искусство к вырождению. «Искусство — возвышенная миссия, обязывающая к фанатизму» [2, c. 307], - говорил Гитлер. Действительно, фюрер был предан искусству всей душой, однако его фанатизм и одержимость стали убийственными для культуры его страны.

«Художественной программой итальянского фашизма и немецкого национал-социализма стало превращение тела из носителя информации в саму информацию, информацию политического характера» [2, c. 304], - пишет автор статьи «Тело героя: теория искусства Адольфа Гитлера», искусствовед Борис Гройс. Гройс усматривает в теориях Гитлера стремление к выражению героизма своей нации через искусство. На первый план выдвигается художник, а не его произведение и его герой. Героем является художник, который воплощает в себе некий идеал, призывающий остальных следовать за ним и действовать во имя лучшего будущего последующих поколений. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что власти сами прибегали к использованию приемов современного искусства: например, провокация, перформанс и эстетика «антискусства» в духе дадаизма. Гитлер наотрез отказывался от прежних теорий, чтобы создать новое, неизменное искусство, которое увековечит величие германской нации. Потому произведения, созданные художниками должны были выделяться среди остального и по форме и по содержанию, чтобы в дальнейшем произвести на зрителя должное впечатление.

Гитлер опережал свое время, несмотря на верность классицистическому искусству и пытался предвосхитить будущее Германии. Он мечтал о причислении в ряды народного героя. Однако, для этого было необходимо полное совпадение вкусов художника и зрителя. Гитлер базировался на визуальном восприятии искусства, которое могло воздействовать на сознание зрителя. Он больше не верил в то, что оно способно передавать какие-либо традиции после «смерти Бога». Здесь снова возникает параллель с философским учением Ницше, который впервые написал об этом в книге «Веселая наука». После уничтожения духовной сущности, искусство может оставаться «вечным» только в материальном, именно поэтому Гитлер вместе с соратниками показывал независимую, действенную личность, взращенную на почве тоталитаризма и диктаторства, борьбы и завоеваний. Если художник совершает какой-либо жест в защиту своего государства, то это значит, что он сумел проявить настоящий героизм. Характерным было отвергание дискурса и анализа, полное внимание на телесности, как на производной от самого художника (тело произведения есть тело художника). Таким же сходным по структуре телом обладает и зритель. Но тела, принадлежащие разным расам, имеющим свои вкусы и взгляды, могут при своем столкновении обесценить искусство. Именно поэтому Гитлер говорил о расовом единстве, которое смогло бы обеспечить ему жизнь на сотни тысяч лет.

Борясь с модернистами, Гитлер пришел к тому, что сам начал использовать средства своего врага. Теория об искусстве и теория расы так и не были доведены им до конца. Слишком невероятной была его мечта завоевать весь мир с помощью политической и культурной реформации. Новые течения были сильнее идеи Гитлера о народном искусстве. В этом неравном противоборстве духовность, созидание и свобода сумели одержать вверх над редукцией и разрушением тоталитарного режима.

 

Список литературы:

  1. Гройс Б. Тело героя: теория искусства Адольфа Гитлера. Политика поэтики: сборник статей. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. — С. 303 — 313.
  2. Козлов Г. Дегенераты против истинных арийцев // Артхроника 2007. — № 7-8. — С. 90 — 103.
  3. Карман М. Судьба Марка Шагала: феномен «дегенеративного искусства» и его последствия. // Бюллетень Музея Марка Шагала. — 2013. —  Выпуск 21.С. 69 — 75. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.chagal-vitebsk.com/?q=node/319 (дата обращения 13.09.2015)
  4. Маркин Ю.П. Искусство Третьего рейха. М.: РИП-Холдинг, 2012. — 384 с.
  5. Толанд Дж. Адольф Гитлер. Кн. 1. Пер. с англ. О. Тихонова. М.: Интердайджест, 1993. — 368 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.