Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2015 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Закирянова Л.М. СООТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА В ТРУДАХ И. КАНТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СООТНОШЕНИЯ  НРАВСТВЕННОСТИ  И  ПРАВА  В  ТРУДАХ  И.  КАНТА

Закирянова  Ляйсан  Мадехатовна

магистрант  1  курса,  Институт  права  социального  управления  и  безопасности  УдГУ, 
РФ,  г.  Ижевск

E-maillyaisan.zakiryanova@mail.ru

Лапшина  Лариса  Павловна

научный  руководитель,  канд.  юрид.  наук,  доцент  кафедры  теории  и  истории  государства  и  права  УдГУ, 
РФ,  г.  Ижевск

 

С  давних  времен  соотношение  между  правом  и  нравственностью  находится  в  центре  внимания  философов  и  юристов.

Специфика  И.  Канта  состоит  в  том,  что  мыслитель  отказался  исключать  нравственность  и  право  из  теории,  следуя  традициям  демократии  по  Руссо.  Кант  рассматривал  его  идею  о  том,  что  носителями  нравственности  могут  быть  все  люди  без  каких-либо  исключений,  но  переосмыслил  взгляд  Руссо  сравнительно  источника  морали.  По  Канту  источником  законов  нравственности  и  права,  является  практический  разум  или  свободная  воля  людей.  Новшество  этой  идеи  заключалось  в  сохранении  сущности  демократии  руссоизма,  допуская  при  этом  восстановление  методов  рационализма  при  обосновании  этики  и  права.  На  основе  этих  принципов  Кант  сделал  вывод  о  введении  такого  понятия  как  «нравственный  закон».

Мыслитель  отмечал,  что  стать  моральной  личностью  человек  способен  лишь  в  том  случае,  если  произойдет  осознание  своей  ответственности  перед  человечеством  в  целом.  Так  как  люди  равны  между  собой  как  представители  рода,  то  каждый  индивид  по  отношению  к  другому  является  абсолютной  нравственной  ценностью.  Таким  образом,  этика  Канта  свидетельствовала  о  преимуществе  стремления  человеческого  над  эгоистическими,  акцентировала  внимание  на  моральной  ответственности  индивида  за  происходящее  в  мире  [6,  с.  335].

Категорический  императив  Кант  называл  законом  нравственной  свободы  и  применял  эти  понятия  как  синонимы.

Определение  категорического  императива,  данное  в  «Метафизике  нравов»  выглядит,  как  будто  излагается  мысль:  «Как  хотите,  чтобы  с  вами  поступали  люди,  так  поступайте  и  вы  с  ними».  Однако  в  действительности  это  выражение  содержит  достаточно  глубокое  происхождение.  Кант  отметил,  что  любой  индивид  является  для  другого  абсолютной  нравственной  ценностью.  То  есть  удача  остальных  для  индивида  является  как  целью,  так  и  в  то  же  время  обязанностью.  По  его  мнению,  благо  других  есть,  прежде  всего,  долг.  Потому  что  любой  индивид  полагается  на  любовь  и  понимание  других,  превращая  при  этом  себя  в  цель  для  других.

Выполнение  запросов  «категорического  императива»  допустимо  только  в  том  случае,  если  индивиды  будут  свободно  полагаться  зову  «практического  разума»,  охватывая  при  этом  как  область  этики,  так  и  сфера  права.

Нравственность  –  это  отношение  индивида  не  только  к  остальным,  но  и  к  себе,  чувство  совершенства,  самоуважения,  осмысление  себя  как  личности  [3,  с.  91].

И.Кант  (1724–1804)  вопросы  права  и  морали,  их  соотношение  исследовал  в  разных  своих  трудах.  Так,  в  «Метафизике  нравов»  (1797)  он  определяет  понятие  права  как  «совокупность  условий,  при  которых  произвол  одного  [лица]  совместим  с  произволом  другого  с  точки  зрения  условия  свободы»  [3,  с.  111].  К  ним  он  относил:  существование  законов,  выполнение  которых  осуществляется  принудительно;  гарантия  собственности  и  личных  прав  индивида;  равноправие  членов  общества  перед  законом,  а  также  рассмотрение  споров  в  судебном  порядке.

В  практическом  и  идеологическом  плане  это  понятие  равнозначно  мировоззрению  раннего  либерализма.  Оно  исходит  из  принципа:  самостоятельные  и  независимые  друг  от  друга  индивиды  правомочны  сами,  по  обоюдному  согласию,  решить  взаимоотношения,  которые  могут  возникнуть  между  ними,  и  нуждаются  в  получении  устойчивой  защиты.

Главным  свойством  права  Кант  отметил  формальное  равенство,  которое  достижимо  только  в  свободе  и  нет  преимуществам  в  праве.  «Будь  человеком,  действующим  по  праву…  Не  поступай  с  кем-либо  не  по  праву»,  –  пишет  Кант  [3,  с.  119].

Теория  права  И.Канта  взаимосвязана  с  этикой.  Право  и  мораль  обладают  единым  источником  (практический  разум  человека)  и  целью  (утверждение  всеобщей  свободы).

Разницу  мыслитель  видел  в  методах  принуждения  к  поступкам.  Мораль  основана  на  внутренних  мотивах  человека,  осмыслении  им  своего  долга.  И  наоборот,  право  использует  внешнее  принуждение  для  обеспечения  подобных  поступков  со  стороны  иных  индивидов  (государства).  В  области  морали  не  существует  обязательных  кодексов,  в  то  время  как  в  праве  есть  публичное  законодательство  обеспечиваемого  путем  силы  принуждения  [3,  с.  336].

Кант  акцентирует  внимание  о  первичности  морали  по  отношению  к  религии.  Так,  в  «Критике  практического  разума»  (1788)  отмечает  что  моральная  необходимость  чтить  бытие  божье  субъективна  [2,  с.  36].  Мнение  о  существенности  морали  по  отношению  к  религии  аргументируются  и  в  «Религии  в  пределах  только  разума»  [4,  с.  138].

Для  ликвидации  неясности  в  формулировках  терминов  «этика»,  «мораль»,  «нравственность»,  а  также  их  взаимосвязанности,  есть  необходимость  обращения  к  разъяснениям  Канта.  Так,  в  предисловии  к  «Метафизике  нравов»  [3,  с.  11]  он  отмечает,  что  наука  о  законах  свободы  есть  этика,  по-другому,  называет  учение  о  нравственности.

В  «Критике  практического  разума»  [2,  с.  86]  Кант  внедряет  понятия  моральности  и  легальности  поступка.  «Поскольку  законы  свободы  относятся  лишь  внешние  поступки  и  их  законосообразности,  они  называются  юридическими  законами;  если  же  они  выделяют  запрос,  чтобы  законы  были  обусловливающими  основаниями  поступков,  они  называются  этическими,  и  в  этом  случае  говорят:  соответствие  с  первыми  есть  легальность,  со  вторыми  моральность  поступка».  То  есть  нужно  следовать  согласно  долгу  (легально),  а  из  чувства  долга  –  морально  [5,  с.  248].

Таким  образом,  источником  законов  нравственности  и  права,  является  практический  разум  или  свободная  воля  людей.  Новшество  этой  идеи  заключалось  в  сохранении  сущности  демократии  руссоизма,  допуская  при  этом  восстановление  методов  рационализма  при  обосновании  этики  и  права.  На  основе  этих  принципов  Кант  сделал  вывод  о  введении  такого  понятия  как  «нравственный  закон».

Человек  –  это  субъект  нравственного  сознания,  который  следует  в  поведении  волеизъявлениям  нравственного  закона.  Данный  закон  не  зависит  от  внешних  условий,  то  есть  безусловен.  Кант  его  определяет  как  «категорический  императив»,  тем  самым  акцентирует  на  абстрактный  и  формалистический  характер.

Также  Кант  осознавал  недостаток  категорического  императива  и  выходом  из  этого  считал  право.  Анализируя  соотношение  права  и  морали,  он  характеризует  законы  права  как  ступень  нравственности,  предвосхищая  тем  самым  известное  выражение  В.Соловьева,  что  «мораль  –  это  минимум  нравственности».  Значимость  данного  высказывания  подтверждает  и  общий  источник  законов  нравственности  и  права  не  иначе  как  практический  разум  или  свободная  воля  людей.

Если  право  определено  в  обществе  как  отвечающее  нравственным  законам,  то  это  свидетельствует  тому,  что  поведение  человека  находится  в  определенных  пределах,  то  есть  желание  одного  индивида  не  мешают  свободе  других.  Однако,  эти  отношения  нельзя  назвать  нравственными,  так  как  в  них  человек  следует  не  зову  долга,  а  другим  основаниям,  таким  как  выгода,  страх  наказания.  По-другому,  право  гарантирует  внешние  отношения  между  людьми.

Кант  не  отделяет  в  полном  объеме  право  от  этики.  Так,  В.Ф.  Асмус  анализируя  его  тезисы,  отмечает,  что  в  право  не  могут  быть  включены  внутренние  мотивы.  Поэтому  смысл  этического  законодательства  надо  полагать,  гораздо  шире  законодательства  правового.  Тем  не  менее,  по  Канту,  право  не  требует  обязательно  внутренних  аргументов  поступка,  но  и  не  исключает  эти  запросы  [1,  с.  309].

Следовательно,  право  –  это  часть  этики.  В  законах  этики  содержатся  указания  не  только  этических  обязанностей,  но  и  предписания  юридических  обязанностей.  Поэтому  смысл  юридического  закона  есть  следствие  категорического  императива.

 

Список  литературы:

  1. Асмус  В.Ф.  Иммануил  Кант.  М.:  Высшая  школа,  2005  (Классика  философской  мысли).  –  439  с.
  2. Кант  И.  Критика  практического  разума,  1788.
  3. Кант  И.  Метафизика  нравов,  1797. 
  4. Кант  И.  Религия  в  пределах  только  разума,  1793.
  5. Козлихин  И.Ю.,  Поляков  А.В.,  Тимошина  Е.В.  История  политических  и  правовых  учений.  СПб.:  Изд.  Дом  С.-Петерб.  гос.  ун-та,  Изд-во  юрид.  фак.  СПбГУ,  2007.  –  856  с.
  6. Лейст  О.Э.  История  политических  и  правовых  учений:  учебник  для  вузов  /  под  редакцией  докт.  юрид.  наук,  профессора  О.Э.  Лейста.  –  М.:  Издательство  «Зерцало»,  2006.  –  568  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.