Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ Б.ПОТТЕР КАК ЛИТЕРАТОРА И ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ
Корост Наталья Сергеевна
студент группы 31 ХГ, факультет «Дизайна и технологий»,
Белгородский Государственный институт искусств и культуры, РФ, г. Белгород
E-mail: N.Korost@yandex.ru
Чернявская Наталья Эдвиновна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, БГИИК, РФ, г. Белгород
По подсчетам историков, около 20 % литераторов Викторианской эпохи были женщинами. Среди них и хорошо известные современному читателю сестры Бронте, Элизабет Гаскелл, Беатриса Поттер, поэтессы Кристина Россетти и Элизабет Браунинг и подзабытые имена вроде Мари Корелли и миссис Олифант [6, с. 37]. Из всех вышеупомянутых литераторов, творчество именно Б. Поттер является ценным сразу для нескольких видов искусства. Сто тринадцать лет назад талант Беатрис, как писательницы и художника-иллюстратора, стал известен широкой публике. Актуальность темы исследования заключается в том, что при переходе на новый технический уровень создания книжных иллюстраций важно учитывать ценность опыта прошлых лет. Изучения творческого пути и эстетического воспитания Б. Поттер может быть полезным и поучительным для художников-иллюстраторов в период возрастания, среди них, популярности совмещения нескольких видов деятельности одновременно.
Беатрис Элен Поттер родилась 28 июля 1866 года в Кенсингтоне, который сегодня является одним из самых престижных районов Лондона. Детство она проводила, как это свойственно девочкам, обучавшимся на дому, в одиночестве. Круг ее общения составляли родители и гувернантки. Уже в более зрелом возрасте она писала иллюстрированные письма детям, одной из своих бывших гувернанток, Энни Мур.
Ее родители были богаты, оба были обладателями наследства с Ланкаширского хлопка. Их предки нажили состояние на хлопке и когда-то были обычными торговцами, но родители Беатрис родились как минимум поколение спустя и, будучи зажиточной парой «семидесятых», они не работали и не прикасались к грязной торговле, они пали под изнуряющим и отупляющим влиянием их столетия – период зажиточного и аристократичного среднего класса [2]. Руперт Поттер имел адвокатское образование, но не занимался практикой. Его увлечением была фотография, которая, на тот момент, стала доступна уже и любителям, имеющим достаток. Отец брал Беатрис с собой в музеи и в гости к многочисленным творческим друзьям. Одним из самых известных друзей семьи Поттер был художник Джон Эверрет Милле. Общение с ним и наблюдения за его работой, повлияло на эстетическое воспитание Беатрис. Уже в зрелом возрасте она вспоминала о своем страхе перед видом Милле, а сам художник, однажды, предлагал Руперту написать портрет его дочери, но тот отказался из-за боязни возникновения у Беатрис тщеславия и зазнайства.
Верным товарищем для Беатрис стал брат, который был младше ее на шесть лет. Именно с Бертрамом они подолгу наблюдали и ухаживали за животными. Уважение и любовь к ним она выразит еще не раз, но уже в своем творчестве. Коллекция животных, обитавших в их классной комнате, включала лягушек, черепаху, саламандру, летучую мышь и запрещенных родителями, принесенных в тайне из сада, мышей, ежей и кроликов. Некоторых из них писательница оживит в своем творчестве, по прошествии десятков лет. В возрасте шести лет Бертрама отправляют учиться в школу-интернат, а Беатрис снова остается в одиночестве. Она стала еще больше уделять внимания рисованию и в июле 1881 года ее многолетняя любовь к творчеству вознаградилась получением сертификата об окончании второго класса, выданным комитетом по вопросам образования Департамента науки и искусства. Уже в возрасте двадцати лет Беатрис была талантливым натуралистом, изучала растения и животных в музеях на Кромвель-Роуд. Именно там она развила способность рисовать, смотря в микроскоп, что заметно сказалось на технике выполнения и размере иллюстраций к ее сказкам. Возможно, если бы не пренебрежительное отношение представителей Общества Линнея к ее персоне, Беатрис могла стать знаменитым микологом и заниматься изучением грибов.
Можно сказать, что писатель наряду со зрительным и слуховым воображением должен иметь ещё эмоциональное воображение, т. е. способность переживать в воображении чужие чувства. Столь мощная и богатая работа воображения возможна лишь при наличии достаточного материала.
Накопление этого материала предполагает следующие условия:
- Высокое развитие наблюдательности, о чём мы уже говорили в главе о восприятии.
- Тщательное и углублённое изучение той области действительности, которую писатель изображает в своём произведении [6, с. 57].
Биатрис обладала всеми условиями для накопления материала, которые перечислил в своей книге «Психология» Борис Михайлович Теплов. Как писатель и художник-иллюстратор она становится известной в 1902 году, когда издатель Фредерик Уорт выпускает ее «Сказку о Кролике Питере», одно из самых популярных ее творений. Кролик родился в, ранее упомянутых, иллюстрированных письмах детям своей гувернантки. В жизни Б. Поттер произошли печальные события личного характера, которые подтолкнули ее к покупке фермы Хилл-Топ и переезду в Озерный край, где она бывала еще в детстве. Виды, соседних с фермой Б.Поттер, владений стали появляться в ее иллюстрациях. В Озерном краю, она вышла замуж во второй раз уже в возрасте сорока семи лет. С нотариусом Вильямом Хилисом она прожила до 1943 года, момента, когда ее жизнь оборвалась от развившейся тяжелой формы бронхита.
Знаменитый Озерный край все так же красив, как и во времена Б. Поттер. Она смогла, достаточно не навязчиво, вписать виды, любимых ею еще с детства, местных пейзажей в свои иллюстрации. Точность передачи характера, эмоций и пропорций изображенных художником персонажей, даже после ста тринадцати лет, с момента появления, не оставят равнодушными. Любовь к животным и достаточно глубокие познания в их строении, сказались на качестве ее работ. Знаменитый кролик Питер, точностью и проработкой своего портрета, обязан настоящему живому кролику и верному спутнику Б. Поттер Бенджамину Банскеру. Педантичность и кропотливость исполнения работы заметны в тонкости и легкости ее многочисленных иллюстраций. Цветовая гамма подобрана настолько гармонично, что трудно представить себе иное колористическое решение персонажей и пейзажей, сопутствующих им на протяжении всей книги. Удивительным образом Беатрис Поттер сумела объединить в себе писательские и иллюстраторские способности, при этом не один из видов творчества, которым она занималась, не потерпел фиаско. Ответственность иллюстрирования сказки, которую оформил сам автор много лет назад, очень велика. К тому же, может ли кто-то изобразить персонаж лучше чем сам его творец? Единственным известным художником книги, который ощутил эти трудности на себе, является Майкл Хейг. Книга «Сказка про Кролика Питера» с его иллюстрациями была выпущена издательством «Карьера Пресс» в 2015 году. Материалами выполнения иллюстраций является бумага и акварель, как и у Беатрис, возможно это одно из не многого, кроме самого произведения, что объединяет обе книги. Цветовая гамма обеих книг имеет очевидные отличия, как тон, композиционное решение пространства. Разница заметна и в общей стилистике книги. Подход Майкла Хейга к общему оформлению значительно грубее чем у Беатрис. Издательство описывает Хейга так: Известен как человек, который совершенно по-новому, по-современному смотрит на классические истории [5]. Безусловно, он является талантливым художником, но в полной мере превзойти опыт художника-иллюстратора Б. Поттер, полученый в процессе оформления более двадцати сказок собственного написания, ему так и не удалось.
Список литературы:
- Беатрикс Хелен Поттер//Все о кролике Питере//М.: Росмэн, 2015 г.
- Беатрис Поттер//Сказка про Кролика Питера//М.: Карьера Пресс, 2015 г.
- Биография Беатрикс Поттер//"Волшебный мир Беатрикс Поттер" [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://beatrixpotter.ru/beatrix/biografija_beatriks_potter
- Биография Беатрикс Поттер//"Волшебный мир Беатрикс Поттер" [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://beatrixpotter.ru/tale_of_bpotter_bolton_gardens_2
- Издательство Карьера Приесс//[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://careerpress.ru/author/majkl-hejg/
- Коути К., К. Гринберг//«Женщины Викторианской Англии: от идеала до порока»: Алгоритм; М.: 2013.
- Теплов Б.М.//Психология// М.: Учпедгиз, 1953 г.
отправлен участнику
Оставить комментарий