Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИДЕИ ЛИБЕРАЛИЗМА И СВОБОДЫ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
Пешков Константин Дмитриевич
студент 1 курса магистратуры, юридический факультет ОГУ,
РФ, г. Оренбург
E-mail: kostua-08@mail.ru
Завьялова Галина Ивановна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и культурологии ОГУ,
РФ, г. Оренбург
Б.Н. Чичерин – выдающийся русский философ и историк права. На пороге XXI века взгляды Б.Н. Чичерина не просто интересны, но остаются актуальными, раскрывая потенциал интегративной методологии в понимании права. В его трудах большое место отводится либерализму и свободе. Б.Н. Чичерин являлся, как говорил И.В. Михайловский, «величайшим представителем идеалистической философии права» [2, с. 36].
Он рассматривал взаимоотношения между государством и гражданским обществом, свободой и необходимостью, государственные и негосударственные формы правления. Понимание свободы, как творческого начала в человеке волновало многих, и Б.Н. Чичерин попытался поставить вопрос о нравственной ценности произвола, ведь внутренняя свобода человека зависит от его морали и позволяет ему поступать, или не поступать должным образом. Мы обращаемся к Б.Н. Чичерину, вплотную подошедшему к раскрытию идеи творчества в содержании свободы.
В своей правовой концепции Б.Н. Чичерин своеобразно преломляет учение И. Канта о личности и Гегелевское учение о государстве. Приоритет интересов личности перед государством он считал первостепенным и необходимым положением государства и права. Свободу человека он называл фундаментом общества, а самого человека – абсолютной ценностью, при этом отстаивая идею о том, что не лица для учреждений, а учреждения для лиц [6, с. 58]. Мыслитель соединил элементы индивидуализма И. Канта с положением Г. Гегеля об объективном и самоцельном характере государства. Индивидуализм «составляет краеугольный камень всякого истинно человеческого здания»; личность есть «корень и определяющее начало всех общественных отношений» [3, с. 475].
Вместе с тем позиции Б.Н. Чичерена и И. Канта в отношении свободы воли имели некоторые различия. Кант трактует волю как «способность определять самого себя к совершению поступков сообразно с представлением о тех или иных законах» [1, с. 89]. В его понимании свобода воли – это «такое свойство воли, благодаря которому она сама для себя закон» [1, с. 100]. Принцип свободы сводится им к тому, чтобы «выбирать только так, чтобы максимы, определяющие наш выбор, в то же время содержались и в нашем волении как всеобщий закон» [1, с. 100]. Таким образом, у кантовской свободы воли выбор осуществляется на основе категорического императива и определяется единственным мотивом – моральным законом. У И. Канта понятие произвола не включается в содержание свободы воли. Б.Н. Чичерин же, опираясь на И. Канта, пытается представить свободу воли и как произвол, то есть, как способность личности самоопределяться на основе не только разумно-нравственных, но и любых других мотивов.
И для Б.Н. Чичерина и для И. Канта, понятие свободы воли относится к области нравственности, однако, в отличие от немецкого философа у русского мыслителя понятие произвола входит в содержание понятия свободы воли. Б.Н. Чичерин признавал, что в акте выбора человека присутствуют проявления его иррациональной природы, сам произвол он увязывает с осознанным подчинением своей воли действию природных влечений. Произвол для него – не беспричинное хотение и даже не просто способность руководствоваться любыми мотивами, поскольку, сама эта способность необходима для него допущением свободы отказаться от повиновения нравственному закону. Отличия в содержании понятия свободы воли у Б.Н. Чичерина от И. Канта предусматривают свободу воли не только от природной причинности, но также и от безусловного долженствования.
Б.Н. Чичерин не ограничивается простым признанием необходимости свободы выбора должного или недолжного, когда свобода понимается как зло, но делает он это очень тонко.
Б.Н. Чичерин считал, что нравственное зло возникает не из возможности выбора, а из желания утвердиться в качестве нравственного закона, из желания индивида «выделиться из подчинения общему закону и сделаться самостоятельным центром». Явление зла происходит в тот момент, когда индивид пытается противопоставить себя – общему закону [4, с. 136]. Эта интерпретация природы зла отличается от излагаемого Б.Н. Чичериным объяснения И. Канта, что очень часто выражается в эгоистических мотивах поведения человека.
Б.Н. Чичерин обосновывает нравственную свободу человека, хотя понимание свободы воли, как возможности произвола им не опровергается. Он постулирует, что переход из царства необходимости в царство долженствования должен происходить без участия свободы. Свобода воли проявляется как добрая воля, когда происходит сознательное следование должному. Изучая саму свободу, Б.Н. Чичерин понимает, что внутренним ее условием, необходимым допущением является произвол. Но произвол не есть свобода. Таким образом, ценностное значение недолжного понимается им как возможность, как признание за человеком права выбора.
Одинаково с Гегелем, Б.Н. Чичерин признает естественное право – частью философии права, называя его «философским правом». Однако, если Гегель смысл абсолютного подхода к естественному праву раскрывал в конструкции абсолютной нравственности, то Б.Н. Чичерин видел естественное право в виде идеальных юридических норм, разрабатываемых наукой и служащих руководством для законотворца. Определяя права и обязанности, подвластных лиц, законотворец должен исходить из основополагающих принципов самого положительного права.
Б.Н. Чичерин в своей концепции четко видел взаимосвязь между экономической свободой и развитием политического сознания граждан, что, в конечном итоге, приводило к осознанию важности политической свободы. Без политической свободы не может быть гарантирована свобода личная. Он понимал, что свобода может существовать только в государстве и только в рамках закона, не допуская никаких крайностей в этом вопросе. Она является достоинством умеренных правлений, в которых граждане в какой-то степени защищены от самоуправства властей. В любой форме правления должны присутствовать сдержки и если только такие сдержки исчезают, то правление превращается в тиранию.
Присутствие в обществе главенствующего в нем нравственного порядка, общественного духа, Б.Н. Чичерин считал важнейшей гарантией соблюдения личностных прав, без него народ перестает быть единым целым. В данном случае он становится лишь толпой людей, объединенных только иллюзорно, для видимости, которым безразлично, подчиняться той или иной власти, только бы она бесперебойно содержала полицию. Нравственный порядок в обществе, по мнению мыслителя, должен был поддерживаться духовной свободой. Составными компонентами, гарантирующими ее, должны были стать: свобода слова, совести и мысли, свобода собраний. Он говорил, что осмысление необходимости в правопорядке «проявляется в идее отечества, которому человек жертвует своим достоянием и своею жизнью» [7, с. 41].
Б.Н. Чичерин считал судебные гарантии наиболее действенным средством соблюдения личных прав граждан, полагая при этом, что это лишь начальное требование соблюдения политических прав. Гарантируя соблюдение гражданских прав, общество должно было понять важность такой же юридической защиты политических прав.
При создании своей либеральной концепции, Б.Н. Чичерин опирался на специфическую роль абсолютной монархии в истории российского государства. Положительным моментом такой формы государственности выступает разделение властей: монарх олицетворяет власть, народ – свободу, аристократическое собрание – закон [5, с. 161]. По его мнению, преимуществом конституционной монархии перед абсолютной является то, что она сглаживает противоречия между элементами общества. Важнейшим инструментом для достижения данной цели он считал свободу, которая понималась им в самом широком правовом и нравственном смысле. Это очень актуально в нашей современной России.
Создавая свое учение о разделении властей, Б.Н. Чичерин преследовал цели гарантировать свободы и обеспечить развитие общества в безреволюционной форме.
В заключение стоит сказать, что в своих трудах Б.Н. Чичерин четко обрисовал положения о правовом государстве и разделении властей. Он отстаивал обязанность государства обеспечить и защитить права и свободы личности, гарантировать независимость суда. Суть его идей заключалась в том, что конечной целью развития права является создание развитого гражданского общества. Б.Н. Чичерин уделял особое внимание значению нравственной свободы лица и отмечал, что ее не устранить концепцией общего блага. Он считал произвол необходимой составляющей свободы воли и выявлял ее нравственное значение, а также изучал свободу и справедливость, считая их ценностями, на которых основывается правопорядок.
Список литературы:
- Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Наука, 2007. – 532 с.
- Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, – 1914. – Т. 1. – 632 с.
- Чичерин Б.Н. О народном представительстве. – М., 1899. – 810 с.
- Чичерин Б.Н. Наука и религия. – М.: Республика, 1995. – 495 с.
- Чичерин Б.Н. Общее государственное право. – М., 1894. – 482 с.
- Чичерин Б.Н. Философия права. – М., 1900 – 336 с.
- Чичерин Б.Н. Социология. – Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2004. – 468 с.
дипломов
Оставить комментарий